Объясните сущность и значение обыденного сознания и философии как форм познания.
Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.
Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.
Идеи, получающие закрепление в общественном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.
Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:
- Экономическое сознание;
- Политическое сознание;
- Правовое сознание;
- Нравственное сознание;
- Эстетическое сознание;
- Религиозное сознание;
- Научное сознание;
- Философское сознание;
Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Типы общественного сознания:
- Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.
- Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.
- Общечеловеческое сознание
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Когда наступает момент «мне не достаточно верить, хочу знать – возникает философия. Философия – др.греч. слово переводится как любовь к мудрости (филео-любовь, София-мудрость).
Философия – это форма духовной деятельности направленная на постановку, анализ, решение основных мировоззренческих вопросов связанных с выработкой целостного взгляда на мир и места в нем человека.
Возникает Ф. как попытка теоретическо - логического решение мировоззренческих вопросов на рубеже 7 в до н.э. в Индии, Др. Греции и Китае.
Ф. пытается решить мир-кие проблемы путем разума, мышления опирающегося на понятия и суждения которые связываются друг с другом по определенным логическим законам.
Слово «философ» впервые использовал Пифагор в 6 веке до н.э. и относил он его к людям, стремящимся к интеллектуальным знаниям и правильному образу жизни.
Термин «философия» использовал Платон. Первоначально Ф охватывала все области научного знания, т.е. философия=наука, ученый=философ. Причиной был маленький объем знаний о мире.
В 4 веке до н.э. происходит первый этап дифференциации научного знания, он зафиксирован в системе Аристотеля – 4 основных сферы науки:
-логика (наука о правильном мышлении)
-психология (наука о душе)
-физика (наука о природа)
-метафизика (наука о первоначалах всего сущего)
Метафизика=философии (что означает после физики).
В 12 веке появляются первые европейские университеты по специальностям: медицина, теологи и право. Но чтобы получит диплом по специальности необходимо получить диплом по философии.
Ф. подразделялась на:
-логику (рациональная философия)
- моральная философия (этика, наука об управлении действиями одного человека)
- экономика (наука об управлении хозяйством)
- политика (наука об управлении гос-вом)
- естественная философия (о природе вещей, физика - материальные вещи, математика –количественная природа, метафизика- нематериальные вещи)
Наука не имела современного х-ра и подтверждалась постулатами религии.
К 17 веку наука приобретает современный характер, стремиться к получению знаний которые увеличат власть человека над природой.
В 16-17 веках – научная революция в естествознании и происходит второй этап диференицации научного знания, на этом этапе выделяются как самостоятельные естественные и точные науки (биология, химия, астрономия, география, физика)
На рубеже 18-20 веков происходжит третий этап диференциации научного знания, выделяются соц-гуманитарные дисциплины. До этого момента знания по психологии, политике, экономики входили в философию.
Специфика философии как научной дисциплины заключается в следующем:
- Ф. теории не могут быть подтверждены или опровергнуты с помощью опытных данных. Т.к. фил-кое познание имеет дело с тем, что расспологается за сферой чувственного опыта, ее задача познать то, что затрагивает человеческое бытие в целом, но не доступно эмпирическому изучению.
- Отсутствие общезначимых проблем и нет закрытых проблем.
Отсутствие фундаментальной теории кторая в течении опр времени поддерживалась бы большинством ученых (парадигма –общепризнаная нормативная модель постановки проблем и их решения в той или иной научной сфере)
- Отсутствие того, что принято называть научной истины(нет проверки). Есть личные истины в связи с этим особую роль играет личность ученого, она накладывет отпечаток на р-ты исследований (влияние нации –англичане –эмпиристы, французы – рационализм).
- Неопределенность границ между философией и историей философии
- Ф-е понятия - это сложные символы которые имеют строгий логический смысл и могут содержать художественный образ (т.к. мыслим образами)