Тема 1. Философия как феномен культуры.

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и темы контрольных работ для студентов всех направлений специалитета и бакалавриата заочной формы обучения

Одобрено редакционно-издательским советом

Саратовского государственного технического

университета имени Гагарина Ю.А.

Саратов 2014

ВВЕДЕНИЕ.

Контрольная работа – это одна из форм самостоятельной работы студента в рамках предлагаемого курса. Ее целью является подробное изучение конкретной проблемы, входящей в содержание изучаемого предмета. Данное методическое пособие призвано помочь студенту в написании такой контрольной работы.

На первом этапе подготовки своей контрольной работы студент должен определиться с темой, которую он будет раскрывать. Обычно тема выбирается из предложенных в методическом пособии по номеру зачетной книжки студента. Например, если номер зачетной книжки заканчивается на цифру 1, то студент может выбрать любую тему, которая также оканчивается на единицу, например, тему 1, или тему 11, или тему 21.

Каждая тема в данном методическом пособии содержит в себе несколько вопросов. Эти вопросы и будут тем планом, в соответствии с которым студент должен раскрыть предложенную тему.

Кроме содержательного плана контрольная работа должна иметь введение и заключение. Во введении студент должен обратить внимание на актуальность раскрываемой им темы и ее значимость для познавательной деятельности. В заключении же студент должен привести общие выводы по теме контрольной работы и список использованной литературы.

Данные методические указания составлены таким образом, что кроме подробного плана темы, отдельно прописаны ключевые понятия, которые студент должен использовать и понимать при написании данной работы.

Вместе с темами контрольных работ в методическом пособии указан и список литературы и интернет ресурсов, которыми должен пользоваться студент при написании данной работы. Список литературы разбит на две части. Основная литература, в которую входят учебники, справочники, словари, является общей для всех тем, так как такая литература позволяет получить общее представление об исследуемом вопросе и его истории. Отдельно к каждой теме прописан список дополнительной литературы, который по большей степени представлен оригинальными текстами мыслителей, что позволяет студенту самостоятельно прочитать и проанализировать произведения философов. В каждой контрольной работе должна быть использована и обязательная и дополнительная литература. В случае использования литературы в контрольной работе, студент обязан сделать сноску на цитируемое издание. Такие сноски оформляются постранично и являются неотъемлемой частью контрольной работы.

Контрольная работа может быть представлена и в рукописном, и в печатном виде. Это зависит от требований преподавателя, который будет оценивать работу. По объему печатная контрольная работа должна составлять 10 – 15 страниц печатного текста, набранного шрифтом Times New Roman, кегль 14, все поля по 2,5 см., интервал одинарный. Для рукописных работ объем должен составлять 16 – 18 страниц.

Студент должен помнить, что контрольная работа выполняется самостоятельно и должна быть сдана на проверку преподавателю не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Обязательная литература.

1. Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс]: учебник / А Г. Спиркин. − М., 2011.

2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко. − М., 2011.

3. Гриненко Г. В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. − М., 2011.

4. Бессонов Б. Н. История философии: учебник / Б. Н. Бессонов. − М., 2011.

5. Липский Б. И. Философия: учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. − М., 2011.

6. Стрельник О. Н. Философия: краткий курс лекций / О. Н. Стрельник. − М., 2011.

7. Бучило Н.Ф. Философия: электрон. учеб. / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. − М., 2009.

8. Кармин А.С. Философия: учеб. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. − СПб., 2009.

9. Курс лекций по философии: учеб. пособие Ч. 2. / Сарат. гос. техн. ун-т (Саратов); под ред. А.С. Борщова. – Саратов: СГТУ, 2008.

10. Гобозов И.А. Социальная философия. / И.А.Гобозов. – М., 2010.

11. Балашов Л.Е. Философия: учебник / Л.Е.Балашов. – М., 2008.

12. Канке В.А. Современная философия: учебник. / В.А. Канке – М., 2010.

Интернет-ресурсы

1. http://www.philosophy.ru/

2. http://www.philosoff.ru/

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

4. http://www.filosofium.ru/

5. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/journals.html

Методические указания.

В данной контрольной работе студент должен исследовать проблему сущности и предмета философского знания. Эта тема является вводной для всего курса философии и ее изучение позволяет составить представление о месте философии в культуре и ее значении для человека.

