Понятие воображения и его связь с мышлением.
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления.
Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.
В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.
Психологические механизмы воображения.
Воображение- способность подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.
техники воображения:
Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Особый вид комбинирования - это агглютинация - при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Н-р образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец -- полуневежа),
Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями идр.
Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.
Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны)
Виды памяти.
Память- это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Условно память можно разделить на 3 группы:1)что запоминает человек- это двигательная(умения, навыки, движения); эмоциональная (помнит чувства , эмоции, переживания, испытанные в определенных условиях); словесно-логическая(память мыслей,понятий,размышлений,словесных формултровок) и образная память(связан с органами чувств-слуховая,зрительная,обон.,вкус и тактильная)
2)как человек запоминает- произвольную( предполагает наличие специальной цели запомнить и применение соответствующие приемы,волевые усилия)
и непроизвольную(нет цели запомнить, запоминается само собой)
3)как долго сохраняется запомненное- кратковременная( несколько минут или секунд) и долговременная и оперативная П.(запоминание материала на время необх. для выполнения опред. Операции.
29.ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ (в процессе фило– и онтогенеза.)
1) наглядно-действенное мышление; опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
2) наглядно-образное мышление; характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.
3) словесно-логическое (или понятийное) мышление - осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.
Процессы мышления.
Сравнение устанавливает сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения может стать классификация, которая может выступать как первичная форма теоретического и практического познания. Анализ - процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением(глубоком проникновении в природу вещей, что требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств.) Абстракция обеспечивает возможность выделения одних признаков и отвлечение при этом от других. В результате операций анализа, синтеза и абстрагирования происходит формирование понятий. Абстрагированными могут быть свойства, но и действия (например, метод решения задач). Обобщение служит средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. (одна из форм мысленного обобщения. Суждение-это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение — серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий — это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция — способ производства умозаключении, заключающийся с способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция — это вывод общего из частного.
Процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнаваниеивоспроизведение. Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Виды воображения.
Виды воображения
1.Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
2.Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3.Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
4.Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Виды внимания.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми.Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.,регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на функционирование памяти, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. (новизна объекта, яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.)