Хари-нама и храмовое поклонение
69-05 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 14 мая 1969. Подобное письмо я получил также от Брахмананды. Он пишет, что у тебя возникли определенные трудности в исполнении твоих постоянных обязанностей. В этих обстоятельствах советую вам всем хотя бы на один час выходить на улицу или в парк на санкиртану. Это ваша жизнь, ваше главное дело. Следующее дело — это вычитать свои ежедневные шестнадцать кругов. Следующее дело — твоя редакторская деятельность, и если после этого у тебя остается время, ты можешь ходить на храмовые программы. Если времени не остается, ты можешь не ходить на них, но уличный киртан, редактирование и повторение шестнадцати кругов надо исполнять. Уличный киртан надо исполнять даже если для этого придется приостановить всю редакторскую деятельность. Это твое первое и главное занятие. Храмовое поклонение не так важно. Если понадобится, можно вообще закрыть храм, но уличный киртан останавливать нельзя. (ПШП Раяраме, 17 мая 1969)
69-05 Я получил письмо от одного моего духовного брата, в котором он пишет, что вся Индия говорит о том, что кто-то распространяет движение «Харе Кришна» во Вьетнаме. Так что не впадай в отчаяние. Продолжай делать свое дело, насколько позволяют возможности, предоставляемые Кришной, и ни о чем не тревожься. Все идет как надо. Просто, поскольку ты сейчас в отрыве, похоже, ты немного ослабел. Соберись, восстанови свой прежний дух, и тогда — с храмом или без храма — твое движение будет развиваться. Нас не очень заботит храмовое поклонение, потому что храмовое поклонение не является первостепенно важным делом в эту эпоху. Первостепенное дело — это санкиртана. Мы организуем и центры, куда люди могут прийти и посмотреть, поэтому храмы нужны, но это вторично. Так что сейчас постарайся добиться воссоединения. Я очень хочу, чтобы вы снова были вместе. (ПШП Мукунде, 27 мая 1969)
69-09 В эту эпоху первое дело преданного — повторять харе-кришна-мантру. И проповедовать эту харе-кришна-мантру путем исполнения уличной санкиртаны и распространения литературы — наше самое главное дело. Наряду с этим рекомендуется и храмовое поклонение, но там, где нужно выбирать одно из двух, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры. (ПШП Хамсадуте, 5 сентябр 1969)
69-12 Санкиртана и распространение «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — это основное поле деятельности нашего Движения. Храмовое поклонение вторично. Мы приглашаем людей в наши храмы, чтобы они увидели, как ведут себя преданные, главным образом, в плане очищения. Есть два вида методов очищения: внутренние и внешние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам поддерживать внешнюю чистоту, а санкиртана способствует внутреннему очищению. Поэтому мы, по мере возможности, будем исполнять оба этих процесса одновременно. И, поскольку твое поведение безупречно, большие массы людей получат благо. Наши сердца в материально обусловленном состоянии полны всевозможной грязи, а это Движение сознания Кришны предоставляет очистительный метод. (ПШП Чидананде, 15 декабря 1969)
70-01 Не подлежит сомнению тот факт, что санкиртана — единственный путь к успеху. Санкиртана, пир любви и распространение «Обратно к Богу» — это наши главнейшие занятия, за ними следует храмовое поклонение. Храмовое поклонение необходимо для внутренней жизни храма. В начале санкиртана важнее, она позволяет привлечь внимание масс людей. Вчера вечером я пошел посмотреть, что делают наши ребята на Бульваре Голливуда, и увидел, как все это здорово и приятно. (ПШП Судаме, 8 января 1970)
70-02 Я бесконечно рад, что ты так интересуешься поклонением Божествам. Эта деятельность должна сопровождаться регулярным повторением святого имени. На самом деле постоянное повторение святого имени — это основа нашей жизни, а уж на фундаменте этой деятельности строится все остальное преданное служение. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)
70-02 Мне приятно узнать, что ты прекрасно занята приготовлением бхоги в бостонском храме и, кроме того, выходишь на санкиртану. Пожалуйста, очень тщательно изучай наши книги и нашу философию с помощью тех опытных учеников, которых много в Бостоне, и будь счастлива в сознании Кришны под покровительством и руководством Шримана Сатсварупы и Шримана Брахмананды, которые являются для тебя старшими братьями. (ПШП Манмохини, 21 февраля 1970)