В первом вопросе студент должен раскрыть понятие философии и обдумать ее изначальное определение как «любви к мудрости». Это позволит начать размышлять о том, для чего необходима человеку философия и какое место она должна занимать в системе образования.

Второй вопрос предполагает раскрытие структуры философского знания, формировавшейся на протяжении многих столетий. Раскрывая эту проблему, студент должен уделить особое внимание тому, как взаимосвязаны философские вопросы учения о бытии, учения о познании, учения о ценностях и многие другие.

В третьем вопросе речь идет о возникновении философского знания, о трудностях, с которыми сталкиваются исследователи, когда пытаются определить, почему появилась философия, и как произошел поворот от мифологического мышления к рациональному способу освоения действительности. Одной из концепций, которая объясняет, почему именно этот поворот свершился, является концепция «осевого времени» К.Ясперса, изучив которую, студент сможет понять истоки возникновения не только философии, но и всей европейской цивилизации.

Ключевые слова:философия, онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика, социальная философия.

Дополнительная литература.

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К.Ясперс. – М., 2009.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М., 2010.

3. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М.Хайдеггер. – М., 2013.

4. Дильтей В. Философия в систематическом изложении. / В.Дильтей. – М., 2006.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М.Мамардашвили.– М., 2010.

Методические указания.

В контрольной работе на тему «Миф, религия и наука как способы познания мира» студент должен раскрыть специфику каждого из трех исторических типов мировоззрения и указать на те связи, которые формируются между ними.

В первом вопросе необходимо показать основные особенности мифологического мышления, которое исторически является для человека исходным. Студент должен усвоить, что миф – это не просто собрание фантастических историй, а особый способ чувствования реальности, основанный на образах и символах, в отличие от понятийного мышления науки. Для раскрытия этого вопроса рекомендуется ознакомиться с концепциями мифа А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди.

Ответ на второй вопрос должен содержать основные характеристики религиозного мировоззрения. Студент должен обратить внимание на то, чем отличается религия от мифа и науки, а также, что связывает ее с философией. Особый интерес представляет вопрос о том, какую роль играет религия в жизни человека и возможно ли выстроить такое мировоззрение, которое будет полностью атеистическим. Обращение к этим вопросам позволит студенту определить экзистенциальные измерения религиозного мировоззрения.

Третий вопрос контрольной работы определяет предмет и значение для человека научного мировоззрения. Прежде всего, студент должен раскрыть специфику научной сферы деятельности человека, а, значит, должен указать на причины возникновения науки и ее отличительные черты от мифа и религии. Обращаясь к предмету научного познания, необходимо определить его границы, то есть задать вопрос о том, что может объяснить наука, а где она бессильна.

В итоге своей контрольной работы студент должен сделать выводы о том, как связаны между собой все три исторических типа мировоззрения.

Ключевые понятия:миф, синкретизм, религия, монотеизм, политеизм, наука, факт, парадигма, сциентизм, антисциентизм.

Дополнительная литература.

1. Барт Р. Мифологии. / Р.Барт. – М., 2010.

2. Элиаде М. Священное и мирское. / М.Элиаде. – М., 2012.

3. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. / Д.Д.Фрэзер. – М., 2010.

4. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. / К.Р.Поппер. – М., 2010.

5. Кун Т. Структура научных революций. / Т.Кун – М., 2009.

Методические указания.

Раскрывая тему данной контрольной работы, студент должен определить основные особенности античной философии. Эти особенности самым тесным образом связаны с историей всей культуры Древней Греции, ее политической системой, искусством и зарождающейся наукой.

В первом вопросе контрольной работы студент должен рассмотреть условия возникновения философии в Греции, и определить какое влияние оказало мифологическое мышление греков на формирование философско-логической системы и насколько тесно в начале своего существования философия перереплеталась с мифом.

Второй вопрос контрольной работы предполагает раскрытие фундаментальных для греческой философии понятий хаоса и космоса. Проанализировав их содержание, студент должен осмыслить основную черту античной философии – космоцентризм. Древнегреческая философия начинается с идеи космоса как упорядоченного целого, живого и всеобъемлющего.

