Важность проповеди и ее принципы
67-03 Я рад, что ты хорошо читаешь лекции, и Кришна дает тебе разум отвечать на какие-то каверзные вопросы слушателей. Это очень добрая весть. Чем больше способность человека выходить победителем из схватки с оппонентами, тем выше, следовательно, его сознание Кришны. Искреннему сердцу Кришна дает разум, чтобы вести такие диалоги. Будь искренним слугой Кришны, и Кришна даст тебе всё. По милости Кришны, ты теперь занят каким-то хорошим делом. Делай же его искренне и помогай нашей организации изо всех сил. (ПШП Раяраме, 16 марта 1967)
67-03 Как я не раз упоминал, мой Гуру Махараджа обычно говорил, что этот мир — не место для джентльменов. Его мнение подтверждается следующим стихом из Шримад-Бхагаватам:
йасйасти бхактир бхагаватй акинчана, сарваир гунаис татра самасате сурах,
харав абхактасйа куто махад-гуна, маноратхенасати дхавато бахих
«Человек, не сознающий Кришну, не имеет хороших качеств. Хотя человек может носить название джентльмена, или иметь прекрасное академическое образование, он блуждает на материальном уровне, а потому может совершать досадные промахи, попадая под влияние внешней энергии. Однако тот, кто непоколебимо верит в Верховную Божественную Личность, обладает всеми достоинствами богов». Иными словами, вы не должны полагаться на так называемых джентльменов этого мира, пусть они и хорошо одеты. Исполняя свою миссию сознания Кришны, мы встретим еще немало так называемых джентльменов, но обращаться с ними нам надо очень и очень осторожно, так же осторожно, как со змеями. (ПШП Брахмананде, Сатсварупе, Раяраме, Гаргамуни, Рупануге, Дональду, 28 марта 1967)
67-06 Принцип сознания Кришны состоит в том, чтобы принимать всех и каждого как своих господ и служить им прасадом в качестве диеты и кришна-киртаном в качестве лекарства, чтобы вылечить их от болезни материализма. Итак, мы должны соблюдать этот принцип, и Кришна поможет нам в нашем деле. (ПШП Химавати, 7 июня 1967)
67-08 Секрет сознания Кришны не в том, чтобы все стали проповедниками, а в том, чтобы все посвятили свою жизнь или свое сознание (по мере возможности) Господу Кришне. (ПШП Хамсадуте, 29 августа 1967)
67-09 Вдохновить мертвые души в западных странах можно, сообщая им, что Бог не мертв. Он не только жив, но мы можем жить с Ним, общаясь с Ним лицом к лицу. Бхагавад-гита дает нам особую информацию, что каждый, кто достиг царства Бога, никогда не вернется в этот жалкий материальный мир. Нет нужды искусственно развивать какие-то таланты. Нужно искренне служить Кришне тем талантом, который уже есть у человека. Руководство духовного учителя и искреннее служение Господу дадут нам необходимые способности в овладении наукой о Кришне. (ПШП Даянанде, Нандарани и Уддхаве, 20 сентября 1967)
67-10 Я рад, что ты учишь Джагадананду быть моим личным секретарем, а м-ра Фила — переводить наши мысли на немецкий. Пожалуйста, веди этого парня очень заботливо, потому что Кришна послал его нам на помощь. Это хорошая команда. Джанардана хорошо знает французский, Хаягрива и ты — английский, а м-р Фил хорошо знает немецкий. Вместе вы можете устроить великолепную бомбежку западного мира философией Кришны. Я этого хотел, и вот Кришна посылает мне отличных лейтенантов. (ПШП Раяраме, 4 октября 1967)
67-12 Думаю, Кришна снова привел меня в вашу страну, чтобы я довел ваше обучение до совершенства. Человек должен быть образованным. Можно получить образование в школе или частным образом, но получить его необходимо. Нам нужно много проповедников, чтобы распространять послание сознания Кришны. Без образования мы не сможем проповедовать, потому что проповеднику приходится встречаться со множеством противников. Человек должен заниматься своим делом, и в то же время продвигаться в осознании Кришны. (ПШП Лиласукхе, декабрь 1967)
68-02 Я очень рад, что ты так хорошо организуешь группу киртана. Я жажду увидеть воплощение этой идеи. Да, чем больше ты развиваешь настроение искреннего служения Кришне, тем больше возможностей служить самыми разнообразными способами Он посылает тебе. И я бесконечно рад, что ты находишь в себе силы и решимость распространять сознание Кришны по всему миру. Мой Гуру Махарджа хотел именно этого, особенно для западного мира, и единственное, о чем я прошу, это чтобы вы, искренние юноши и девушки, принесли сознание Кришны в каждый дом, в каждую деревню, в каждый город, чтобы вы отнеслись к этой миссии очень серьезно. (ПШП Хамсадуте, 17 февраля 1968)
