ИСККОН — авторитетная духовная организация
47-07 Кроме того, Вы не подкрепили свои утверждения никаким авторитетом. Так что все это более или менее догматично. Если два разных человека выдвигают различные догматические взгляды на религию и ее суть, то кого принять, а кого отвергнуть? Поэтому подход должен быть авторитетным, научным и универсальным. Ваши выкладки не соответствуют этим трем необходимым критериям. Такова моя точка зрения. Если у Вас есть время на обсуждение, я буду рад, насколько возможно, обосновать свою точку зрения. В своей аргументации я буду основываться на Бхагавад-гите, которая представляет собой самое авторитетное, научное и универсальное произведение. Чтобы обобщить выводы Бхагавад-гиты, следует сказать, что
1) Бог один, Он пребывает во всем, и все пребываем в нем;
2) Нести духовное служение Богу есть наилучший способ служить всему сущему, подобно тому, как поливать корень дерева значит поливать все его ветви и многочисленные листья, а кормить желудок значит обеспечивать пищей все чувства и органы чувств тела;
3) Части целого без дополнительных усилий принимают служение, когда служат Целому, но когда служат частям, это совсем не означает, что служение принимает Целое;
4) Поскольку части и Целое связаны вечными взаимоотношениями, вечная обязанность частей состоит в том, чтобы служить Целому;
5) Служение частей принимает Божественная сат-чид-ананда-виграхах, то есть, всепривлекательная, всезнающая и полная блаженства вечная личность. Он способен проявлять Себя с помощью Своей энергии, носящей название майи, чтобы Его могли познать ограниченные в своих возможностях части, а потому Он не только величайший из всех, но и мельчайший из всех. Это свойство присуще лишь Ему;
6) Его легче понять, когда Он, по Своей беспричинной милости, решает низойти в этот бренный мир, но Его не познать с помощью фрагментарных спекуляций философов-эмпириков, независимо от того, сколь долго и сколь систематически они будут этим заниматься;
7) Шри Кришна — это Верховная Божественная Личность, конечная причина всех причин, что подтверждается фактами и Бхагавад-гитой, однако Он оставляет за Собой право не открывать Себя умственным рассуждениям философов-эмпириков;
8) Поэтому человек должен предаться Ему, если хочет познать Его таким как Он есть, и в этом заключается настоящий метод достижения бесконечности бесконечно малыми частицами;
9) Шри Кришны легко достичь с помощью религии любви, т.е., с помощью таких любви и служения, какие показали девушки Враджи, у которых едва ли было вообще какое-то образование, не говоря уже о высоком происхождении;
10) Следовательно, высшее служение, какое можно оказать человечеству, это проповедь философии и религии Бхагавад-гиты для всех времен, всех стран и всех народов.
Надеюсь, Вы согласитесь со мной, и станете вместе со мной прилагать усилия в этом направлении на благо всего человечества. (ПШП Радже Сахибу, 13 июля 1947)
65-10 Когда я выступал перед студентами, они слушали меня с большим вниманием, так что священники даже забеспокоились, видя, что студенты слушают меня так терпеливо. Они опасаются, как бы их студенты не прониклись новыми идеями и не обратились в индуизм, и это совершенно естественно для любой секты. Но они не знают, что преданное служение Господу (Шри Кришне) является общей религией для всех, включая аборигенов и каннибалов в джунглях. (ПШП Сумати Морарджи, 27 октября 1965)
69-02 Относительно твоего немецкого знакомого. Как я понял, он очень умный человек и верит в науку. Но даже самые образованные ученые зависят от того, что говорят авторитеты. Наука зиждется на некоторых, вполне определенных, началах. Например, сэр Исаак Ньютон открыл закон тяготения, и множество научных разработок основываются на этом авторитетном утверждении. Так что даже научное знание должно соответствовать какому-то авторитету. Твой знакомый согласен, что все мы — души, заключенные, как пленники, внутри тел, и он верит, что тело состоит из различных химических элементов, о которых мы знаем немало. Но, к сожалению, даже если мы соберем вместе все эти химические элементы, мы не сможем создать тело, подобное этому, это также научный факт. Взять, к примеру, расагуллу. Все знают, что они делаются из молока. Но чтобы сделать из молока расагуллу, требуется особое уменье. Поэтому просто знать, что это тело состоит из химических элементов —недостаточно. Вот когда кто-нибудь сможет из известных химикалий воссоздать тело, подобное этому, тогда его можно будет признать настоящим ученым. Душу невозможно обнаружить при помощи материалистических научных методов, но если слушать авторитетное лицо, можно понять ее. Этот господин разочарован тем, что никто, как ему кажется, не обладает знанием о душе, но это не соответствует действительности. Мы знаем, что такое душа, как она действует, как она переселяется из одного тела в другое, с одной планеты на другую. Это наше знание в высшей степени научно, и мы в нем полностью уверены. Мы способны опровергнуть любой догматический аргумент, противоречащий этому убеждению. Как же нам это удается? Все дело лишь в том, что мы строим свое знание на данных, полученных из авторитетного источника, такого как Кришна или Его представитель.