Рассматривая третий вопрос контрольной работы, студент должен сделать общие выводы относительно того, какое влияние оказала античная философия на последующее формирование европейской культуры. Ключевые понятия:космос, хаос, гармония, космоцентризм, макрокосмос, микрокосмос.

Дополнительная литература.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетия. Книга 1. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

2. Гайденко П.П. История античной философии и ее связи с наукой. / П.П.Гайденко. – М., 2012.

3. Кессиди Ф. К истокам греческрой мысли. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

4. Кессиди Ф. От мифа к логосу. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения ранней греческой философии, появившейся до V века до н.э. и названной досократической философией. Основной проблемой, интересовавшей ранних греческих философов, была проблема первоначала, то есть того, откуда произошел мир, то, что лежит в основе мироздания. Анализируя понятие «архэ» в первом вопросе контрольной работы, студент должен усвоить, что это понятие возникло первым в череде последующих философских понятий и означало, что человек обратился к миру с вопросом об истоке этого мира, поэтому первых философов называли «натурфилософами», то есть мыслителями, рассуждавшими о природе.

Во втором вопросе контрольной работы студент должен проанализировать учение милетской школы, в которой предлагались различные варианты первоначала мира, и философию Гераклита из Эфеса, впервые определившего мир как становление, текучее и вечноизменяемое. Здесь студент должен усвоить, что в древнегреческой философии первоначало понималось не как «мертвый» химический или физический элемент, а как живая, одухотворенная субстанция.

Третий параграф контрольной работы раскрывает новую проблему, поднимаемую мыслителями элейской школы Парменидом и Зеноном, проблему бытия. Студент должен проанализировать понятие бытия как единого и неподвижного целого и объяснить значение и смысл доказательств невозможности движения, называемых апориями.

Рассматривая четвертый вопрос контрольной работы, студент усваивает понятие «атома» в античной философии и его отличия от современного понимания атома в физике. Атомистическое учение по иному подходит к понятию первоначала и впервые заявляет, что этих первоначал (атомов) в мире бессчетное количество.

Ключевые понятия: архэ, бытие, апейрон, атом, апория, становление.

Дополнительная литература.

1. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. – М., 2011.

2. Кессиди Ф. Гераклит. / Ф.Кессиди. – М., 2003.

3. Философия природы в Античности и Средние века. / П.Гайденко, В.Петров. – М., 2000.

Методические указания.

В данной контрольной работе студент, прежде всего, должен обозначить причины, по которым в философии античности произошел поворот к проблеме человека. В V веке до н.э. вопросы натурфилософского характера отходят на второй план, и центральное место в рассуждениях философов отводится человеку и его поступкам. Такую трансформацию философского знания обусловили причины и социального, и политического, и общекультурного порядка, когда изменялся облик греческого государства и на смену аристократии приходил новый тип правления – демократический.

Во втором вопросе студент должен раскрыть особенности деятельности и философского учения софистов, обращая особенное внимание на релятивистские особенности не только их теории познания, логики, но и этики. Перед студентом стоит задача осмыслить деятельность софистов и сделать выводы о том, какое влияние они оказали на европейскую культуру и образование.

Третий вопрос контрольной работы предполагает раскрытие основных положений философии Сократа, который являлся яростным противником софистического учения. Однако, не смотря на это, в двух указанных учениях можно проследить сходные черты и задачи. Студент должен обратить внимание на то, что Сократ создает новую этическую теорию, в которой знание приравнивается к добродетели, а любой злой поступок есть всего лишь результат невежества. По этим же принципам строится и особая методология, которую предлагает Сократ.

Ключевые понятия: релятивизм, софистика, софизм, этика, диалектика, ирония, майевтика.

Дополнительная литература.

1. Кессиди Ф. Сократ. / Ф.Кессиди. – М., 2001.

2. Суриков И. Сократ. / И.Суриков. – М., 2011.

3. Чернышев Б.С. Софисты. / Б.С.Чернышев. – М., 2010.

4. Гиляров И.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. – М., 2011.

Методические указания.

В данной контрольной работе должны быть раскрыты основные положения философии одного из самых заметных мыслителей античности – Платона. В рамках первого вопроса студент должен рассмотреть онтологическую часть философского учения Платона, потому именно теория идей или эйдосов является исходным пунктом философии Платона. Эйдос понимается как истинное бытие, которое только участвует в формировании нашего чувственного мира, но не принадлежит ему.