68-02 По поводу того, что Кришна очень добр к нам. В основе этого лежит тот принцип, которому следовал Арджуна, а заключается он в следующем. Кришна был самым близким другом Арджуны. Он мог бы принести победу Арджуне без всяких усилий со стороны Арджуны, однако ни Сам Кришна этого не посоветовал, ни Арджуна не сделал так. Как воин, Арджуна сражался изо всех своих сил, но победу принес ему Кришна. Подобным образом и мы должны трудиться изо всех своих сил, а победа придет от Кришны. Мы никогда не должны просто сидеть и просить Кришну сделать все Самому. Вот в чем смысл учения Бхагавад-гиты. В Гите ясно сказано: йудхйасва ча мам анусмара. Так что, как правило, мы должны изо всех сил стараться сделать что-то, и тогда, по Милости Кришны, мы вдруг в один прекрасный день увидим, что все сложилось как надо. Когда Кришна помогает таким образом, мы испытываем духовное счастье. Поэтому наш принцип должен быть таким, что мы должны работать над нашей миссией с великим энтузиазмом, с уверенностью в успехе, и терпеливо соблюдать регулирующие принципы, общаться с чистыми преданными, трудиться, полностью пребывая в сознании Кришны, и это принесет нам счастье и успех. (ПШП Брахмананде, 20 февраля 1968)
68-02 Я рад, что ты имел несколько дискуссий с непреданными. Можешь мне поверить: непреданные, то есть, те, кто не находится в сознании Кришны соответственно нашему учению, это всё великие глупцы, пусть даже они объявляют себя какими угодно мыслителями, йогами, философами, религиозными деятелями и т.д. Мы представляем научную программу осознания бога, основанную на высшем авторитете — Бхагавад-гите. Проповедник должен следовать четырем принципам. Первое, он должен быть полностью предан Кришне. Второе, он должен быть связан тесными глубокими отношениями с преданными, которые стараются возвысить обусловленных живых существ до уровня сознания Кришны, и отвергнуть близкое общение с непреданными. Поэтому если ты видишь, что непреданный жаждет смиренно слушать, ты можешь проявить к нему милость и возвысить его до сознания Кришны, но с непреданным, который уже отравлен змеиным ядом так называемых свами или йогов, работать очень трудно, поэтому лучше всего таких отвергать и не тратить время попусту на попытки их возвышения. А человеку, который хочет смиренно слушать, надо дать шанс понять философию сознания Кришны. Я очень тебе обязан за добрые чувства, которые ты выражаешь по поводу моего смиренного служения тебе. Твоя оценка моего смиренного служения принимается с благодарностью. (ПШП Гурудасу, 24 февраля 1968)
68-02 В проповеднической работе тебе приходится сталкиваться со множеством противников, поэтому ты всегда должен тщательно следовать принципам «Бхагавад-гиты как она есть». Ты будешь рад узнать, что наши переговоры с Компанией МакМиллана о публикации «Бхагавад-гиты как она есть» уже завершены, и рукопись передана им. Мы должны проповедовать ясно и отчетливо, что наше Движение сознания Кришны основано именно на «Бхагавад-гите как она есть». Любое другое движение, принципы которого не согласуются с «Бхагавад-гитой как она есть», мы считаем неавторитетным. Все эти так называемые духовные движения или группы йоги в этой стране, ввезенные из Индии, противоречат принципам Бхагавад-гиты. Наше Движение единственное строго следует принципам Бхагавад-гиты под руководством авторитетных ачарий, принадлежащих к ученической преемственности, идущей от Господа Чайтаньи, и всей свой жизнью подтвердивших принципы Бхагавад-гиты. Последнее наставление Бхагавад-гиты — предаться Кришне, и Господь Чайтанья учил нас предаваться Кришне. Его божественное Движение повторения святых имен Кришны и Рамы — это возвышенное Движение не только этого века, оно принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему. (ПШП Сатсварупе, 25 февраля 1968)