70-03 Сейчас трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати заботиться о Божествах очень и очень тщательно. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно преданные поклоняются Божествам. Мы должны стабильно прогрессировать, поддерживая в равновесии обе стороны, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, или храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя пения и повторения вполне достаточно для покрытия любых видхи, все же, для того, чтобы оставаться чистыми и духовными, мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества, конечно, очень, очень хороши, и улыбающийся лик Господа очаровывает всех, кто его видит. Он очарователен. Теперь у вас всё есть, сами вы опытны, так открывайте же отделения, где только можно, и проповедуйте Движение санкиртаны как можно шире. Шрила Бхактивинода Тхакур возложил эту ответственность на моего Гуру Махараджу, а он, в свою очередь, уполномочил выполнить эту работу нас. Подобным образом, и я прошу вас, всех моих американских и европейских учеников, распространять это Движение город за городом, деревня за деревней, и сделать всех людей в мире счастливыми. На самом деле они забыли главное — Кришну, поэтому-то они и несчастны. Давайте же расскажем им об этом позабытом главном, и тогда они, без сомнения, будут счастливы. (ПШП Хамсадуте, 12 марта 1970)
70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 12 апреля 1970, и содержание его меня очень вдохновило. Поклоняйтесь Божествам со всем тщанием, и тогда вы все вы будете благополучны и умиротворены духовно. К этому виду служения нужно отнестись очень вниматеильно. В Лондоне Ямуна тоже работает на совесть, и все жены наших учеников должны научиться поклоняться Божествам и готовить, и, по возможности, выходить на санкиртану вместе со своими мужьями и остальными преданными. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)
70-07 Не знаю, что тебе сказал Киртанананда Махараджа, но там, где не хватает пуджари, можно поклоняться только плоскому изображению Панча-таттвы — киртаном, а если установлены Божества Джаганнатхи или Радхи-Кришны, тогда вам нужно немедленно найти квалифицированных пуджари. Если таких квалифицированных пуджари не хватает, тогда каждый центр должен ограничиться и удовлетвориться поклонением Панча-таттве и Господу Чайтанье посредством исполнения санкиртаны. Я рад, что ты продолжаешь свои маха-санкиртаны, это очень хорошо. Это наше главное занятие. Храмовое поклонение не так важно, как санкиртана на людных улицах и продажа нашей литературы. Твое расписание лекций также очень хорошо. (ПШП Дамодаре, 1 июля 1970)
71-04 Что касается посылки Божеств, то все в порядке. Хотя Божества нет, сама харе-кришна-мантра является звуковым воплощением Кришны. На самом деле следует больше внимания уделять поклонению звуковому воплощению, но если есть возможность установить Божества и строго следовать правилам и предписаниям поклонения, нужно это делать. Однако главная часть нашей деятельности — это поклонение звуковому воплощению. (ПШП Вишнуджане Махарадже, 4 апреля 1971)
73-02 Относительно твоего вопроса о том, чтобы взять Божества Гаура-Нитай с собой в путешествующую группу киртана: это не так уж важно. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, Он не брал с Собой Свои Божества. Но если ты сможешь все организовать должным образом, тогда возьми Их с собой. Но если, ты говоришь, у тебя нет брахманов, я думаю, эту программу лучше отложить. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)
73-03 Ты описываешь свой храмовый автобус, и это очень хорошо. Когда я увидел в Новом Вриндаване автобус Рупануги, я пожелал, чтобы таких автобусов был у нас целый парк. Но ты не должен брать в путешествие Радху-Кришну, лучше бери Гауру-Нитая. В служении Гауре-Нитаю не бывает оскорблений, тогда как если ты допустишь какой-то промах в поклонении Радхе-Кришне, это будет большим оскорблением, а оскорблений надо избегать. Когда я был в Питтсбурге, я дал некоторые наставления по этому поводу Вишнуджане. Идея храмового автобуса заключается в том, чтобы пригласить людей в путешествие обратно к Кришне. И студентам колледжей, и хиппи — кому угодно — понравится эта программа. Теперь ты получил все мои благословения, так что отправляйся и привлекай новых твердых преданных, которые помогут нам развивать это Движение. (ПШП Судаме, 23 марта 1973)
73-08 Устанавливать Божества в движущемся транспорте не очень хорошо. Всегда есть опасность, что Они упадут и разобьются. У Судамы это уже случилось. Зачем сейчас вводить поклонение Божествам? Не надо его начинать, потому что в этих условиях трудно поддерживать поклонение на должном уровне. Изображения Гуру-Гауранги достаточно. Ты задумываешься о том, правильно ли ты поступил, отдав Божества Судаме. Ответ: нет. Божества нужно отвезти обратно и поклоняться Им в храме, как раньше. Идея путешествующей санкиртаны в том, чтобы распространять книги, а не в том, чтобы поклоняться Божествам. Даже в храме поддерживать поклонение на должном уровне довольно трудно, так как же поддерживать его в грузовике?