В Бхагавадгите Кришна говорит о вечной душе с самого начала. Пока человек не поймет, что такое душа, его движение к Верховному Духовному Богу не имеет ценности. Итак, твой знакомый господин пребывает в недоумении относительно того, откуда мы пришли, что мы такое, и куда идем. Но нам все это доподлинно известно. Если он тоже хочет это знать, у нас есть достойный доверия источник знания об этих предметах, при условии, что он согласен смиренно слушать уважаемое авторитетное лицо с тем же почтением, с каким он относится к утверждениям сэра Исаака Ньютона. Идет ли речь об утверждениях сэра Исаака Ньютона или об утверждениях Господа Кришны — нужна какая-то первоначальная вера. К сожалению, так называемые ученые слепо верят сэру Исааку Ньютону, а не верят Господу Кришне и Его представителям. Попытайся поговорить с ним в таком духе. (ПШП Говинда-даси, 10 февраля 1969)
69-09 По поводу первого твоего вопроса. Обоснованием сознания Кришны является то, что Бхагавад-гита есть древнейшее в истории мира духовное произведение о сознании Бога. Из авторитетных ведических источников можно понять, что Бхагавад-гита представляет собой вечную истину и впервые была явлена для нас, как минимум, сто двадцать миллионов лет назад. Какую же литературу во всей этой вселенной можно сравнить с Бхагавад-гитой? Второе обоснование состоит в том, что Кришну считают Верховной Личностью, и не только в последнее время, а именно, в последние две тысячи лет, великие ачарьи, такие как Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Господь Чайтаньи и т.д., но и ранее, в ведической литературе, созданной Вьясадевой, Кришну называют Верховной Божественной Личностью. То, что сказано Самим Верховным Господом, естественно, является и самым авторитетным. Что касается нас, мы ни в чем не изменяем утверждения Кришны. Поэтому мы тоже представляем собой авторитет. Например, два плюс два — это математическая истина. Тот, кто принимает эту аксиоматическую истину и действует на ее основе, сам является авторитетом. Стать авторитетом очень легко, нужно лишь следовать авторитету. Если кто-нибудь утверждает, что два плюс два равно трем или пяти, это мошенник. Это означает, что он не следует авторитету, поэтому сам не может стать авторитетом. (ПШП Арундхати, 2 ноября 1969)
70-04 Большое Вам спасибо за письмо. Поскольку Вы хотели узнать о нашем храме, о тех, кто поклоняется Богу и о писаниях, я сим уведомляю Вас, что это Движение сознания Кришны основывается на ведических писаниях. Слово веда означает «знание». Существует два вида знания — мирское и трансцендентное. Веды считаются изначально духовными, поскольку они исходят из источника, существовавшего до начала творения. Это запредельное знание было вложено в сердце первого сотворенного живого существа, Брахмы, а он затем распространил его для целей как материальных, так и духовных.
