Единство фундаментальных и прикладных научных исследований, естественных и социально-гуманитарных наук.
Как в прошлом, так и в современную эпоху наука развивалась и развивается, с одной стороны, на основе теоретического знания, с другой, – путем обобщения накопленного в обществе эмпирического знания. Однако сегодня прежде всего теоретическая (фундаментальная) наука выступает в качестве генератора идей, обеспечивает прорывы в новой области производства и технологии.
Очевидно, если иметь в виду сиюминутную выгоду, то фундаментальная наука «бесполезна». Ее польза проявится в относительно отдаленной перспективе. Но именно фундаментальная наука даёт начало новым отраслям народного хозяйства.
Так, в XIX в. исследования электронных волн привели к установлению уравнений Максвелла, открытию электромагнитных волн и, в конечном счете, - к изобретению радио и телевидения.
В XX в. исследования полупроводников привели к изобретению транзистора и созданию современных компьютеров и информационных сетей.
Исследования взаимодействия электромагнитных волн с атомами и молекулами привели к изобретению лазеров – разумеется, это только главные достижения XX в.
Кроме того, фундаментальная наука создает предпосылки для создания новейших видов оружия. Например, ядерного.
И именно фундаментальная наука предостерегает людей. Она показывает нам в сколь опасном мире мы живем: планета перегревается, энергетические и другие ресурсы ограничены и быстро сокращаются, эколого-биологическая ситуация угрожающе опасна, существует возможность столкновения нашей планеты с крупным метеоритом или астероидом, что может привести к её гибели и т.д. и т. п.
В целом наука, в том числе и фундаментальная, подчеркнем ещё раз, - не предмет чистого, созерцательного мышления; она постоянно связана с практикой. Важными звеньями генерации и внедрения достижений научно-технического прогресса в производство наряду с фундаментальными знаниями являются прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание нового технического оборудования, наконец, его массовое внедрение в производство. При этом, как считает видный отечественный исследователь проблем НТР Э.А. Араб-Оглы, «для достижения наибольшей эффективности развития всех звеньев должна соблюдаться определенная пропорциональность, которую можно условно представить как своего рода пирамиду активности, показывающую опережающие темпы роста верхних ступеней по сравнению с нижними. Вот как располагаются, по его мнению, требования по ускорению научно технического прогресса, соответственно значимости различных ступеней: фундаментальные науки призваны опережать в своём развитии прикладные исследования, чтобы не только обеспечить поисковый прорыв в новые области знания, но и создать возможно больший теоретический задел для последующего его плодотворного использования прикладными отраслями науки; прикладные науки в свою очередь на основе отбора наиболее перспективных теоретических идей из этого задела должны опережать в своём развитии опытно-конструкторские разработки, накапливать для них возможные технические нововведения, стимулировать творческую мысль изобретателей; опытно-конструкторские разработки также должны проводиться в таких масштабах, которые позволяли бы выбирать среди них наиболее перспективные с экономической точки зрения технические нововведения, воплощающие в себе технику новых поколений, а не довольствоваться ее скромными, незначительными усовершенствованиями; наконец, опережающие темпы производства новых машин и других технических средств должны привести к максимальному сокращению сроков обновления основных производственных фондов и ускоренному росту производительности труда.
Важной чертой развития науки в современную историческую эпоху является то, что параллельно с процессом дифференциации естественных наук, с одной стороны и их интеграции, с другой, идёт процесс объединения естественных наук с общественными.
К. Маркс и Ф. Энгельс писали в своё время, что существует только одна наука, историческая наука: история природы и история человечества. «…Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»[7].
Выдающийся физик Макс Планк также стоит на позиции признания единства наук. «Наука представляет собой монолит. Разделение его на разные отрасли обусловлено не существом дела, а лишь нашими ограниченными возможностями понимания, ограничениями, которые ведут к подобному разделению в практике. В действительности существует неразрывная цепь от физики и химии через биологию и астрономию к социальным наукам, цепь, которую нельзя произвольно разрывать ни в каком месте».
В XXI в. наука будет играть все большую роль в управлении обществом и государством. Сегодня научный и технологический потенциал настолько же велик, насколько и опасен. Поэтому эффективность принимаемых решений будет в полной мере определяться тем, насколько к ним будут применяться нравственные ценности. Прежде всего, велика моральная ответственность самих ученых. Прогресс науки не остановить, появление новых знаний, в том числе и тех, которые можно использовать во вред людям, предотвратить невозможно, но ученые обязаны предупредить о возможных опасных последствиях новых открытий. Правда, ученые отнюдь не всегда могут предвидеть отдаленные последствия своих открытий. Вряд ли А. Эйнштейн мог предвидеть, создавая теорию относительности, что положил начало историческому процессу, который поставил человечество перед ядерной катастрофой. Более того, узнав об открытии ядерного деления урана под действием нейтронов немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрассером, сознавая, что открытие совершилось в фашистской Германии А. Эйнштейн и другие ученые обратились к правительству США с предложением о быстрейшей разработке программы по созданию ядерного оружия.
Однако, позднее А. Эйнштейн, Р. Оппенгеймер и другие выдающиеся физики, активно участвовавшие в создании атомной бомбы, решение об ее использовании против Японии сочли «величайшей ошибкой правительства США». Но примечательно, что политические руководители США никаких угрызений совести не испытывали. Президент Трумен после встречи с Р. Оппенгеймером сказал: «Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу. Меня тошнит от этакой слезливости».
В современных условиях ответственность ученых и, разумеется, политиков еще более возросла. Авторы доклада «Этика и ответственность науки» на Всемирном Конгрессе Юнеско но науке (Будапешт, июнь-июль 1999 г.) справедливо отмечали, что сегодня в обществе есть проблемы, относительно которых имеются все основания для беспокойства. «Сейчас самое время пересмотреть цели и ценности, которыми руководствуется научное сообщество».
Следует учитывать, что сегодня научно-исследовательская деятельность находится, как правило, под контролем государства. Государство, подконтрольные ему инстанции, финансируют те научные программы, которые соответствуют так называемым «интересам» государства. Это, естественно, так или иначе, закрепощает ученого, мешает его творческой свободе. Его способности ставятся зачастую на службу целям, чуждым его творческим устремлениям. Более того, значительная часть научных исследований напрямую связана с военными целями, то есть вообще противоречит гуманизму, является угрозой для мирного сосуществования людей и народов. Как справедливо пишет Б. Брехт: «Буржуазия изолирует науку в сознании ученого, предоставляет ее некоей самодовлеющей областью, чтобы на практике запрячь ее в колесницу своей политики, своей экономики, своей идеологии. Целью исследователя является «чистое» исследование, результат же исследования куда менее чист. Формула Е=mc2 мыслится вечной, не связанной с формой общественного бытия. Но такая позиция позволяет другим устанавливать наличие этой связи: город Хиросима внезапно стирается с лица Земли. Ученые притязают на безответственность машин».
Подлинный ученый должен быть человеком высокой чести, человеческого достоинства и совести. Он должен осознавать социальные последствия своей деятельности. Должен понимать суть политических событий, происходящих в своей стране и в мире. Он должен быть убежден, что достижения науки и техники должны служить благу людей, и что это возможно только в демократическом обществе, основополагающими принципами жизни которого являются открытость, гласность, доверие и взаимопонимание между людьми.