Другая проблема в том, что в данный момент не надо стремиться к открытию храмов. Субала уже сделал то же самое в Санта-Фе несколько лет назад, зачем же он опять делает это? В Германии Хамсадута вместо того, чтобы развивать храмы и поклонение Божествам начал развивать группы санкиртаны. У него восемь новых автобусов, он ездит и распространяет огромное количество литературы, это гораздо важнее. Небрежное поклонение Божествам — это оскорбление. Так что проповедуй этим способом, но поклоняться Божествам в автобусе не надо, держи там только изображение Гуру-Гауранги.(ПШП Джагадише, 15 августа 1973)
73-08 Я уже дал разрешение на установку Божеств в путешествующих автобусах. Но я слышал, что иногда Божества падают, а это совершенно недопустимо.Путешествие и распространение книг — вот главное занятие. Обычно люди не очень интересуются Божествами, это наше внутреннее дело. Когда же вы выходите на люди, главное ваше дело — санкиртана. Итак, учитывая все эти соображения, принимай решение и выполняй его, я не возражаю. (ПШП Судаме Махарадже, 4 сентября 1973)
74-09 Относительно того, брать ли Божества на санкиртану, как советует Тамал-Кришна Махараджа: Божества могут приходить и уходить, но ты можешь довериться в этом вопросе Тамал-Кришне Госвами. (ПШП Бату-Гопал-дасу, 7 сентябр 1974)
Хари-нама-санкиртана
67-05 Ты правильно поступил, приделав к мриданге ремень, чтобы удобнее было играть и танцевать. Прошу тебя купить еще мриданг. Конечно, для оплаты первой партии мриданг и каратал я послал деньги со своего личного книжного счета, но если ты хочешь купить больше мриданг, тогда тебе придется самому найти деньги на оплату. Первоклассная мриданга в Индии стоит около десяти долларов. Думаю, тебе нужно купить, по меньшей мере, четыре мриданги и научить других играть на них. Если где-нибудь в парке будут играть три-четыре мриданги и пар двадцать каратал, киртан будет намного красивее. Мы хотим распространить это Движение повсеместно, так что если ты пошлешь мне 100 долларов, я могу с гарантией купить лучшую фисгармонию и две мриданги и три пары тарелочек. (ПШП Мукунде, 5 мая 1967)
68-02 По поводу группы киртана: моя идея состоит в том, чтобы группа киртана состояла, по меньшей мере, из двенадцати человек. Двое должны играть на мридангах, восемь человек — на караталах, один — на тамборе, и один — вести мелодию на фисгармонии. Человек с тамборой должен вести киртан. Ты уже догадался, чего я хочу, когда предложил, чтобы лидер пел, как я, а остальные отвечали ему. Это будет очень хорошо. Но все члены группы будут чистыми преданными. Со стороны никого не должно быть. Мы не хотим посторонних, насколько это возможно. На мринданге играй, как играешь, и скоро ты станешь очень опытным исполнителем. Я вижу, как здесь Гаурасундара играет все лучше с каждым днем. Если каждый из членов будет сохранять веру в Кришну и стараться доставить Ему удовольствие, тогда, конечно, наш киртан понравится всем, это точно. При исполнении такого киртана только исполнитель на фисгармонии может сидеть, а все остальные должны стоять и участвовать в киртане, они должны быть одеты подобающим образом и танцевать. Вот в чем состоит первоначальный замысел, и я надеюсь, что если такой киртан исполнять на сцене, можно даже продавать билеты. Это может стать источником дохода для поддержания нашей деятельности. Я рад, что Пурушоттама пытается устроить аккредитацию нашего Общества в ООН на правах неправительственной организации. Если это удастся, мы сможем исполнять киртан на сцене ООН. И если представители различных наций нас признают, они могут пригласить нас в разные части мира, и тогда Движение санкиртаны будет успешным.