68-02 Я очень рад, что, по милости Кришны, люди в этой стране заинтересовались сознанием Кришны. Сознание Кришны представляет собой самую насущную необходимость всего человеческого общества, и нам необходимо великое множество проповедников, и юношей, и девушек, чтобы распространить это послание по всему миру. Так что меня очень вдохновляет сообщение о твоей деятельности там, на Багамских островах. Что касается моего приезда на Багамы, я хочу посетить эту страну и продолжить труд моего Гуру Махараджи по распространению Движения санкиртаны во всем западном мире. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы харе-кришна-мантру пели и повторяли в каждой деревне и в каждом городе на планете, а я просто пытаюсь исполнить приказ моего Гуру Махараджи донести это божественное послание до людей всего западного мира. Я странствующий монах, санньяси, гость моих учеников здесь, в западном мире. Если ты хочешь, чтобы я прилетел на Багамы, пришли мне, пожалуйста, авиабилет, и я прилечу по твоему приглашению. Кроме того, потребуется два билета для моих помощников, но я думаю, что они могут воспользоваться молодежным тарифом, и это выйдет дешевле. Мне говорили, что погода у вас там очень теплая, а солнце будет очень полезным для моего здоровья. Мне потребуется только какое-нибудь тихое место, чтобы я мог продолжать свою работу над переводом Шримад-Бхагаватам, вот и все. Я монах и миссионер, поэтому могу поселиться где угодно. (ПШП Андреа Темпл, 26 февраля 1968)
68-03 Сегодня утром я тоже читал лекцию и провел санкиртану в Ассоциации молодых христиан, и там были маленькие дети, возрастом до десяти лет, вместе со своими учителями. Все они спокойно наслаждались нашим обществом в течении часа. Все учителя и ученики танцевали и пели с нами, и это было очень приятное зрелище. Итак, я очень надеюсь, что это Движение можно распространить по всему миру, если мы будем просто организовывать киртаны и небольшие беседы о принципах сознания Кришны. (ПШП Хаягриве, 17 марта 1968)
68-03 Я хочу просто осесть где-нибудь с несколькими помощниками и провести остаток своих дней, переводя Шримад-Бхагаватам и другие книги и обучая преданных проповеди на стороне. Поэтому с этого дня я бы хотел говорить только о самых важных выступлениях, а в большинстве случаев пусть проповедуют мои ученики. Все вы должны научиться проповедовать, а что до меня, то для меня самая важная проповедь будет заключаться в том, чтобы успеть закончить Шримад-Бхагаватам. Поэтому, пожалуйста, постарайся все устроить именно так, поскольку очень важно, чтобы я закончил свои книги как можно быстрее. (ПШП Брахмананде, 21 марта 1968)
68-03 Я получил твое последнее письмо и очень рад известиям о киртанах, которые ты проводишь. Что касается проповеднической работы, я ожидаю, что и ты, и Джанардана в самом ближайшем будущем станете могучими проповедниками. Вы оба искренние души, искренние слуги Господа Кришны, и он будет так добр, что прольет на вас все Свои благословения. По мере того, как вы будете проповедовать, у вас будет прибавляться опыта. В любой сфере деятельности так: чем больше человек занимается каким-то делом, тем более опытным мастером он становится. Достойно похвалы ваше смиренное настроение. Сохраняйте такое смирение, и Кришна будет доволен вами. Вы все трое очень искренние слуги, и все вы станете очень хорошими проповедниками — Джанардана, ты и Шивананда, и тогда Движение сознания Кришны распространится по всему миру. (ПШП Махапуруше, 28 марта 1968)
68-04 Если есть необходимость в моих лекциях, я всегда готов служить; неважно, будут ли это большие собрания или маленькие. Конечно, если ты все хорошо организуешь, в храм придет много людей послушать меня, и в этом случае я должен буду приехать. Лучше всего было бы увидеть людей на лекции в зале, а не в моей частной квартире. Лекции и встречи надо проводить в классной комнате, вот и все. (ПШП Джадурани, 8 апреля 1968)
68-04 Конечно, мы не собираемся говорить такие вещи о неграх на людях; мы не делаем различий между белыми и черными, демонами и полубогами. Но, в то же время, поскольку человек является демоном или богом, мы должны вести себя с ним адекватно. Как Чайтанья Махапрабху: Он не делал различий между тигром и человеком. Он был так могуществен, что мог побудить даже тигров танцевать. Но что касается нас, то мы не можем, подражая Ему, пойти к какому-нибудь тигру и попытаться заставить его танцевать! Но все же тигр достоин не меньшего, чем человек. Так что, сам понимаешь, такие разговоры не предназначены для широкой публики, поскольку публика их не поймет. В основном, мы не питаем ненависти ни к кому, но если человек демон или атеист, мы должны избегать общения с ним. Дело проповедника любить Бога, дружить с Его преданными, просвещать невинных и избегать демонов. Этого принципа мы должны придерживаться, но на высших ступенях преданного служения таких различий нет. Преданный высшего уровня видит всё в Кришне и Кришну во всем. В общем, как проповедники, мы относимся к среднему классу преданных.
