Понятие общества в социальной философии
Русский философ С. Л. Франк во введении к своей работе «Духовные основы общества» рассуждает так: «Что есть собственно общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников, и кончая сложными и обширными современными государствами? Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? И, наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл, каково ее отношение к последним абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?».
Все эти вопросы, полагает С. Л. Франк, носят отнюдь не теоретический или академический характер, так как определение природы и смысла общественной жизни неизбежно связывает нас с проблемой определения природы и смысла существования человека. Определение сущности общества, понимание природы социального необходимо для осмысления того, в чем состоит истинное назначение человека и того, к чему он стремится, каково его предназначение. Поэтому и стоящая перед нами задача определить, что такое общество, отнюдь не праздного или только познавательного характера. Ответ на этот вопрос имеет огромное практическое значение для каждого человека.
Г. А. Давыдова в своей статье о мировоззренческой природе философского знания, пишет, что «человеку мало знания, раскрывающего сущность явлений и происходящих в мире процессов, ему необходимо знание, наполняющее его жизнь смыслом», без такого знания человек попросту не сможет существовать. Коренная потребность человека в самоопределении связана с тем, что он принципиально отличается от всего существующего в мире. Человек — единственное живое существо, находящееся в состоянии непрерывного изменения самого себя и окружающего мира. Ведь в отличие от животного человек не приспосабливается к миру в процессе эволюции, вырабатывая в себе те или иные свойства биологического характера, а наоборот – приспосабливает окружающий мир под собственные потребности.
В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Мы живем в Сибири, достаточно суровом климатическом регионе. Если бы человек был подобен животному, способному выживать в наших краях долгой холодной зимой, то он должен был бы отрастить густую шерсть и подшерсток, иметь плотные кожные покровы на ступнях ног, чтобы не отморозить их на льду, снегу и т. д. Очевидно, что наши предки приспособились, и мы с вами продолжаем приспосабливаться к существованию в холодных широтах как-то иначе. Мы строим дома с толстыми каменными или деревянными стенами, шьем теплую зимнюю одежду и обувь, мы создаем системы отопления и водоснабжения, прокладываем линии электропередач, в крайнем случае, заготавливаем дрова для того, чтобы выжить в неблагоприятных климатических условиях. Понятно, что такого рода приспособления носят отнюдь не биологический характер, они обусловлены чем-то иным, особым, специфическим свойством, присущим только человеку. Это уникальное качество человека называется социальностью, и возникает оно из реального взаимодействия реальных людей. Человек — существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимообусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обмениваясь опытом, воздействуя друг на друга.
В результате активности человека окружающий мир становится своего рода ареной его деятельности. Человек приходит в этот мир и должен каким-то образом в него вписаться, — мир открыт для действий человека и вместе с тем «выдвигает» ему определенные условия. Человек же осваивает и изменяет этот мир – в границах своих возможностей и потребностей, которые так же непрерывно изменяются. Иначе человек взаимодействовать с миром не может. Но любая активность отдельно взятого человека, любое проявление его жизни, всегда есть результат совместной жизни с другими людьми. Было бы ошибкой полагать, что любое, даже обыденное, действие человека является действием сугубо индивидуальным. И здесь представляется уместным вспомнить В. Г. Белинского, который полагал, что «создает человека природа, но развивает и преобразует его общество».
Но что же такое общество? Как и в результате чего оно возникает? Что оно представляет собой? Чем оно отличается от всего другого, существующего в мире? Каковы его специфические характеристики? Что образует его целостность? Почему общество возникло и продолжает существовать? Ответив на вышеозначенные вопросы, мы получим возможность рассмотреть общество как часть мира, отличную от других частей, но тесно связанную с ними в единое целое, и тем самым решить одну из основных задач социальной философии.
Если обратиться к соответствующим источникам, то обнаружится, что термин «общество» служит для обозначения разных явлений. Прежде всего, необходимо понимать и постоянно держать в уме, как бы в кавычках (и это связано с самым началом наших рассуждений), что общество — это то, что делает человека человеком. Однако такого определения явно недостаточно для раскрытия сути социального. Под обществом можно понимать конкретный коллектив людей, живущих сейчас или живших в какую-либо другую историческую эпоху. Но можно ли сказать, что общество — это совокупность или некая «сумма» людей? По-видимому, это было бы ошибкой, ибо общество ― это не «сумма» индивидов, а совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия. Только с учетом этого, обобщив некоторые черты и качества, присущие разным конкретным коллективам, мы увидим, что под обществом можно понимать конкретные исторические типы социальной организации: рабовладельческое общество, капиталистическое и т. д.
В самом широком смысле общество ― надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека. Это уже модель «социальности вообще», т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами. В самом широком значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум», с помощью которых разные философские и социологические школы передают специфику неприродных реалий нашего мира. Поэтому в дальнейшем нашем рассуждении целесообразнее было бы заменить это широкое понимание общества термином «социум», а под обществом понимать организационную форму совместной деятельности людей.
Если обратиться к социально-философской мысли, то можно обнаружить, что разные философы по-разному определяют термин «общество». Это связано с тем, что каждый из них выявлял разные причины, в результате действия которых оно (общество) возникает. Например, у К. Маркса в качестве такой причины выступает совместная целенаправленная трудовая деятельность, у Ж.-Ж. Руссо — идея общественного договора, у М. Вебера — социальное, т. е. ориентированное на других людей действие; по мнению П. Сорокина, общество появилось благодаря способности людей организовываться на основе и при помощи логически-интегрированной системы «смыслов-ценностей-норм». Это примеры лишь некоторых из многих существующих определений. Но задача данной главы состоит не в том, чтобы проанализировать имеющиеся определения общества и разобраться с тем, кто же из мыслителей был прав в своем понимании, а кто ошибался. Это тема для отдельного самостоятельного исследования. Нам же в свете обозначенных в самом начале параграфа задач, хотелось бы обратить внимание на то, что все вышеперечисленные определения, несмотря на существенные отличия, помогают устранить первое из существующих на обыденном уровне заблуждений в отношении понимания того, что есть общество.
Итак, все философы сходятся в одном: общество — это не просто сумма людей, и как бы парадоксально это ни звучало, люди не объединились в общество, так как без общества в принципе не могло и не может быть людей. Люди в полном смысле этого слова, а не только как представители биологического вида homo sapiens, могли появиться только в обществе, наличие людей предполагает, что общество уже существует. Интересно рассуждал об этом К. Маркс, он полагал, что «общество — это сам человек в его общественных отношениях». И, в конечном счете, общество определяет не количество людей, входящих в него, а то, какие связи и отношения между ними возникают и как они развиваются.
Но чтобы понять, что такое общество, недостаточно только дать определение; необходимо также «разобраться с реальным способом его существования в мире, попытаться обнаружить факторы, делающие возможным существование общества и его развитие» (К. Х. Момджян). Такую возможность предоставляет рассмотрение общества как системы, применение системного подхода к его исследованию.