Наш метод вечно остается неизменным: начинать с санкиртаны, по крайней мере, на полчаса; затем немного говорить по Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам, Брахма-самхите и т.д.; и отвечать на вопросы. Завершать встречу нужно снова пением. Это моя мечта, моя идея, и я буду счастлив, если ты, Брахмананда, Пурушоттама, Раярама и другие воплотите эту идею в жизнь. Я буду очень вам благодарен. Пожалуйста, передай мои благословения своей милой жене Химавати, и я надеюсь скоро встретиться с вами обоими. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Хамсадуте, 4 февраля 1968)
68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность научиться петь все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разбили группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, произносили «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы практикуем, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968)
68-02 Я видел статью в журнале «Лайф». Иллюстрации вышли очень возвышенные, и журналисты, сами того не сознавая, признали за нами совершенство пения «Харе Кришна». Ты заметил, как они сказали: «Пение «Харе Кришна» продолжает звучать в голове еще несколько дней»? Мы стремимся впрыснуть этот трансцендентный яд в сердца всех людей, укушенных змеей майи. Если вибрация «Харе Кришна» звучит в голове такого негодяя хотя бы минуту, в будущем она обязательно сработает так, что он придет к сознанию Кришны. В Бхагавад-гите сказано: «св-алпам апй асйа дхармасйа, трайате махато бхайат. Бхайат означает «боязнь, страх». Даже небольшое впрыскивание этой духовной вибрации может защитить человека от величайшей опасности. В будущем, конечно, мы не будем дешевой игрушкой в руках так называемых флагманов рекламы в царстве майи. Мы просто даем им маленький шанс послужить Кришне, но мы не можем принять их руководства. Поэтому в будущем мы будем соглашаться на участие в их деятельности, только если они будут писать о нас эксклюзивно. Думаю, что предложение от телевидения, о котором ты написал, вполне можно использовать для наших целей. (ПШП Брахмананде, 8 февраля 1968)
68-03 Я прочитал твое письмо. Твое настроение служения очень хорошо. Я рад слышать, что ты начал репетировать с группой киртана. Пожалуйста, держи меня в курсе своего прогресса. Да, если хочешь, можешь также организовать и костюмы, и парик. Одного юношу можно одеть Господом Чайтаньей, а другого Нитьянандой, остальных — Гададхарой, Адвайтой (у него должна быть белая борода) и Шривасой (с бритой головой). Пение по принципу ведения и ответа очень хорошо, один хороший певец должен вести, а остальные отвечать ему. Так поют в Индии. Это особенно удобно по двум причинам. Одна — это то, что ведущий может отдыхать, поэтому долго не устает, а вторая — можно и петь, и слушать. Это и есть наш метод. В качестве мелодичного аккомпанемента можно использовать инструменты и усилители. Хорошо также трубить в рожки и раковины. (ПШП Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968)
68-03 Несколько лет назад, когда я останавливался в Вашем Према-Кутире, Вы выразили желание организовать группу санкиртаны. Думаю, что можно было бы сделать это сейчас, и это очень помогло бы мне в моей миссии. Если Вы сможете купить номер журнала «Лайф» от 9 февраля 1968, вы найдете в нем на стр. 56 рассказ о том, как прекрасно американские юноши и девушки танцуют и поют святые имена Господа. Такую группу санкиртаны, как в Индии, здесь организовать невозможно. Юноши и девушки здесь очень серьезно относятся к пению, но они не владеют искусством пения, во всяком случае, они не умеют петь, как поют у нас в Индии. Поэтому я думаю, что если бы Вы организовали группу санкиртаны, полностью обученную духовным принципам, и в нее вошли бы американские ученики, это была бы отличная группа, которая могла бы путешествовать по всему миру. Я уже проверил и убедился, что мелодичный звук санкиртаны, исполняемый серьезными преданными, способен привлекать людей с очень духовного уровня, и если духовные наставления Бхагавад-гиты применяются правильно, он мгновенно создает духовный фон.