Второй вопрос контрольной работы посвящен анализу гносеологического учения Платона. Здесь студент должен обратить внимание на то, что Платон, так же как и философы элеаты, разделяет знание на знание истинное и знание по мнению, отдавая предпочтение первому типу. Именно этот принцип аллегорически раскрыт в мифе о пещере, рассказанном Платоном в его произведении «Государство». В контрольной работе студент должен не просто пересказать этот миф, а проанализировать его и сделать выводы о его значимости для всей теории познания.

В третьем вопросе речь пойдет о социально-политических взглядах Платона, изложенных им в произведениях «Законы» и «Государство». Студент должен не просто описать структуру и принципы функционирования такого идеального государства, но дать ему оценку и проанализировать возможности его реального воплощения.

Ключевые понятия: эйдос, благо, истина, красота, анамнезис, добродетель, справедливость.

Дополнительная литература.

1. Платон Диалоги. / Платон. – М., 2011.

2. Платон Избранные диалоги. / Платон. – М., 2007.

3. Асмус В.Ф. Платон. / В.Ф. Асмус. – М., 2012.

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.

Методические указания.

В первом вопросе контрольной работы о философской системе Аристотеля студент должен раскрыть понятие метафизики и обратить внимание на то, что сам Аристотель использовал понятие «первая философия». Необходимо обратиться к тем определениям, которые сам Аристотель дает метафизике, указывая на то, что среди прочего, это учение о четырех причинах бытия. Эта теория становится для Аристотеля основой его онтологии.

Второй вопрос данной контрольной работы должен содержать анализ идей Аристотеля и их значимости для науки. Именно Аристотель стал основателем многих наук, которые дожили и до сегодняшнего дня, например: психология, экономика и другие. Аристотель был крупным ученым, оставившим открытия почти во всех областях знания. Трудно переоценить значение его геоцентрической модели мира, которая долгое время считалась в науке господствующей.

Учение об обществе и государстве для Аристотеля тесно связано с этическим учением, именно на это и должен обратить внимание студент, отвечая на третий вопрос контрольной работы. В этике главным становится понятие добродетели, которая понимается в качестве принципа «золотой середины», здесь Аристотель описывает идеал блаженной жизни, осуществления своих возможностей и развития, подчиненного определенной цели (энтелехия). Именно эти принципы и положены им в основу классификации государственных устройств на правильные и неправильные.

Ключевые понятия: метафизика, форма, материя, субстанция, геоцентрическая система, энтелехия, полития.

Дополнительная литература.

1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. – М., 2005.

2. Аристотель Метафизика. / Аристотель. – М., 2002.

3. Аристотель Этика. / Аристотель. – М., 2012.

4. Аристотель Политика. / Аристотель. – М., 2002.

Методические указания.

В первом вопросе данной контрольной работы студент должен выделить основные особенности эллинистического периода античной философии. Эллинизм – это особый период в истории античной Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского и создания огромной империи. Именно создание большого централизованного государства с гегемонией греков способствовало возвращению философов к главному вопросу о человеке с его свободой, поэтому вновь возродилась этика Сократа, но она приобрела уже другие формы выражения. Идеал философии стал идеалом практической науки, науки о том, как надо жить счастливо. Кроме того, походы Александра Македонского открыли для греков другие народы и культуры, в философию эллинов стала все больше проникать мысль Востока, пропитывая ее своим мистицизмом.

Во втором вопросе контрольной работы речь должна идти о двух школах: киниках и скептиках. Конечно, сократических школ было гораздо больше, но именно скептики и киники оказались самыми яркими, первые в своей теории познания, вторые в этических исканиях. Обе школы – наследники философии Сократа, для которых идеалом мудреца становится тот, кто может быть невозмутим, кто способен быть свободным, управляя своими эмоциями, желаниями, стремлениями.

В третьем вопросе студент должен проанализировать учения школы Эпикура и стоиков и попробовать сравнить их. Обе школы солидарны в том, что человек должен стать свободным и счастливым. Для Эпикура это означает избегать страданий и страхов, а для стоиков «жить согласно с природой», подчиняя разуму свои аффекты. И то, и другое философские учения сходятся в том, что разум человека должен подчинить себе желания, чувства, эмоции страхи.