Это ведическое знание было утверждено в Атхарва-веде. Позже, в начале этой эпохи, Кали-юги, Вьясадева, который является высшим авторитетом в ведическом знании, сознавая падшее положение людей в эту эпоху, разделил цельную Веду на разделы и поручил эти разделы знания некоторым из своих учеников. Таким образом, цельное ведическое знание развилось в четыре Веды, Упанишады, восемнадцать Пуран. Затем оно было обобщено в Веданта-сутре, а затем, ради блага самых неразумных, таких как женщины, рабочие и опустившиеся потомки высокородных семей, Вьясадева создал еще одну, пятую Веду, известную как Махабхарата, великую историю Индии. Изначальная Бхарата и современная Индия — вовсе не одно и то же. Изначальная Бхарата покрывала всю планету. Постепенно она была рассечена на множество частей, и современная Индия представляет собой лишь осколок изначальной Бхараты. Итак, ведическое знание распространяется во множестве отраслей, но весь метод направлен на осознание Бога.
Считается, что живые существа в материальном мире — это обусловленные души, восставшие против Бога, отказавшиеся подчиняться Его приказам, и потому утратившие свое положение в духовном мире. Что-то вроде мильтоновского «Потерянного рая». Материальный мир создается, развивается, поддерживается, производит множество побочных продуктов, постепенно увядает и, наконец, разрушается или уничтожается. Души, живые существа, по своей природе вечны. Условия жизни, то есть, повторяющиеся рождение и смерть, неестественны для живого существа. Поэтому все ведическое знание разработано для того, чтобы направлять живое существо, обитающее не в животной форме жизни, а в человеческой форме, чтобы оно могло исполнить свои материальные желания, но в то же время, чтобы оно могло подняться в свое изначальное духовное состояние. Этот процесс возвышения от низших форм обитателей вод до уровня брахманической культуры прослеживается во всех Ведах. Это называется знанием, и когда существо освобождается от материального осквернения, это же самое знание, получая дальнейшее развитие, выходит за пределы материального мира, становится духовным.
Этот процесс возвышения с любого уровня понимания до высшего уровня жизни называется религией. В санскрите религией называется не что-то вроде веры, а предписанная форма долга, исполняемого в соответствующих общественных рамках, которая постепенно возвышает человека до уровня сознания Кришны или сознания Бога. Поэтому первоклассная религия — это та, которая учит человека любви к Богу, поскольку религия значит соединение собственного положения человека с Богом в [определенных] отношениях. Это бого-осознание связано с тремя фазами человеческой жизни. Когда осознание Бога отделяется от материального сознания, это называется стадией освобождения, духовным просветлением. Следующая ступень — это осознание Бога, находящегося повсюду в Своем всепроникающем аспекте, а высшая ступень Бого-осознания — это познание Его как Верховной Личности — всемогущей, обладающей всеми достояниями, всей славой, всей красотой, всей мудростью и полной отрешенностью.
Чтобы лучше понять этот религиозный метод, я бы посоветовал Вам прочесть три наших книги, а именно, «Шри Ишопанишад», «Бхагавад-гита как она есть» и «Легкое путешествие на другие планеты». Прочитав их, Вы можете взяться за Шримад-Бхагаватам и «Учение Господа Чайтаньи». Кроме этих, у нас есть и множество других книг, а также наш журнал «Обратно к Богу», в которых мы пишем только об этой религии. Так что прочитайте их одну за другой, и если у Вас возникнут вопросы, Вы можете написать мне, и я буду очень рад ответить на них, насколько это будет в моих силах. Мне чрезвычайно приятно знать, что наша деятельность произвела на Вас впечатление, и что Вы так стремитесь узнать что-то о религии. Большое Вам спасибо. (ПШП неизвестному адресату, 12 апреля 1970)
72-10 Если ты всерьез намерен найти Бога, ты должен знать, что логика и аргументы мало помогут тебе в этом, потому что ты можешь встретиться с противником, который окажется более сильным логиком, чем ты, и он может перевернуть твою решимость с помощью более сильного логического аргумента. Что же касается книг, они пишутся по-разному для разных типов людей и философов. Так что мы не можем прийти к истине ни основываясь на книгах, ни исходя из философских размышлений, ни с помощью логики и аргументов. Лучше всего для тебя, если ты сам решишь, кто, по-твоему, самый надежный человек в области науки о Боге.
