Особенности философии Сенеки
Фатализм | Человек принимает свою судьбу, какой бы она ни была. Только тогда человек будет в ладу с самим собой и познает истинное счастье |
Идея добродетели | Открытие внутренней духовной свободы |
Апатия | Бесстрашие, невозмутимость, недопущение страстей. Человек бесстрашно воспринимает жизнь во всех ее проявлениях |
Атараксия | Безусловное спокойствие духа, единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный философ. |
Жизнь конкретного человека – исполнение долга | Человеческие обязанности необходимо нести достойно и гордо |
Теория высшего блага | Высшее благо – человеческое счастье и нравственный идеал |
Роль философии | Философия является руководством по управлению государством |
Закон Природы и Бог едины | Закон Природы для Сенеки – это Бог. Бог – судьба, провидение. Бог определяет нашу жизнь с ее радостями и страданиями. Истинная цель жизни – в преодолении страданий. |
Человек двойственное существо | Тело тяготит человека, так как является «тюрьмой» для души. Душа должна освободиться от тела, чтобы очиститься. |
Совесть | Совесть является духовной силой и моральным фундаментом каждого человека. От совести человек не может уйти. Преступник может уйти от закона, но уйти от совести – невозможно |
Братство и любовь – основа отношений между людьми | Все отношения между людьми должны строиться на основе братства и любви |
Эпиктет (ок.50 – ок. 135 г н.э.) родился рабом и стал свободным лишь в зрелом возрасте. Будучи ещё рабом, Эпиктет посещал лекции стоиков и увлёкся философией. Когда он стал свободным, то основал собственную философскую школу. Несмотря на то, что у него было много богатых учеников, философ вёл очень скромную жизнь: всё его имущество состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи, циновки и глиняной лампы.
Эпиктет не оставил после себя никаких произведений, но его речи записали его ученики, составив из них несколько книг. Четыре из них сохранились до нашего времени.
Эпиктет, по сравнению с Сенекой, вносит в учение более ярко выраженный религиозный компонент.
Бог – это всеобщийразум ивсеобщееблаго, Провидение. Нужно подчиняться божьей воле, в этом и есть свобода человека. Существующий миропорядок нельзя изменить, но можно изменить своё отношение к миру.
Всё, что Бог предоставляет нам в этом мире, можно разделить на два класса:
Эпиктет:«Нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что невозможно; и наоборот, можно быть счастливым только в том случае, если желаешь возможного, потому что в таком случае всегда будешь иметь то, чего желаешь. Всё дело в том, чтобы желать только того, что в нашей власти, того, что возможно».
Марк Аврелий(121-180 гг. н.э.) - император Рима. Это был деятельный и энергичный правитель. Умер император от эпидемии чумы, которая разразилась в Риме.
После смерти были найдены его записки, составившие целое философское сочинение под названием «Мемуары» или «Наедине с собою. Размышления».
Идеи его философии:
- Философ считает, что всё в этом мире бренно, бессмысленно и даже ничтожно. Даже посмертная слава не имеет смысла. Всё это суета.
- Есть некая духовная опора – это Единое-Целое, которое всем управляет, откуда всё проистекает. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть, и быть довольным ею.
- В поведении человека важный принцип - моральный долг. Помимо обязанностей, боги даровали людям и свободу выбора. Свой выбор человек может совершить с помощью разума.
Киники
Антисфен(V-IV вв. до н.э.) - основатель этого течения, ученик Сократа Антисфен преподавал в афинской гимназии под названием Киносарг, что значит «зоркий пёс". Отсюда произошло название направления – киники. По другой версии этот термин происходит от древнегреческого слова «кинокос»- собачий. Философия киников – собачья философия. Антисфен утверждал, что жить нужно подобно собаке, потребности человека носят животный характер. Сами философы называли себя собаками.
Наиболее ярким философом-киником был Диоген Синопский (IV в. до н.э.). Родился в городе Синопа, продолжительное время жил в Афинах. Диоген создаёт идеал кинической жизни.Он был примером мудреца-аскета. У него не было никакой собственности. Диоген одно время жил в бочке. Киники продолжили учение Сократа в крайней форме, поэтому Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».
