Глава XX. общественный прогресс и проблема социального идеала.. 489

1. Концепции общественного прогресса. 489

2. Противоречивость общественного прогресса. 494

3. Проблема критерия общественного прогресса. 498

4. Социальный идеал как фактор общественного прогресса. 504


Предисловие

Любой учебник представляет собой, прежде всего, систематизированное изложение достижений, накопленных в той или иной области знания. Если речь идет о научном знании, то здесь ценность учебника обычно измеряется тем, насколько понятен излагаемый материал для человека, желающего постичь это знание с определенной степенью глубины. При этом в содержательном плане главную ценность представляют последние достижения науки, ибо они более или менее радикально отрицают прежние теории, по-новому истолковывают факты и т. д. А вот в искусстве дело обстоит иначе: появление нового шедевра художественного творчества не обесценивает достижения прошлого, но обогащает их новым словом.

В этом отношении философия стоит ближе к искусству, нежели к науке. Здесь новое учение, появившись, не отрицает старые, а дополняет их. Объясняется это тем, что в философии речь всегда идет не о мире как таковом, а о бытии человека в мире. Но человеческий мир – это не только мир вещей, явлений, процессов, существующих и протекающих независимо от человека. Он, этот мир, всегда предстает как мир личных воззрений и принципов, ценностных предпочтений и переживаний. В этом мире все сущее что-то «значит»: здесь все полагается аксиологически, идеально. Для человека «быть» значит «оценивать», располагать бытие в аксиологических координатах, обозначать жизненный путь ценностными ориентирами. Осмысливая бытие в оценочных параметрах, философия «вписывает» человека в объективную картину мира и делает ее «человекоразмерной». Этим она отличается от всех других наук и занимает в системе научного знания особое место.

В философии нет навсегда установленных истин, —она предлагает лишь те или иные варианты решения традиционных вопросов бытия. Соответственно, мировая философия не является устойчивой системой принципов, концепций, взглядов, верных во все времена и для всех народов. Она представляет собой сложную и разветвленную совокупность учений, существенно отличающихся друг от друга по своим ответам на коренные вопросы бытия. Вместе с тем, это не означает, что между ними нет ничего общего. Единство содержания и проблематики философии как науки и как учебной дисциплины определяется ее предметом. Философское учение всегда является рефлексией о всеобщих основаниях бытия, размышлением о его глубинной сущности. Что же касается ответов на философские вопросы, то они многообразны и определяются как особенностями исторической эпохи, в которую они складываются, так и личностными чертами мыслителей, которые их предлагают и обосновывают. Философия предстает скорее как симфония вопросов, нежели строгая система ответов.

Отсюда следует, что одна из важнейших задач учебного курса философии — познакомить студентов с наиболее значимыми учениями, существовавшими в истории мировой и отечественной философской мысли. Однако и сегодня, и в любой другой исторический период, на авансцену философского обсуждения выдвигаются некоторые актуальные проблемы бытия, что тоже должно найти отражение в построении учебного курса философии. Поэтому и в предлагаемом нами учебнике наряду с учениями крупнейших мыслителей прошлого представлены проблемы, активно обсуждаемые в современной философской литературе.

Вырабатывая всеобщие понятия, философия выступает средством развития у человека способностей к обобщающему мышлению, к сложной конденсации опыта и знаний, к выходу за пределы формально-логических умозаключений, в сферу интуитивного мышления. Это содействует развитию интеллекта и повышению культуры мыслительной деятельности субъекта. В результате у философствующего человека складывается мышление продуктивного типа, оперирующее «метафорическими» понятиями, ассоциациями, аналогиями, догадками, что является необходимым орудием творческого процесса.

Кроме того, постижение философии позволяет человеку сформировать общетеоретические подходы к выработке ценностных ориентаций, нравственных и гражданских качеств личности. Философия выступает в качестве мировоззренческой и методологической основы для решения важнейших жизненных задач, с которыми сталкивается современный человек. Поэтому изучение философии в период личностного становления молодого человека является особенно значимым. Выдающийся русский философ В. С. Соловьев однажды заметил: «Философия делает человека вполне человеком». По-видимому, с этим стоит согласиться.

Из сказанного следует, что изучение философии в вузе призвано содействовать развитию способностей студентов к обобщающему мышлению, к выработке у них специфического стиля мыслительной деятельности, характеризующегося творческой доминантой. Овладение методами философского анализа фактов позволит им с достаточной точностью оценивать события общественной и личной жизни, делать осмысленный гражданский выбор в различных жизненных ситуациях. Кроме того, освоение философской методологии способствует углубленному изучению студентом профилирующих учебных дисциплин и тем самым оказывает содействие профессиональному становлению будущего специалиста.

