Проблема сущности и существования человека. человек как единство индивида, индивидуальности, личности (а. печчеи «человеческие качества»).

Сегодня принято считать человека – высшей ценностью, наиболее уникальным и универсальным существом. И его сущностью, прежде всего, объявляют единство микрокосма (внутреннего Я, отражающего законы природы), микротеоса (воплощения Божественных идеалов) и микросоциума (совокупности общественных отношений). К сущности относят и биосоциальную или биопсихологической целостность человека = тело (природное) + душа (источник жизненной энергии и свободы творчества, а также носитель бессмертия) + дух (общечеловеческое, или разум, или воплощение Универсального - Абсолютного).

Столь сложный и важныйсубъект является и самой большой проблемой (загадкой) философского исследования: в каждом из нас находят неисчерпаемую глубину, неизъяснимую сложность, множество необъясненных и даже необъяснимых качеств.

Философы любят подчеркивать человеческий универсализм, позволяющий каждому из нас приспосабливаться к любой среде и заниматься любым видом деятельности. Правда, с разной степенью успешности в зависимости от задатков и воспитания соответствующего индивида.

Марксизм и иные социологизаторские школы склонны акцентировать внимание на том, что по сути своей человек общественное (политическое) животное, «совокупность общественных отношений», и потому существует и реализуется только в обществе. Человек создает культуру – культура формирует человека, подчиняя и преобразуя его биологические наклонности. Формирование человека под влиянием общества называется социализацией. Но в последнее время даже неомарксисты склонны придавать гораздо большее значение индивидуальным наклонностям человека.

Сущность человека реализуется в его существовании. Специфические формы человеческого существования: жизнь в большом коллективе (обществе), использование языка, творческое преобразование окружающей среды, целеполагание и поиск смысла жизни.

Будучи природным существом, человек отделятся от естественной природы и возвышается над ней, благодаря своей разумной, преобразовательной деятельности. На этом основании психика человека считается сложнее и совершеннее психики высших животных, потому что она – носитель абстрактного мышления, этических и эстетических ценностей.

Высокоразвитой считается и человеческая склонность к общению. Потому что ни одно животное не способно к столь сложному языку и созданию таких больших коллективов.

Рассматривая человека обособленно, в нем отмечают единство индивида, индивидуальности, личности. В таком контексте понятие «индивид» самое бедное по содержанию. Оно обозначает лишь на то, что данный человек – один из множества элементов, составляющих человечество, лишь «социальная единица». Понятием «индивидуальность» подчеркивается обособленность и своеобразие каждого, но в той лишь мере, что и любого другого. И, наконец, понятие «личность» – самое богатое по содержанию. Оно объединяет все человеческие качества в неповторимую целостность - уникальное сочетание общего, особенного и единичного. Экзистенциалисты и близкие к ним философские школы объявляют носителем всего сугубо личного сверхчувственную экзистенцию (существование).

В процессе формирования индивида-индивидуальности-личности важными факторами являются: генетическая наследственность и влияние социальной среды (от семьи до культуры в целом). Кроме того, в качестве самостоятельного существа человек способен заниматься и самовоспитанием (в какой-то мере сам делает себя). Средства воздействия социальной среды – язык, обычаи-традиции, умения-навыки, мораль и право.

В книге создателя и первого президента «Римского клуба» А. Печчеи «Человеческие качества» (1977 г.) всесторонне демонстрируется, как нынешний безудержный рост потребления природных благ может в любой момент обернуться истощением природы и гибелью человечества. Главную причину грядущего глобального кризиса автор видит в том, что развитие социальных качеств людей сильно отстало от развития индустриальных мощностей.

Чтобы выжить человечество, по мнению Печчеи, должно стать рачительным хозяином природы, превращенной в «человеческую империю». Для этого необходимо узнать допустимые пределы роста цивилизации, и каждому научиться сдерживать свои эгоистические потребности в пределах общих для всех норм довольствия (от ограничения деторождения и личного потребления до сдерживания научных исследований и технических новаций). Стихийный выход из глобального кризиса («саморегулирование хаоса») Печчеи исключает и большие надежды возлагает на просвещение и ненавязчивое руководство со стороны «мозгового треста человечества», в качестве прообраза которого рассматривает свой Римский клуб и ему подобные неформальные объединения «наиболее мудрых». Главное препятствие к реализации своих идей автор видит в алчности частных собственников и раздробленности мира на суверенные государства.



Наши рекомендации