· На вопрос, за что его зовут собакой, Диоген говорил: «Кто бросит кусок, тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».
· Увидев, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвил: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».
· Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».
· Безразличие Диогена к власти показывает эпизод встречи философа с Александром Македонским. Прослышав о Диогене, великий государь пожелал с ним встретиться. Когда Александр подошёл к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
Основные идеи кинической философии:
Духовная свобода человека | Человек обладает безграничной духовной свободой |
Аскетический образ жизни | Демонстративное пренебрежение ко всем обычаям и общепринятым нормам жизни |
Идеал жизни - автаркия | Человек должен стремиться к самодостаточности, то есть состоянию автаркии |
Иллюзорность человеческого бытия | Большинство людей стремится к удовольствиям, богатству, власти |
Позитивные стороны кинизма. Киники, как и другие школы этого периода (стоики, эпикурейцы, скептики), разоблачили великие иллюзии, двигавшие поведением людей: погоня за удовольствиями, за богатством, желание власти, жажда славы, успеха, блеска.
Недостатки этой философии. Экстремизм - бросание в крайности. Киники не предлагают систему положительных ценностей и предлагают людям животный образ жизни. Отрицание науки и философии, в целом культуры, того, что отличает человека от животного.
Школа Эпикура
Эпикур(IV-III вв. до н.э.) родился на о. Самос. В Афинах Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура».
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины.
Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах.
В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.
Его главный труд — «0 природе» — содержал 37 книг. Известны названия и ряда других его работ, но ни одна из них до нас не дошла.
Сохранилось лишь три письма Эпикура, излагающие основные положения его учения.
Первое из них — «Эпикур приветствует Геродота» — содержит изложение атомистической физики Эпикура, включая учение о душе и ряд положений его учения о познании.
Второе письмо — «Эпикур приветствует Пифокла» — излагает астрономические воззрения философа, стремившегося дать ряд гипотез о небесных явлениях и тем самым опровергнуть «мифическую болтовню», связанную с ними.
Третье письмо — «Эпикур приветствует Менекея» — содержит основные положения этического учения его автора, большая часть его публикуется ниже.
Кроме этих писем сохранилось еще небольшое сочинение Эпикура, написанное в виде афоризмов (всего их 40) и известное под названием «Главные мысли».
Основные идеи Эпикура
Человеческое счастье | Человек рожден для счастья |
Счастье | Стремление к удовольствиям и избеганию страданий |
Мера | В человеческой жизни необходимо соблюдать меру (в особенности в удовольствиях) |
Мера | Меру знают разумные |
Три группы удовольствий:
Естественные и необходимые | Естественные, но не необходимые | Не естественные и не необходимые |
Связаны с сохранением жизни индивида. Они приносят пользу человеку, избавляя его от страданий. Удовлетворение голода, жажды, усталости. | Те, что сверх естественных: изысканные пища и напитки, элегантная одежда. Эти желания не имеют естественного предела, ибо не связаны с телесным страданием, а потому могут нанести человеку ущерб. | Тщеславие, суетные желания роскоши, власти, славы. Они не связаны с телесными потребностями и подвергают душу опасным волнениям. Их нужно всячески избегать. |
Достижению полного счастья у человека мешают страхи.
Три вида страхов
Страхи перед небесными явлениями | Страхи перед богами | Страхи перед смертью |
Эти страхи преодолеваются знанием физики, космологии и астрономии, которые и изучают данные явления. | Нужно знать, что боги пребывают в блаженстве и не вмешиваются в дела людей. | Как материалист, Эпикур считает, что после смерти ничего не будет, душа тоже погибнет, нет загробной жизни. Значит, нечего мучить себя мыслями о том, что будет после смерти. |
Ученики и последователи Эпикура высоко ценили радости частной жизни и дружбы. Самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.). Сочинение: «О природе вещей».
Эпикур:«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет. Нет, стало быть, смерти ни для живых, ни для мертвых»
Скептики
Скептицизм(II в. – III в. н.э.)–с греч. критикующий, исследующий.