Итак, мое первое конкретное предложение: дайте свое согласие организовать такую группу санкиртаны, ряд моих американских учеников присоединится к Вам, а я могу объединить этих американских и индийских преданных при помощи дисциплины. Американские юноши обучаются строго в духовном плане, о чем я уже писал Вам в моем последнем письме. Подобным образом, индийские юноши и девушки должны быть обучены в духовном плане, только духовная вибрация может посеять духовные семена в сердца слушателей, иного способа нет. Если Вы согласитесь сотрудничать со мной в этом направлении, тогда я хочу приехать под Ваш кров с группой своих американских учеников и остаться в Бомбее на некоторое время, чтобы попытаться открыть там отделение нашего Общества. Здесь у нас уже шесть храмов, и ими прекрасно управляют американские вайшнавы, подчиняясь строгой дисциплине, хотя они и не родились в индусских семьях. Так и в Бомбее мы пригласим людей всех сословий присоединяться к нам, не делая различий ни по касте, ни по вере, ни по цвету кожи или вероисповеданию.
К нам может присоединиться каждый, независимо от того, кто он. Мы примем индусов, мусульман, христиан, джайнов, сикхов, буддистов и вообще любого, кто придет. Ограничений нет. В этом храме мы будем приветствовать всех и каждого. Иными словами, в нашем мирском государстве будет проявлено интернациональное чувство сознания Бога, и никто не будет им обделен. И я рад сообщить Вам, что этот принцип принимается всеми, кто находится под моим руководством. Итак, суть моего предложения состоит в том, чтобы организовать хорошую группу санкиртаны из индийских и американских учеников. Я бы очень хотел сотрудничать с Вами в этом деле. (ПШП Харикишанду Агарвалу, 3 марта 1968)
68-03 Я очень рад, что Кришна уже подсказал тебе, как устроить в совершенстве группу санкиртаны. Я полностью согласен в отношении нашей программы путешествий по стране, по городам, где у нас назначены мероприятия. И я рад, что наш друг Аллан Гинзбург, помогает тебе. Если мы сможем добиться успеха с этой группой санкиртаны, тогда успех всей нашей миссии обеспечен. Самое важное в этой связи — мы ни в коем случае не должны становиться профессионалами. Я имею в виду, что с этой группой санкиртаны мы должны стараться достичь совершенства с точки зрения сознания Кришны. Идею представить Панча-таттву в составе группы я обдумал. Мы должны сделать не только это, но и приготовить соответствующие костюмы для Радхи и Кришны и для Их восьми ближайших подруг, сакхи. Иногда можно наряжать кого-нибудь Нрисимхадевой и Прахладой. Таким образом, мы сможем сопровождать киртаны разнообразнейшими шоу, и все это разнообразие должно быть почерпнуто из Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты. Нужно научить брахмачари и брахмачарини петь подходящие стихи на санскрите, а мы будем объяснять эти стихи пением, декламацией и проповедью. Все эти разнообразные шоу должны быть очень привлекательными, сопровождаться хорошей музыкой, а кроме того, наши собственные сознание Кришны и добрый нрав сделают их очень успешными.