Итак, мы не должны задерживаться на стадии неофитов. Неофит не умеет проповедовать. Он просто ходит в храм и предлагает все с любовью Божеству, а больше он ничего не знает. Так вот, преданные нашего Общества не должны оставаться на уровне неофитов; не должны они и пытаться подражать преданным высшего уровня. Лучше всего оставаться в середине, на среднем уровне, то есть, любить Бога, дружить с преданными, просвещать невинных и избегать демонов. Телесные различия, соответствующие карме, существуют, и преданный делит людей на вышеуказанные группы, и мы должны делить их на такие группы, и с представителями каждой группы вести себя соответственно. Верно то, что мы не должны привязываться к телесным различиям, но на практике, в том, что касается практической деятельности, наше поведение должно соответствовать тому, что я сказал выше. (ПШП Сатсварупа, 9 апреля 1968)
68-05 На самом деле, в том положении, в котором находится современный мир, больше всего он нуждается в Движении сознания Кришны. Оно авторитетно, обоснованно, оно очень старо и практично. В него может вступить любой человек в любой части света, это проверено. Теперь на каждого из нас возложена великая ответственность за распространение этого Движения как можно более широко, и это будет величайшим служением страдающему человечеству. Ты изучаешь психологию, поэтому ты можешь понять это Движение яснее других и постараться распространить его, насколько это в твоих силах. (ПШП Харер-Наме, 28 мая 1968)
68-06 Отчет о лекциях для брахмачари мне очень понравился. Неважно, что это всего лишь двое парней. Если вы действуете сообща и очень старательно, это уже программа. Мы не можем надеяться, что все станут сознающими Кришну, потому что к этому Движению могут присоединиться только самые благочестивые и удачливые живые существа. Но мы предоставляем шанс каждому, и каждый сам решает, воспользоваться ему этим благом или нет. Ты будешь рада узнать, что наш самый значительный дар миру, то есть, «Учение Господа Чайтаньи» появится очень скоро. Набор уже закончен, я читаю финальную корректуру, книга будет готова к сентябрю. Итак, если ты сможешь организовать группу киртана, параллельно с распространением этой книги, наша программа станет по-настоящему успешной. Будем надеяться на лучшее, по милости Господа Кришны. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Ямуне, 7 июня 1968)
68-06 Относительно проповеди: если ты будешь просто дословно воспроизводить комментарии, которые я даю в Шримад-Бхагаватам, и в экстазе петь «Харе Кришна», этого хватит для твоей проповеднической деятельности. А поскольку ты делаешь это серьезно и искренне, Кришна дает тебе все больше и больше силы для этой благородной миссионерской работы. (ПШП Хари-Виласе, 10 июня 1968)
68-06 Думаю, Кришна дает тебе необходимый разум, чтобы распространять это духовное Движение. То, что ты делаешь — это верный путь. Петь «Харе Кришна», красиво, с музыкальными инструментами и мридангой, говорить о философии Бхагавад-гиты и продавать нашу литературу: книги и журналы. Этот метод принесет нашему Движению успех. Пожалуйста, постарайся делать все это очень хорошо. (ПШП Хамсадуте, 21 июня 1968)
68-08 Моя миссия в том, чтобы утвердить «кришнас ту бхагаван свайям». Международное общество сознания Кришны хочет утвердить единого бога, единое писание, единую мантру и единое служение. Единый Бог — это Кришна, единое писание — Бхагавад-гита, единая мантра — это «Харе Кришна, Харе Кришна» а единое служение означает «всё для Господа». (ПШП Виноде Пателю, 22 августа 1968)
68-09 Если ты сможешь написать короткую статью, в которой содержалось бы приглашение для хиппи принять сознание Кришны и практиковать его в Новом Вриндаване, я думаю, многие искренние хиппи, которые ищут чего-то настоящего, мирного, они бы приехали. Наше Движение нужно представить хиппи, потому что, насколько я понимаю, они ищут именно этого — мира в уме. Это не только для хиппи, это для всех и каждого. Каждый ищет мира и счастья, но они все ищут их на материальном уровне. А здесь это невозможно. Нужно подняться на духовный уровень, и там все желания человека исполнятся. Думаю, ты сможешь написать прекрасную статью для публикации в журнале «Обратно к Богу». Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. Харе Кришна. (ПШП Хаягриве, 22 сентября 1968)
68-09 Ради служения Кришне мы иногда можем согласиться делать что-то, что нам вовсе не нравится. Однако ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь есть мясо. Избегайте этого нежелательного дела очень тактично. (ПШП Кришне-деви и Динеш-Чандра-дасу, 26 сентября 1968)