Пиррон(ок.360-280 гг. до н.з.) – древнегреческий философ из Элиды. Верховный жрец Элиды. Впервые систематизировал идеи сомнения, которые были распространены в Древней Греции. Согласно Пиррону, «мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов».
В качестве самостоятельного философского направления идеи скептиков возродились во 2 в. н.э. и их представляет римский философ Секст Эмпирик(200-250 гг.). Будучи врачом, занимался практической медициной. Поэтому получил прозвище Эмпирик. Сочинение: «Пирроновы основоположения», «Против ученых».
Скептическая позиция, согласно Сексту Эмпирику, проста и очевидна: «Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же и философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли они ее или нет».
· Скептики утверждают, что нельзя получить достоверное знание. В этом они являются продолжателями традиций софистов. Наше познание зависит от обстоятельств, состояния организма, влияния традиций и т.п.
· Сомнение в получении достоверного знания легло в основу этической концепции. Нужно воздерживаться от суждении (как утверждающих, так и отрицающих). Для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное по истинности. Это философия тех, кто стремится к истине. В отличие от тех, кто что-то утверждает, тем самым становится догматиком. Догматики те, кто воображает, что достигли истины.
· Благодаря этому скептик получает душевный покой – атараксию(невозмутимость). В этом и состоит счастье.
· В жизни нужно руководствоваться естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего – здравым смыслом.
Неоплатонизм(III – IV в. н.э.) – последняя форма греческой философии, философско-мистическое направление античной философии.
Неоплатонизм – переработка идей Платона с религиозной точки зрения.
Основателем неоплатонической философии является философ Плотин (205-270 гг.), который в Риме основал свою философскую школу. Цель школы: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, объединиться с божественным в экстатическом единстве.
Сочинение: «Эннеады» («Девятки»).
Последователи Плотина: Порфирий, Ямвлих, Плутарх, Прокл (последний философ античности).
Конец античной философии – 529 год. Вышел запрет на деятельность философских школ. Император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит иметь школы и преподавать. В Кодексе Юстиниана указывалось: запрещается преподавать доктрины нечестивых язычников, ибо они растлевают души учеников. Противное каралось санкциями: высылка вместе с семьей, лишение собственности.
Характерные черты неоплатонизма:
· учение об иерархически устроенном мире: Единое, Дух, душа, материя;
· учение о «Едином» первоначале;
· учение об эманации – истечение света из Единого;
· мистический экстаз;
· разработка практических способов единения с божеством - теургия (боготворчество);
· претворился в форму «школьной философии» каккомментирование диалогов Платона и систематическая разработка его учения.
Вопросы для повторения:
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития античной философии.
2. Объясните суть «натурфилософского подхода».
- Перечислите «философов-досократиков».
- Перечислите и кратко охарактеризуйте основные философские школы античной философии.
- Кому из философов принадлежит следующее высказывание: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
- В чем заключается положительное значение софистики как философского учения?
- Кто автор высказывания: «Я знаю, что я ничего не знаю» и что оно означает?
- Почему Сократ – один из самых известных философов античности, хотя он ничего не написал?
- Философию Платона называют «объективным идеализмом». Что это значит?
- Существует ли связь между частями философии Платона?
- Аристотель сказал «Платон – мне друг, но истина дороже». Что означает эта фраза?
- Объясните учение Аристотеля «о четырех причинах».
- Какие проблемы решали философы эллинистического периода?
- Что означало понятие «апатия» в античности и что оно означает сегодня?
- Что понимает под гедонизмом Эпикур?
- Назовите недостатки и достоинства философии киников.
- Согласны ли вы с позицией скептиков?
- Как достичь счастья, согласно философии стоиков?
- Объясните сущность философии неоплатонизма.
Литература
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976-1984.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
- Греческий мудрец Диоген. М., 1991.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
- Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.
- Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1988.
- Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970.
- Мыслители Греции. От мифа к логосу. Сочинения. М., 1999.
- Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.
- Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1993.
- Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т. II. М., 1990.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., 1997.
- Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
- Ульбано Никола. Иллюстрированный философский словарь. М. 2006.
- Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
- История философии. Отв. Ред.: В.П.Кохановский, В.П.Яковлев. Ростов-на-Дону. 2002.