А пока репетируй с группой киртана, как ты это уже делаешь. Ведущий поет, остальные отвечают — это совершенный метод. Я уже писал тебе по этому поводу в предыдущем письме, и снова повторяю, что следует использовать именно этот метод. Ведущих может быть больше, чем один, например, сначала ведешь ты, потом ведет Джая-Говинда, потом ведет кто-нибудь еще, но сам способ исполнения киртана «ведение с ответом» должен оставаться неизменным. Когда я приеду в Нью-Йорк, мы, конечно, обсудим все подробности плана этой программы путешествия, причем не только в пределах Штатов, но и по всему миру. А когда мы, в процессе этой поездки, доберемся до Индии, мы пригласим к нам еще и индийских преданных. Да и не только индийских. Постепенно мы наберем в группу преданных со всего мира безо всяких различий. Наше Движение сознания Кришны должно стать всепроникающим, таким же всепроникающим, как Кришна. (ПШП Хамсадуте, 4 марта 1968)
68-06 В понедельник 3-го июня я выезжаю в Монреаль, и если он покажется мне подходящим местом, я позову тебя и еще нескольких учеников собраться там, чтобы систематически проводить там санкиртану. Конечно, пение «Харе Кришна» не требует каких-то искусственных художественных дарований, но все же, если дело хорошо поставлено, тогда люди больше будут привлекаться духовной музыкой. (ПШП Упендре, 1 июня 1968)
68-06 Твое присутствие в лондонском центре вместе с другими помощниками будет в высшей степени полезным, учитывая, что я хочу сформировать там хорошую группу киртана из двенадцати человек — два исполнителя на мридангах, один ведущий мелодию на фисгармонии, один исполнитель на тамборе, и, как минимум, шесть игроков на тарелочках. Таким образом, двенадцать человек будут исполнять киртан очень ритмично и мелодично. На фисгармонии надо научиться сопровождать мелодию, на просто отыгрывать гармонические аккорды. Думаю, ты сможешь наилучшим образом организовать эту группу санкиртаны, и если у нас будет хорошая группа санкиртаны, вооруженная также нашими книгами и литературой, мы сможем прекрасно проповедовать это возвышенное Движение по всем европейским городам. А добившись успеха в Европе, мы сможем отправиться во все страны Азии. Если мы появимся с группой санкиртаны в Индии, нас очень хорошо примут, и, очень возможно, самые богатые люди Индии захотят сотрудничать с нами. Так что я думаю об этой группе санкиртаны со всей серьезностью, и ты должен тоже подумать о ней очень серьезно. (ПШП Мукунде, 11 июня 1968)
68-06 Ты видишь хорошие перспективы развития центра в Буффало. Это очень хорошая новость. Ты будешь рад узнать, что в Нью-Йорке и Бостоне преданные также поют в общественных местах: в парках и на улицах, и имеют большой успех, выражающийся в пожертвованиях от людей, а также успешно продают нашу литературу. (ПШП Рупануге, июнь 1968)
68-06 Те, у кого ум пребывает в возбуждении, не будут слушать ни философию сознания Кришны, ни христианскую философию. Поэтому, чтобы сделать ум спокойнее, ты должен повторять «Харе Кришна», не пытайся добиться этого при помощи смены философских тем. Пение и повторение харе-кришна-мантры работает. Там, где нет возможности обсуждать философию, мы должны просто петь и повторять мантру, и больше ничего. Не надо ничего говорить. Само пение поможет и поющему, и его слушателям. Твоя короткая речь очень хороша. Чайтанья Махапрабху тоже говорил, что существует бесчисленное множество имен Бога, и человек может петь любое из них, какое ему нравится. Мы поем «Харе Кришна» потому, что Господь Чайтанья тоже пел «Харе Кришна». Мы советуем петь любое имя Бога, но сами мы предпочитаем петь святое имя Господа Кришны, следуя по стопам Господа Чайтаньи. (ПШП неизвестному адресату, 1968)
68-07 Я знаю, что Мукунда ведет сейчас отличную группу киртана на улицах, и имеет хороший отклик. Стремительно приближается время, когда мы должны будем исполнять такой публичный киртан во всех крупнейших городах мира. Здесь, на Всемирной Выставке, мы тоже исполняли киртан два дня, и он имел удивительный успех. (ПШП Ямуне, июль 1968)