68-09 Я очень и очень рад, что Девананда великолепно пропагандирует наше Движение сознания Кришны, читая лекции в Бостонском Университете, и что ему платят по 25 долларов за лекцию. Это большая честь также и для меня. Я горд тем, что Девананда так хорошо представляет мои взгляды. По милости Кришны, моя мечта постепенно сбывается. Группа санкиртаны выходит на улицы и получает добрый отклик. Они отлично продают журнал «Обратно к Богу», и публика им симпатизирует, что выражается в щедрых пожертвованиях. Мы не стремимся собирать деньги, но если люди предлагают нам что-то с любовью и симпатией к нашей миссии, это становится нашим великим достоянием. Я уверен, что если вы все, мои возлюбленные ученики, вместе постараетесь проповедовать сознание Кришны в этом духе, Кришна даст вам необходимые силы. По милости Кришны и духовного учителя, немой может заговорить, как великий оратор, а хромой может перейти великие горы. Мы должны лишь твердо и непоколебимо верить в Кришну и духовного учителя, и Кришна даст силы. В конце концов, все, с чем мы сталкиваемся, это всего лишь часть бесконечной энергии Кришны. И даже на мгновение прикоснувшись к этой духовной энергии Господа, мы можем сделать свою жизнь успешной. (ПШП Сатсварупе, 27 сентября 1968)
68-11 Поскольку ты сейчас, что называется, в поле, тебе придется встречаться со множеством людей, настроенных недружелюбно. Их нужно будет умиротворять или с ними нужно будет сражаться, в обоих случаях используя утверждения Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, поэтому ты должен быть весьма и весьма сведущ в истине. (ПШП Гурудасу, 29 сентября 1968)
68-10 Я очень доволен твоим проповедническим энтузиазмом, кода ты говоришь: «Если люди не придут к нам, сюда, мы сами пойдем к ним». В этом и состоит проповедь, и это то, что нужно. Я очень благодарен тебе за этот дух. Я сам приехал в вашу страну с этим же духом. На самом деле, хотя Индия находится в таком падшем состоянии, но если человек хочет изучить духовную науку, он должен обратиться к истинному духовному учителю в Индии. Таково мнение одного великого китайского писателя. Но люди не едут туда, правительство ничего не предпринимает для того, чтобы организовать обучение этой духовной науке. Поэтому я сам приехал в вашу страну, и те, кто хочет принять наше знание, приходят к нам. Таким образом мы должны продвигать нашу миссию. От людей, которым мы идем проповедовать, не приходится ждать хорошего поведения, но мы все равно должны делать свое дело. Наилучший пример — это Господь Иисус Христос: его распяли люди, которых не назовешь высокоразвитыми. Их поведение указывает на то, что в то время, или, по крайней мере, в том месте, где проповедовал Господь Иисус Христос, люди не отличались высоким развитием, иначе они не дерзнули бы распять такого прекрасного, святого человека. Проповедь всегда складывается так, но истинного проповедника остановить невозможно, он будет преследовать свою цель ради удовольствия Верховного Господа. (ПШП Нандарани, 15 октября 1968)
68-10 Далее, относительно твоего предложения — программы создания цивилизации духовного мира. Предложение очень хорошее. Практически все наше Движение сознания Кришны стоит на этой идее. Мы хотим построить мировую цивилизацию на фундаменте духовного понимания. И я даю тебе несколько мыслей, которые ты можешь развить и осуществить, чтобы другие люди могли понять их. Мысли будут такие:
Первое. Всякая цивилизация, лишенная сознания Бога или сознания Кришны — это не цивилизация вообще. Это просто лощеный вариант сообщества животных. Это первое. Сейчас современная цивилизация, основанная на так называемом научном знании и экономическом развитии, старается избежать осознания Бога или осознания Кришны — это порок современной цивилизации. Поэтому, несмотря на все свои достижения, она представляет собой ноль. Ноль не имеет никакой ценности. Миллионы нулей, поставленных рядом, не имеют никакой ценности. Но если перед нулем поставить единицу, ценность возрастет. Один ноль превратится в 10, два нуля — в 100, три нуля — в 1000. И это очень хорошо. Этот пункт нужно раскрыть в деталях: без сознания Бога, сознания Кришны любые аспекты человеческой цивилизации, так называемая философия, политика, экономика, труд — все это одни нули. Человеческое общество должно подразделяться на сословия: интеллектуальное, класс управляющих, класс торговцев и рабочий класс. В духовном отношении оно должно состоять из тех, кто ведет жизнь в отречении, кто удалился от дел, домохозяев и учеников.