Ключевые понятия: эллинство, аскесис, автаркия, атараксия, гедонизм, апатия.

Дополнительная литература.

1. Нахов И.М. Философия киников. / И.М. Нахов. – М., 2010.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А.Ф.Лосев. – М., 2000.

3. Гончарова Т.В. Эпикур. / Т.В.Гончарова. – М., 2010.

4. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство. / Ж.М.Гюйо. – М., 2012.

Методические указания.

Рассматривая философию эпохи Средневековья, студент должен обратить внимание не только на особенности философии того периода, но и на весь культурный контекст, в котором происходило формирование новой философской традиции. На философию Средних веков большое влияние оказала древнегреческая мысль, которая дала в качестве основы для новых философских систем учения Сократа, Платона, Аристотеля. Но, не смотря на это, главной особенностью европейской средневековой философии становится ее слияние с религией, при доминировании последней. Следует помнить, что Средние века – это длительный период в истории Европы, а, значит, и философия за это время изменялась, крепла и обновлялась.

Второй вопрос контрольной работы должен содержать в себе анализ философского учения патристики, и, в частности, учения Августина Аврелия, названного в православной традиции Блаженным. Патристическая философия стала первой философией, которая попыталась объединить античную мысль и христианскую догматику. Так, например, учение Августина сочетает в себе религиозное вероучение и систему Платона.

Философия схоластики, которая должна быть рассмотрена в третьем вопросе, объединяет христианское вероучение и философию Аристотеля. Из этого синтеза рождается совершенно особенное философское учение, которое обращается к вопросам веры и знания, общего и единичного, строит логические доказательства бытия Бога. В частности, студент должен обратить внимание на философию Фомы Аквинского, которому удачно удалось соединить метафизику и логику Аристотеля с христианской догматикой.

Ключевые понятия: теология, теоцентризм, креационизм, эсхатология, универсалия, патристика, теодицея, схоластика, реализм, номинализм.

Дополнительная литература.

1. Жильсон Э. Философия в Средние века. / Э.Жильсон. – М., 2010.

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. / Ж.Ле Гофф. – М., 2012.

3. Августин Аврелий Исповедь. / Аврелий Августин. – М., 2012.

4. Аквинский Фома Сочинения. / Ф.Аквинский. – М., 2013.

Методические указания.

В первом вопросе контрольной работы студент должен обратить внимание на основные особенности эпохи Возрождения, которые являются результатом культурных изменений в Европе, в частности в Италии, XIV – XV веков. Само название эпохи Возрождения, предложенное философами-гуманистами того времени, говорит о том, что в культуре проявляется интерес к цивилизациям Античности, философия и искусство древних греков становятся образцами для европейской культуры. Однако студент должен помнить, что философская мысль эпохи Возрождения тесным образом связана с философией и культурой Средних веков.

В рамках второго вопроса необходимо обратиться к натурфилософии эпохи Возрождения. Среди крупных ученых натурфилософов того времени можно отметить следующие имена: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Всех этих философов объединило стремление раскрыть тайны природы, а многие из них видели в этой природе Бога. Именно в эпоху Возрождения развиваются идеи о бесконечности Бога, значит, и о бесконечности миров, которые им созданы.

В третьем вопросе контрольной работы должны быть раскрыты учения философов эпохи Возрождения, которые носят социально-политический характер. В этих учениях ставится вопрос о благоденствии граждан государства и правильном управлении.

Ключевые понятия:антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризм, монада, алхимия, утопия.

Дополнительная литература.

1. Симаков М. Пифагореизм в эпоху Возрождения. / М.Симаков. – М., 2005.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. / А.Х. Горфункель. – М., 2009.

3. Каутский К. Томас Мор и его утопия. / К.Каутский. – М., 2012.

4. Горфункель А.Х. Томазо Кампанелла. / А.Х.Горфункель. – М., 2010.

5. Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. / Н.Макиавелли. – М., 2009.