68-07 Здесь я получил немало вдохновения от недавнего киртана на Всемирной Выставке. За два дня нам пожертвовали 300 долларов, и, возможно, нас попросят исполнять киртан еще несколько дней. Я также получил вдохновляющее письмо от Тамала-Кришны из Сан-Франциско, в котором он пишет, что много пожертвований дают на киртанах, которые ведет Мукунда. Я попросил Хамсадуту написать тебе, чтобы составить план поездки в Лондон. Насколько я понял, он уже собрал для этой цели 1500 – 1600 долларов. Остановка лишь за тем, чтобы найти двенадцать-пятнадцать человек для поездки туда. Прежде всего нам нужно разместиться в хорошем месте. Я очень рад, что ты уже написал отцу Аннапрашаны, и как только план прояснится, мы немедленно начинаем. Возможно, нам даже не придется ждать конца августа. Мое особое наставление всем вам состоит в том, чтобы вы исполняли санкиртану очень ритмично и в стиле «ведение с ответом». Это означает, что один поет, а остальные отвечают ему. Это очень хорошая система. Я понял из слов Гаурасундары, что вы несколько раз собирались вместе, чтобы наметить план, и я хотел бы знать, какой план вы выработали, поскольку он упомянул эти встречи в своем послании, на которое я отвечаю данным письмом. (ПШП Шьямасундаре, 15 июля 1968)
68-08 Что касается санкиртаны, ее следует продолжать при любых обстоятельствах. Пение «Харе Кришна», санкиртана — это наша жизнь. Если будет возможно, постепенно ты сможешь перейти к открытию ресторана ИСККОН и распространению прасада, но это, я считаю, вторично. (ПШП Натану Баруху, 7 августа 1968)
68-08 Киртан — это и лекция, и пение с музыкой. Пение с музыкой особенно привлекательно для масс людей, но беседы о сознании Кришны с философской точки зрения — это тоже воспевание славы, киртан. Весь Шримад-Бхагаватам полон философских бесед, и мы готовы представлять наше Движение сознания Кришны обоими способами, в зависимости от обстоятельств. Если г-ну Реновичу нравятся только философские беседы, мы готовы. Но в то же время нас заботят, в основном, массы людей, поэтому харе-кришна-киртан — наша жизнь. Так что ничего страшного, что г-н Ренович особо интересуется учеными философскими диспутами. (ПШП Упендре, 14 августа 1968)
68-08 Пение в парках и на улицах — это наш новый вид деятельности, и он успешен. У нас уже хорошо получается в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Монреале. И если мы применим тот же метод в Лос-Анджелесе, я уверен, это тоже принесет успех. Насколько я понял, в Сан-Франциско группа киртана иногда получает пожертвований на 40 долларов в день, в Монреале Хамсадута собрал однажды 24 доллара, и в Бостоне, как я слышал, собирают неплохие пожертвования. Так что если ты сможешь организовать группу санкиртаны, которая бы пела на улицах и в парках ( с разрешения властей), недостатка в деньгах бы не было, и люди жертвовали бы с большим удовольствием. (ПШП Анируддхе, 24 августа 1968)
68-09 …Я очень рад, что ты получил разрешение на пение в парке. Ранее ты посылал мне газетные вырезки, и я видел, что у вас есть трудности, но теперь, по милости Кришны, вы получили разрешение. Не беспокойся о том, что парк посещает не так много людей. Если ты будешь там петь, люди придут во множестве. Так твои усилия приведут к успеху. (ПШП Субале, 9 сентября 1968)
68-11 Также вдохновляет твой рассказ о том, как развивается группа киртана, как Гурудас играет на ситаре, а Мукунда на кхоле. Практически, мы видим, что, по мере того, как мы стараемся улучшить свое пение ради удовольствия Кришны, Кришна отвечает нам, и мы ощущаем все большую радость, а это и есть преданное служение Господу. Так что продолжай в том же духе, это очень хорошо, и я это полностью одобряю. (ПШП Шьямасундаре, 24 ноября 1968)
68-12 Относительно пения на улицах и недовольства полиции, это совсем не хорошо. Лучше всего приглашать людей в наш храм и спокойно петь. Если человек способен сам продавать по семь-двенадцать журналов, нет необходимости устраивать процессию с пением и тем выводить из равновесия полицию. Если ты можешь продавать журнал «Обратно к Богу» и наши книги, такие, как «Бхагавад-гита как она есть» сам, как ты предлагаешь, это будет большим успехом. И для этого вовсе нет необходимости выводить на улицу целую процессию с пением. Твоя идея очень хороша, и я даю свое стопроцентное одобрение, и я уже описал свое мнение на этот счет. Теперь действуй по своему усмотрению, полагаясь на высшую волю Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. Передай, пожалуйста, мои благословения всем преданным. (ПШП Чидананде, 24 декабря 1968)