Третий пункт: все эти восемь подразделений необходимы для осознания Верховной Божественной Личности, и наше Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы учить этой, необходимой в человеческой цивилизации, вещи.
Четвертый пункт. Для управляющих, для торговцев и для рабочих существует по всему миру множество учебных заведений. Но нет учебных заведений, в которых давали бы духовное образование. И наше Движение сознания Кришны пытается помочь человеческому обществу в этих двух недостающих пунктах. Поэтому мы взяли для начала большой участок земли в Западной Виргинии и назвали его Новый Вриндаван. Мы хотим научить людей быть первоклассными интеллигентами, чтобы они могли наставлять все человеческое общество относительно цели жизни и сознания Кришны или сознания Бога. Поэтому мы приглашаем тех учеников, у которых есть желание или склонность, присоединиться к нам в этом проекте, а общество и правительство мы приглашаем сотрудничать с нашим Движением.
Пятый пункт состоит в том, что к какому бы сословию ни принадлежал человек, или на каком бы этапе духовной жизни он ни находился, единственной целью его жизни должно быть удовлетворение Верховной Божественной Личности. Это обязанность каждого, она не зависит от обстоятельств жизни того или иного человека. Чтобы сделать свою жизнь успешной, человеку нужно научиться видеть, как своей деятельностью он может доставить радость Верховному Господу. Такой должна быть цель. Тогда неважно будет, какое общественное положение занимает человек или чем он занимается, он будет цивилизован, потому что его единственная цель — доставить радость Верховной Божественной Личности.
Следующий пункт. Чтобы научиться этому искусству — доставлять радость Верховной Божественной Личности, человек должен пройти обучение или получить наставления в искусстве осознания Кришны, читая «Бхагавад-гиту как она есть», читая Шримад-Бхагаватам — книги, в которых изложена наука о Боге, а затем «Учение Господа Чайтаньи». Такой практикой нужно заниматься круглосуточно. Нельзя помедитировать пятнадцать минут и уже стать духовно развитой личностью, это невозможно. Движение сознания Кришны учит людей тому, как быть погруженными в мысли о Кришне круглосуточно. Возьми, например, Бхагавад-гиту: наставления Кришны в Бхагавад-гите прекрасно подходят для устройства совершенного человеческого общества. Так что надо изучать наставления «Бхагавад-гиты как она есть».
Следующий пункт. Чтобы люди могли понять учение Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, должны существовать центры, где они могли бы собираться ежедневно, утром и вечером и стараться понять это Движение сознания Кришны или сознания Бога. Поэтому мы стараемся открывать отделения в каждом городе и городке, в каждой деревне, и люди получают от этого благо. Не может быть и речи о назначении платы за вход в такие центры или заведения, но, поскольку их надо поддерживать, люди должны добровольно делать пожертвования, и мы это с большой радостью примем.
Следующий пункт. Когда люди привыкнут регулярно посещать эти различные центры Движения сознания Кришны, они в один прекрасный день выйдут за пределы материальной концепции жизни. Как человек пробуждается ото сна. Спящий может видеть множество бессмысленных снов, но стоит ему пробудиться, и он осознаёт: «Ух ты! Я видел столько несуразных снов, а на самом деле все по-другому». Подобным образом, когда человек осознаёт Кришну, ему становится ясна вся фальшь материальной цивилизации.
Следующий пункт. Пробудившись, он полностью освобождается от так называемой привязанности к определениям, то есть, к обществу, дружбе и любви.
Следующий пункт. Поняв это, он снижает свою материальную активность. Человек начинает довольствоваться таким доходом, который позволяет ему поддерживать душу в теле, и его больше не привлекает бессмысленное увеличение банковского счета ради чувственных наслаждений. Порок современной цивилизации состоит в том, что заработать кучу денег может каждый, но никто не умеет их тратить. Деньги растрачиваются на удовлетворение чувств, а последнее слово в этом удовлетворении чувств — секс, поэтому деньги тратятся на дурман и на секс, на танцы голышом, всякие представления с обнаженными телами и т.д. Это означает, что люди разбазаривают свой человеческий запас энергии.
Следующий пункт. Преданный должен быть обучен таким образом, чтобы в глубине сердца быть свободным от всяких материальных привязанностей, но, поскольку у него есть тело, то для того, чтобы поддерживать жизнь в этом теле, он должен работать, как обычный человек.
