Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. природа философских проблем (аристотель «метафизика»).
Философия – часть культуры и форма мировоззрения, активно взаимодействующая с другими частями и формами. Придать этому взаимодействию системность – одна из важнейших задач философии.
Культура (совокупность духовных и материальных творений человечества) предоставляет богатый материал для философских размышлений и обогащается философскими обобщениями.
Мировоззрение (система устойчивых взглядов на мир) не может обойтись без предельно общих – то есть философских взглядов. При этом философское мировоззрение взаимодействует с обыденным (житейским), мифологическим, религиозным и научным мировоззрениями. Отечественные философы постоянно подчеркивают единство научного и философского мировоззрений.
Философские проблемы, так или иначе, сводятся к постижению наиболее общих (фундаментальных) принципов взаимодействия мира и человека. Что позволяет считать природу философских проблем– теоретической квинтэссенцией (предельным обобщением) всех проблем мироздания и человеческого существования.
Книга Аристотеля «Метафизика» (30-е годы IV в. до н.э.) заложила основы всей последующей философии. Фактически это сборник работ Аристотеля о первоначалах, составленный в I в. до н.э. и размещенный после «Физики» (отсюда название). Важнейшее в «Метафизике:
- доказательство того, что изучение фундаментальных причин всего сущего (первоначал) наиболее достойно называться постижением мудрости;
- анализ взаимосвязей между важнейшими первоначалами (сущностью, материей, движением и благом);
- подробное толкование основных философских категорий (бытие, качество, место, действие, количество, отношение и т.д.);
- рассуждения о процессах изменения бытия и познания, включая первоэлементы бытия и энтелехию (цель и движитель перемен);
- классификация умозрительных наук (математика, философия, теология);
- замена мистических идей Платона ощутимыми формами;
- сведение всего сущего к Единому Божественному Разуму.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ. ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ.
Наука и ее основные отрасли окончательно выделились из философии во времена Аристотеля, но сохранилось их тесное взаимодействие на общетеоретическом уровне. Изучающая это взаимодействие «Философия и методология науки» сложилась в середине ХХ века.
Выделяют две основныеформы (они же исторические стадии) взаимодействия философии и науки:
1) господство философии, в том числе богословской (Античность и Средневековье);
2) доминирование науки (новое и новейшее время, начиная с формирования «экспериментальной науки» XVII в.).
Каждую из этих стадий делят на три периода-этапа (становление-расцвет-стагнация). Для первой стадии это 1) древний донаучный этап; 2) античный этап, 3) средневековый этап. Для второй 1) классический период, 2) неклассический период, 3) постнеклассический период.
Имеется множество точек зрения на научность философии: 1) философия – наука о бытии, 2) философия – наука о сознании и (или) подсознании, 3) философия – наука о языке 3) философия – систематизатор научных знаний, 4) философия – наука о методах; 5) философия – вообще не наука. Все эти точки зрения объединяются отечественной философией.
В последнее время на Западе научность философии отрицается абсолютным большинством ученых. Позитивисты утверждают, что она – смесь точных наук с умозрительными иллюзиями и мистификациями. Иррационалисты сводят ее к сверхчувственному познанию абсолютных сущностей. Простые люди считают философию совокупностью крайне расплывчатых, лишенных конкретики суждений.
Но отечественные философы почти единодушно объявляют философию универсальнейшей из наук, в полной мере использующей все научные методы и достижения, а заодно обладающей всеми качествами науки (системность, истинность, логичность и т.д.). В то же время ее признают весьма специфической наукой, предмет которой выходит далеко за пределы опыта и потому постигается по преимуществу умозрительно, причем не столь точно, полно и объективно, как в других науках.
Зато философия хороша в качестве поставщика самых общих идей и методов постижения бытия, этических и эстетических учений, гипотез и обобщающих концепций. Что используется естественными и социальными науками.