Проблема характера в отечественной психологии.
Проблема характера — одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить. Характерология давно выделилась как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расширилась до характера возраста, пола, народа, социального характера. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия .
В отечественной психологии советского периода интерес к проблеме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это время защищаются докторские и кандидатские диссертации, выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей, брошюры, определяются ведущие исследователи в этой области: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д Левитов, И. В. Страхов, В. С. Филатов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизируется, интерпретируется как жизненная направленность личности и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах характера советского человека. Но исследователи стремятся преодолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена.
Н. Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера. В первом случае характер рассматривается как направленность и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как преобладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свойства, которые проявляются в привычных формах поведения. Это конкретно-психологическое понимание характера утверждается в литературе и реализуется в циклах исследований по возрастной и, в дальнейшем, по управленческой психологии.
Современные подходы к феномену характера представлены также в исследованиях В. С. Мерлина, Б. И. Додонова — в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые — это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окрркающего мира. Свойства характера — реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям.
В. С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В. С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям.
Акцентуация характера.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и ихсочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией.
На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:
1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждойдеятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;
3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;
5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственнойнеполноценности;
6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность ксамоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;
7) шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;
8) эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкостьмышления, скрупулезная педантичность;
9) застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, какследствие, высокая конфликтность;
10) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов исобытий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» принеудовлетворенной потребности в признании;
11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенностьна мрачных и печальных сторонах жизни;
12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новыхвпечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостатоккритичности и инициативности, склонность к консерватизму.
В отличие от «чистых» типов значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуаций характера - промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные(напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы.
Учет акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода к воспитаниюдетей и подростков, профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.
64. Определение способностей и их отличия от умений и навыков.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Имеются определенные отличия способностей чел-ка от знаний, умений и навыков. Эти отличия проявляются в следующем. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков чел-к может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков чел-к будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей чел-ка, однако способности не обязательно сочетаются с опред. знаниями, умениями или навыками. У чел-ка могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деят-ти. Напротив, чел-к может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деят-ти. Соответствующие знания, умения и навыки чел-к может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деят-ти, входят в стр-ру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся. Способности — качества, благодаря кот. чел-к может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деят-ти.
Виды способностей.
Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.
Выделяют три типа способностей:
художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
мыслительный— характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.
Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.
Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:
- общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
- сложные — способности к труду, учебе, общению.
Основы способностей заложены генетически — в виде задатков . В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.