Следующий пункт. Общество, дружбу и любовь материального существования следует принимать без привязанности, и если так называемые общество, дружба и любовь хотят, чтобы мы им служили, следует просто сказать: «Да, все это очень хорошо, но я должен отдать предпочтение духовному развитию».
Следующий пункт. Человек должен знать наверняка, четко понимать, что материальные ресурсы, на этой ли планете, или на другой, в небе или в земле, то есть, в шахтах, все земли, которые в данный момент используются для экономического развития, все необходимые вещества, все запасы, например, залежи нефти в земле, которые люди используют для своих электростанций — надо понимать, что вся эта нефть принадлежит Верховной Божественной Личности. Все это создано не человеком. Ученые не могут такое сотворить. Подобным образом, всё, все вещи, все земли, они созданы Верховной Божественной Личностью. Такое понимание необходимо.
Следующий пункт. Человек может пользоваться всей этой землей, но с четким пониманием, что все принадлежит Верховной Божественной Личности. Как, например, приходя в прекрасный парк, в красивый сад, он должен постоянно помнить, что это общественный сад, он не принадлежит ему лично. Это собственность правительства или государства.
Следующий пункт. Поэтому землю, сотворенную Верховной Божественной Личностью, могут использовать все живые существа. Каждое живое существо — не только люди, но и животные — имеет право жить на земле, принадлежащей Верховной Божественной Личности.
Следующий пункт. Никто не может посягать на права других живых существ. Всех Господь обеспечивает, всем дает пищу, кров, в природе есть все необходимое, поэтому никто не вправе посягать на жизнь других. Люди считаются самыми высокоразвитыми животными, и если они используют свое высокое сознание во взаимоотношениях с Кришной, это называется сознанием Кришны.
Следующий пункт. Сознающий Кришну человек не нарушает прав других существ. Поэтому такой человек никогда не согласится с организованным убийством животных на бойнях.
Следующий пункт. Если вы содержите бойни, вы понесете расплату, потому что по законам природы одна жизнь не отличается от другой. Жизнь каждого живого существа ценна.
Следующий пункт. Каждое живое существо считается сыном Верховной Божественной Личности. Они могут быть одеты по-разному, ибо тело есть одежда. Тело живого существа отлично от него самого, следовательно, живое существо может быть одето в 8 400 000 различных одежд, но само живое существо, как оно есть, одно и то же, и человек в этом смысле не отличается от животного. Следовательно, насущные потребности у них одни и те же: еда, сон, совокупление и защита.
Следующий пункт. Дурацкая идея, что животные, растения или другие живые существа не имеют души, является причиной всей греховной деятельности.
Следующий пункт. Человек должен быть доволен, если ему есть чем наполнить живот — в этом состоит еда. Если вы можете наесться зерном, овощами, фруктами и молоком, у вас нет права убивать животное просто для удовлетворения своего языка. Человеческое общество должно потреблять естественные продукты: зерно, фрукты, овощи и молоко. Нельзя выходить за рамки и посягать на остальное. И если люди сознают Кришну, им известно искусство приготовления тысяч вкусных блюд только из разнообразных овощей, зерновых, фруктов и молока. Если кто-то берет больше, чем ему требуется, его надо считать вором. Никто не должен делать накоплений для семьи, общества или народа: больше денег, больше зерна или больше овощей, или больше продуктов питания — нужно брать лишь столько, сколько требуется. Если произведено больше, надо раздавать излишки тем, кто в этом нуждается. Потому что зерно — в особенности зерно — предназначается в пищу всем живым существам, его нельзя гноить.
Следующий пункт. Следовательно, тот, кто бессмысленно гноит зерно, является преступником. И тот, кто копит денег больше, чем надо, тоже преступник. И по законам природы, или согласно законам Бога, такие люди непременно будут наказаны. Это наказание может не проявиться в этом воплощении, но, поскольку жизнь вечна, непрерывна, человек должен быть готов принять наказание — в этой жизни или в следующей. Поскольку живые существа берут на себя такой риск, они переселяются из одного тела в другое, и это основная проблема жизни. Человеческая жизнь предназначена для решения этой проблемы. С животными, такими, как олени, верблюды, ослы, обезьяны и даже мухи и змеи, нельзя обращаться плохо. Даже если они проникают в дом и съедают что-то, их нельзя останавливать. Потому что и у них есть право питаться тем, что дает им Господь. И они не съедят больше, чем надо, и не заберут пищу к себе домой. Они лучше людей. Если человеческое существо пустить на поле или в сад, оно постарается унести как можно больше, чтобы продать или сделать запас, а животные так не поступают. Поэтому с невинными животными домохозяин должен обращаться как со своими детьми.