Методические указания

Раскрывая данную тему, стоит обратить внимание на то, что Новое время называют эпохой буржуазных и научно-технической революций, рождения механическо-материалистической картины мира (механицизм и рационализм – девиз эпохи). Развитие естествознания требовало разработки новых научных методов, форм и средств его познания. Именно эта проблема становится ведущей в философии Нового времени. В большинстве мыслители данного периода были сторонниками материалистического направления (за исключением Декарта и Лейбница). Принято говорить о школе английского материализма, родоначальником которого был Ф. Бэкон. Следует подчеркнуть, что его по - праву считают «отцом опытных наук», одним из основоположников эмпиризма и опытно-индуктивного метода познания. Своеобразным оппонентом Бэкону был ученый и философ-дуалист Р.Декарт, родоначальник рационально-дедуктивного метода познания и автор знаменитого принципа сомнения «Я мыслю, следовательно, существую». Поиски субстанции, по - прежнему, в центре внимания философов. В контрольной работе важно раскрыть обозначенную тематику вопросов и смысл ключевых понятий.

Дополнительная литература.

1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. М., 2009.

2. Асмус В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. М., 2006.

3. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.

4. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.

5. Фишер К. История Новой философии. Б. Спиноза / К. Фишер М., 2005.

Тема 12. Философия французского Просвещения.

1. Просветительский характер философии XVIII века. «Энциклопедия…» и энциклопедисты.

2. Социально-философские воззрения Вольтера и Ж.Ж. Руссо – родоначальников французского Просвещения.

3. Материалистическая философия: Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Ключевые понятия: деизм, «теория общественного договора», природа, «объективная реальность», материя.

Методические указания

В истории Нового времени принято называть XVIII в. «эпохой Просвещения», родиной которой была Англия. Раскрывая тему, следует, прежде всего, выяснить: почему так названа данная эпоха и кто такие просветители. Стоит обратить внимание на роль, которую сыграли французские просветители в социально-политической, культурной жизни Европы. Почему их считают идеологами Великой Французской буржуазной революции, борцами с невежеством и господством церковного гнета, сторонниками «культа разума», образования и просвещения народа? В контрольной работе важно ответить на вопрос: почему французских мыслителей и кого именно называют энциклопедистами? В большинстве просветители были сторонниками материализма и деизма (двойственное отношение к Богу). Они признавали и познавали в своих работах природу («объективная реальность») в качестве материальной субстанции. Родоначальником и «королем философов Просвещения» своими современниками был назван Франсуа Мари Аруэ (Вольтер). Следует подробнее рассмотреть так же социально-философские воззрения Ж.Ж.Руссо.

Дополнительная литература:

1. Гайденко П.П. Новоевропейская философия и ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. – М., 2011.

2. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Канке. М., 2007.

3. Хрестоматия по западной философии \ Н.И. Фокина. М., 2006.

4. Введение в философию: учеб. пособие. / под ред. А.В. Солдатова. СПб., 2007.

Методические указания

Отличительной особенностью данной философии является ее трансцендентально-идеалистический характер, за исключением философии Л. Фейербаха, который был непосредственным предшественником марксизма, создателем антропологического материализма и новой атеистической «религии любви». Раскрывая данную тему, особое внимание стоит обратить на ее родоначальника – немецкого просветителя и философа И. Канта, творчество которого делят на два периода: докритический и критический. Следует подчеркнуть, что в своих критических работах Кант производит «революцию в философии», исследуя природу и познавательные возможности человеческого разума, совершая ряд важнейших открытий. В этике Кант формулирует моральный закон (категорический императив).

В работе также необходимо уделить внимание философской системе Г. Гегеля, а именно его диалектическому учению (методу). Гегель автор трех законов и целого ряда категорий диалектики. Величайшая заслуга его состоит в том, что он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Хотя Гегелевская диалектика по форме идеалистична, развитие понимается как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, порождающих внутреннее противоречие.

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. И. Кант. / В.Ф. Асмус. – М., 2005.

2. Кант И. Критика практического разума. / И.Кант. – М., 2012.

3. Гулыга А. Кант. / А.Гулыга. – М., 2005.

4. Гулыга А. Гегель. / А.Гулыга. – М., 2008.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф.Гегель. – М., 2008.