Предлагаемый учебник определенным образом систематизирует основные философские вопросы, такие как бытие и сознание, человек и его место в мире, всеобщие основания развития общества и личности. Поскольку же трактовка этих вопросов всегда обусловлена потребностями текущей общественной жизни и развития человека, современным состоянием науки, а также авторским видением той или иной философской проблемы, то целесообразность подготовки и издания еще одного учебника философии (наряду с десятками уже существующих) представляется бесспорной. Наш учебник не повторяет и не отрицает другие учебники. Он лишь предлагает новый оригинальный взгляд на весь комплекс фундаментальных философских вопросов.

Учебник соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «философия» и программы курса, составленной на кафедре философии Байкальского государственного университета экономики и права. Авторы имеют многолетний опыт преподавания философии будущим экономистам, юристам, менеджерам, психологам, журналистам. Подходы авторов к изложению материала во многом основываются на этом опыте и адаптированы к интересам и возможностям, которыми располагают студенты. Методика изложения философской проблематики апробирована изданием нескольких учебных пособий с аналогичным названием. Они получили одобрение со стороны студентов и аспирантов, пользовавшихся ими при изучении курса.

Структура учебника достаточно традиционна: он содержит разделы, соответствующие основным направлениям развития философии как в прошлом, так и в настоящем. Вместе они предстают как целое, образуемое внутренним единством проблематики философского знания.

В первом разделе характеризуются мировоззренческий статус философии, ее предмет, социальные функции и исторические формы. При его изучении студенты знакомятся со спецификой философского знания, его местом в жизни человека и общества, с основными философскими учениями, составившими этапы развития философской мысли в истории человечества. Однако мы отказались от сугубо хронологического подхода к изложению философских учений прошлого. Вместо этого в учебнике представлены основные исторические типы и формы философского знания, определившиеся в историко-философском процессе: материализм, идеализм, метафизика, диалектика, рационализм, иррационализм и т. д.

Второй раздел включает в себя рассмотрение наиболее общих онтологических и гносеологических проблем философии. Это философское понимание мира через призму таких понятий, как бытие, материя, движение, развитие, пространство, время. Сюда вошли также вопросы сущности познания и структуры познавательного процесса, взаимосвязи знания и веры. Излагаемые здесь философские преставления о мире и путях его познания выступают как общетеоретические предпосылки новых решений в различных сферах познавательной и практической деятельности людей.

Третий раздел учебника посвящен проблемам социальной философии. Историко-философский аспект наличествует здесь в «свернутом» виде —как рассмотрение основных этапов развития и парадигм социальной философии, каждая из которых представляет, в свою очередь, определенный исторический этап в понимании природы и сущности общественной жизни, сохраняя и сегодня значение конкурирующих подходов в ее исследовании.

Системообразующими факторами общества в целом, его сфер и разнообразных феноменов являются, как полагают авторы, человеческая деятельность и культура, рассмотрению которых посвящены соответствующие главы. Проблема человека представлена выявлением его природы и сущности, размышлениями о смысле человеческого бытия, а также характеристикой личности как социального измерения человека. Заключительные главы посвящены философии истории — формационной и цивилизационной концепциям общества, специфике современного развития России, факторам синтеза цивилизаций, общественному прогрессу и его критериям.

Проблематика социальной философии особенно актуальна для современного российского общества: подходы к ее осмыслению постоянно совершенствуются, динамичное развитие общества и социально-гуманитарного знания создает все новый материал для философского осмысления. И не случайно, что в изложении этого раздела наиболее ярко выражен творческий подход авторов. Мы стремились к тому, чтобы в результате изучения социальной философии у студентов сложились обобщенные представления о жизни общества и человека, которые позволили бы им ориентироваться в сложных проблемах развития общественных процессов, находить взвешенные, оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.

Наконец, отметим следующее: поскольку разные главы написаны различными авторами, это не могло не сказаться на манере изложения материала. Иногда автор строго придерживается традиционного академического стиля, в других случаях присутствуют явно выраженные элементы публицистики, в третьих — отдается предпочтение проблемному изложению вопроса. Мы надеемся, что разностильность в изложении не помешает усвоению студентом содержания учебника, но будет способствовать активизации его творческого мышления.


Наши рекомендации