Никто не должен трудиться на очень тяжелой или опасной работе. Современная цивилизация открывает опасные производства, а рабочие идут работать на них, привлеченные высокой зарплатой. Но такой работой заниматься не следует. Тогда, естественно, появится другая, менее капиталистическая идеология. Поскольку рабочие соглашаются, демонические личности пользуются этим и искусственно раздувают потребности тела. Человеку лучше удовлетвориться продуктами сельского хозяйства, чем идти в большие города и наниматься на работу в промышленности. Только мирная жизнь, зависимость от сельскохозяйственных продуктов, и ничто иное, может принести людям счастье и процветание. И чем больше людей удовлетворены домашней жизнью, домашней экономикой, чем меньше их покидают свои дома, тем более мирной будет жизнь. В Индии Махатма Ганди пытался создавать такие деревни, чтобы люди не уезжали в города. Мирная атмосфера может быть создана только при условии широкомасштабного организованного перехода к сельской жизни. Не надо заимствовать городские идеи и переносить их в сельскую жизнь. Поэт Каупер сказал, что деревня создана Богом, а город человеком. В этом разница. Есть немало хороших идей, как можно жить мирно на этой планете, занимаясь развитием сознания Кришны, чтобы полностью освободиться от осквернения материальным существованием и, оставив это тело, достичь вечной жизни. Это подтверждается в Бхагавад-гите: тйактва дехам пунар джанма, наитии мам эти со 'рджуна. Просто исполняя положенное в сознании Кришны человек немедленно по оставлении этого своего тела возвращается домой, к Богу. Если люди будут сотрудничать с Движением сознания Кришны, то тогда, несомненно, можно будет установить высший тип цивилизации, обеспечивающий нерушимый мир и процветание всему миру. (ПШП Раяраме, 17 октября 1968)
68-12 Я видел заметки под названием «Иштагоштхи» о вашей встрече, их прислала мне Лилавати. Очень хорошо, что вы обсуждаете принципы сознания Кришны. С твоим ораторским талантом ты можешь вести огромную проповедническую работу, облегчая тем самым бремя страдающего человечества. Пожалуйста, развивай эту свою способность, ибо такие сильные ораторы, как ты — настоящее благословение в распространении Движения Шри Чайтаньи Махапрабху. (ПШП Гаурасундаре, 28 декабря 1968)
68-12 Я весьма вдохновлен тем, что твои дела на Гавайях идут хорошо, буду ждать встречи с тобой, когда снова смогу посетить эти места. У тебя были проблемы с Мадхави-Латой, и Кришна решил эти проблемы, потому что она сидит сейчас в «Халаве»[КМ-д151] и прекрасно проповедует сокамерницам. Вчера я получил от нее письмо, в котором она сообщает, что некоторые из тех, с кем она там познакомилась там, уже ожидают посвящения, так что Кришна избавил тебя от бремени, одновременно предоставив ей возможность служить. (ПШП Гаурасундаре, 28 декабря 1968)
69-06 Киртан, повторение джапы и проповедь о Кришне — это надежный проверенный метод распространения сознания Кришны. У нас уже во всех наших центрах накоплен большой опыт, что если мы просто поем «Харе Кришна», играя на караталах и мридангах, и если мы читаем лекции по Бхагавад-гите в соответствии с тем, что получили по цепи ученической преемственности, то люди привлекаются сами собой. (ПШП Гаурасундаре, 2 июня 1969)
69-08 Ты упоминаешь о том, что тебя пригласили принять участие в какой-то Конференции Всемирного Братства, и если это будет удобно, ты сможешь пойти туда с группой санкиртаны, петь «Харе Кришна», провести беседу о «Бхагавад-гите как она есть» и раздать прасад. Это наше единственное занятие, и мы можем делать это где угодно — хоть на улице, хоть на какой-нибудь Конференции Всемирного Братства. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)
69-08 Поэтому сознание Кришны — это своего рода битва, только без винтовок. Наше оружие — караталы. В эту эпоху нет необходимости в винтовках, потому что население находится в таком состоянии, что его можно считать уже убитым. Люди живут недолго, знания у них мало, их духовная жизнь чрезвычайна слаба, они неудачливы, и жизнь их отягощена такими несчастьями как войны, голод, эпидемии, нищета и т.д. Так что убивать таких людей из ружей — это палить из пушки по воробьям. Поэтому Господь Чайтанья организовал армию санкирт