Методические указания

В самом начале, раскрывая тему, стоит обозначить основные причины «бунта против классики» и появления в философии XIX в. целого ряда новых направлений, названных неклассической философией (марксизм, позитивизм, неоидеализм), каждое из которых имело собственные особенности. В первой половине ХIХ в. в марксизме как целостном учении, состоящем из социально-экономических и философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса было открыто материалистическое понимание истории и создана материалистическая диалектика. Родоначальник позитивизма – О.Конт провозгласил доминирование позитивной науки и научного знания над метафизикой и философией. На рубеже XIX-XX вв. в результате изменений научной картины мира появляется эмпириокритицизма или махизма (второй этап позитивизма), названный так в честь своих создателей: Э.Маха и Р. Авенариуса. В начале ХХ в. возникла третья форма позитивизма — неопозитивизм или логический позитивизм. К числу его представителей принадлежат Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В сер. XX в. возник постпозитивизм, студентам следует кратко проанализировать теорию научных революций Т.Куна, критический рационализм К.Поппера, эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. В «философии жизни» происходит переход от рационального к иррациональному. Шопенгауэр, Ницше и др. внесли вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение духовно-психической жизни человека (интуиция, память, воля, переживания). Разработали новую модель человека в контексте его взаимосвязи с властью, религией и моралью (ницшеанский нигилизм и «идея Сверхчеловека»).

Дополнительная литература:

1. Ницше Ф. так говорил Заратустра. / Ф.Ницше. – М., 2010.

2. Гулыга А. Шопенгауэр / А. Гулыга. И. Андреева. – М., 2003.

3. Милль Дж.Ст. О.Конт и позитивизм. / Дж.Ст.Милль. – М., 2011.

4. Западная философия XIX века / под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005.

5. История западной и русской философии: учеб. пособие. / В.А. Фриауф . – Саратов. 2009.

Методические указания

В раскрытии темы стоит обратить внимание на то, что русская философия занимает достойное место в системе мировой философской культуры. Характерной ее особенностью является цельность в восприятии мира. Ее основы заложены в период зарождения первых религиозно-философских учений, которые складывались на основе христианского сознания – православия. Русская философия от XI вплоть до XVIII века не выделялась в особую форму интеллектуального творчества, а была вплетена в ткань религиозного мировосприятия и существовала в виде мудрости, «софии». Стимулирующее воздействие на развитие русской философии оказала духовная и философская культура античности и Византии. Святоотеческая традиция, аскетика и христианская мистика составили своеобразие русской православной мысли. Специфика национальной философии органично связана с книжностью Киевской Руси, с учениями митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Максима Грека. Благодаря реформам Петра Великого Русь европеизируется, идет постепенно проникновение гуманизма, просвещения, светского образа жизни (М.В.Ломоносов и А.Н. Радищев). В сер. XIX века русская философия развивалась в контексте полемики между западниками и славянофилами. Их волновала судьба и будущее отечества. Зарождается историософия (П.Я. Чаадаев). Так же значительную роль на содержание русской философии оказали идея «всеединства» и «соборности» (В.Соловьев) и «Философия общего дела» (Н.Федоров).

Дополнительная литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. / В.В. Зеньковский. – М., 2011.

2. История русской философии / под ред. Б.В. Емельянова. В.Н. Русакова. – М., 2005.

3. Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников. – М., 2006.

4. Русская философия. Энциклопедия. / П.Апрышко, А.Поляков. – М., 2007.

Методические указания

Следует обратить внимание на то, что вначале XX в. развитие русской философии было на подъеме. Появилась целая плеяда одновременно философов-публицистов, историков, священников. Основные направления: марксизм (философия большевизма); религиозно-идеалистическая философия (Н.Бердяев, П.Флоренский, Л.Шестов, С.Франк и др.) и русский космизм, естественнонаучное крыло которого представлено именами В.Вернадского, К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Умова. Студентам надо проанализировать основные идеи указанных направлений, в соответствии с планом темы. Важно отметить, какую роль на развитие отечественной философии оказала политическая история России в течение XX в.

Дополнительная литература:

1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма / М.А. Абрамов. – Саратов, 2003.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. – М.. 2011.

3. Готфрид П. Странная смерть марксизма / П. Готфрид. – М., 2009.

4. Назарова О. Философия истории С.Л. Франка / О. Назарова // Вопросы философии, 2009. №1 С 125-137.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М., 2003.

Методические указания

В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия.

Дополнительная литература:

1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007.

4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011.

Методические указания

В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональн<

Наши рекомендации