Если говорить о нас, то мы придерживаемся «Бхагавад-гиты как она есть» и видим, что знание, содержащееся в Бхагавад-гите, является совершенным в смысле понимания Бога. Если мы сравним истину, данную в Бхагавад-гите, с другими книгами, мы заметим, что понимание, которое дается в ней, местами отличается от общепринятого. Поэтому будет лучше, если ты примешь какой-то признанный авторитет и будешь следовать по его стопам. Это наилучший путь осознания Бога. Мы лишь хотим, чтобы люди поняли Бога и полюбили Его, потому что человеческая жизнь предназначена для этой цели. Итак, если человек любит Бога больше всего остального, это совершенный человек. Я желаю тебе научиться следовать этому принципу и стать счастливым. (ПШП Эндрю Парсо, 7 октября 1972)
76-07 Ты можешь изучить историю и узнать, как убийство коров приобрело широкое распространение на Западе, а затем использовать это в проповеди. (ПШП Балаванте, 8 июля 1976)[КМ-д150]
76-10 Относительно того, что наше Движение авторитетно: можешь использовать следующие аргументы. Бхагавад-гиту издавали множество раз. Наши книги древнее Библии. В Индии существуют миллионы храмов Кришны. Пусть судьи и юристы прочтут наши книги и воспользуются мнениями ученых и профессоров. По поводу второго пункта, власти родителей над своими детьми, у меня есть несколько вопросов. Нравится ли родителям, что их дети становятся хиппи? Почему же они их не останавливают? Нравится ли родителям, что их дети занимаются проституцией и становятся наркоманами? Почему же они их не остановят? Когда правительство забирает детей в армию, это не нравится ни родителям, ни самим детям. Этот вопрос нужно поднять. В нашем Обществе немало людей, которым за тридцать. У них у всех промыты мозги? В вашей стране их может быть меньшинство, но в других местах таких людей большинство. Продавец бриллиантов обслуживает меньшинство. Почему же ювелирам позволяют торговать? Так всегда бывает: что-то действительно ценное может позволить себе только меньшинство. Наши книги печатаются не ради коммерческой выгоды, это религия и философия.
Сейчас они почувствовали вес нашего Движения. Раньше они думали, что мы как пришли, так и уйдем, но сейчас они вынуждены признать, что мы остаемся. Мы разожгли огонь, и его не остановить, он будет распространяться. Можно привести целые отряды пожарных, но огонь этот будет полыхать. Книги для промывания мозгов уже изданы. Даже если внешне Движение будет остановлено, внутренне оно будет продолжать развиваться. Наша первоклассная кампания — это распространение книг. Идите по домам. Настоящая битва начинается лишь сейчас. Кришна защитит вас. Повторяйте «Харе Кришна» и сражайтесь. Один эксперт в области кино сказал, что наше Движение — это кладезь сюжетов. Попытайся превратить эти сюжеты в фильмы.
Возьмите отзывы у индийских профессоров. Возьмите список заказов на книги из индийских университетов. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы сделать нам как можно более широкую рекламу. Они боятся. Слишком много молодых людей попадают под наше влияние. Они правильно говорят, что это эпидемия. Пусть же все индийцы скажут, что наше Движение авторитетно. Соберите много отзывов. Соберите отзывы в Лондоне и Торонто. Попроси Шубхавиласу собрать отзывы, что мы представляем авторитетную индийскую культуру. В Германии началось такое же нападение на нас. Пропагандой нельзя задавить истину. Невозможно потушить огонь пропагандой. Сейчас мы должны набраться сил, чтобы защищаться. Борьба стала острой, но если вы будете строго соблюдать регулирующие принципы, Кришна даст вам необходимые силы. Все, что делается, делается по милости Кришны. Они боятся, что иная культура победит их собственную культуру, парам дрштва нивартате. Это естественно. Если человек находит что-то лучшее, он бросит старое. Как это можно остановить? Это сражение, не бойся. (ПШП Тамала-Кришне, 30 октября 1976)
76-11 Ты должен представить сознание Кришны не как религию, а как науку осознания Бога. Постарайся убедить их в том, что это не какой-то вид религиозной веры. Это шанс осознать Бога. В каждой религии есть какой-то отблеск идеи Бога, объяснение того, что представляет собой Бог. Образованный человек должен признать этот факт. Любой нормальный человек заинтересуется тем, кто такой Бог, а затем полюбит Его. (ПШП Притху-Путре, 2 ноября 1976)