69-01 Я очень рад, что газетная статья, которую ты опубликовал, привлекла интерес к нашему Движению на Гавайях. Также вдохновляет тот факт, что ты выходишь на улицы, чтобы петь и проповедовать людям. Это очень хорошая линия, и, насколько это возможно, ты должен продолжать выходить и таким образом близко познакомить жителей Гавайев со звуком харе-кришна-мантры. Это обеспечит успех нашему центру, и Кришне будет весьма приятно увидеть Своих вдохновленных преданных. Так что ни при каких обстоятельствах не прекращай этой прекрасной деятельности. (ПШП Махапуруше, 25 января 1969)
69-01 Наша проповедь должна быть сосредоточена на распространении киртана и литературы: книг и журналов. Уже испытанный метод состоит в том, что после киртана весьма успешно продаются книги и журналы. (ПШП Брахмананде, 30 января 1969)
69-02 Ты будешь рад узнать, что в Лондоне у наших ребят все хорошо, и в какой-то газете в Сан-Франциско была опубликована статья под заголовком «Воспевание Кришны поражает Лондон». Так что ты тоже можешь поразить Германию воспеванием Кришны. Это должно стать нашей главной программой, а издание «Обратно к Богу» — это еще более масштабное воспевание. Твою мридангу слышно в пределах храма, но издавая «Обратно к Богу» ты воспеваешь Кришну по всем странам, говорящим на немецком языке. Так что и мриданга, и «Обратно к Богу» — это наша жизнь. (ПШП Кришна-дасу, 13 февраля 1969)
69-02 Ни при каких обстоятельствах не прекращай киртана и повторения джапы. Конечно, я знаю, что ты не прекратишь петь и повторять, но делать это нужно регулярно, потому что в этом наша сила. Мы постоянно находимся в водовороте майи, и только пение и повторение мантры может спасти нас от всех опасностей. (ПШП Прадьюмне, 26 февраля 1969)
69-05 Я очень вам благодарен за то, что вы послали мне плакат с фотографиями м-ра Гинзбурга и меня самого. Хорошая работа. С этого дня и впредь я буду вести киртаны. Вначале я буду петь, а наши преданные будут отвечать, как обычно. М-р Гинзбург будет находиться среди наших преданных, и людям можно будет предложить следовать за его ответом. Таким образом мы будем исполнять киртан в течение получаса. Я хочу, чтобы наши люди играли на четырех мридангах и двенадцати парах каратал или тарелочек. Если Киртанананда сможет играть на фисгармонии, повторяя мелодию одновременно с пением, это будет хорошо. Если кто-нибудь сможет играть на тамборе, это будет еще лучше. Но все должно быть ритмично. Я не знаю, сколько там преданных и сколько там мриданг, но мы будем просить четыре мриданги. Если людей или мриданг не хватает, тогда пригласите преданных из Нью-Йорка и Буффало. Недавно я записывался в Лос-Анджелесе, и попытаться научить наших людей соблюдать ритм не так уж трудно. Просто найдите шестнадцать человек: четыре мриданги, фисгармония, тамбора и остальные на караталах. Если мы сможем вести киртан, основываясь на записи, которую сделали недавно, это будет чудесно. В общем, вы должны все приготовить к объявленной встрече. (ПШП Хаягриве и Прадьюмне, 3 марта 1969)
69-05 Относительно твоего вопроса о группе санкиртаны: думаю, ты должен стараться, чтобы санкиртана шла постоянно. Все остальное не так важно. Это пение — наша жизнь, и мы должны сейчас устроить нашу программу так, чтобы как можно больше петь на улицах и в колледжах. 12 мая у нас было очень успешное мероприятие в Государственном Университете Огайо, и больше тысячи юношей и девушек пели и танцевали вместе с нами. Эту линию надо продолжать, насколько это возможно. (ПШП Сатсварупе, 14 мая 1969)
69-05 Я очень рад узнать, что несколько хороших юношей и девушек присоединились к тебе в киртане. Постарайся убедить их в том, что наше Движение исключительно важно, и лучший способ сделать это — санкиртана. Здесь, в Колумбусе у нас была большая встреча в Государственном Университете Огайо, и больше тысячи студентов пели и танцевали с нами. Так что есть немалый потенциал для распространения нашего Движения среди студентов колледжей, и если мы просто предоставим им возможность петь с нами, а потом немного почитаем им «Бхагавад-гиту как она есть», тогда, конечно, самые разумные люди привлекутся к нам. Итак, санкиртана на улицах, санкиртана в учебных заведениях — вот наше главное дело. Это гарантирует успех нашей проповеднической деятельности. (ПШП Ананде, 14 мая 1969)
69-05 Меня очень вдохновило твое письмо от 12 мая 1969, а также присланные тобой немецкие статьи с картинками, опубликованные в двух разных газетах. Очень и очень вдохновляет, что ты ведешь киртаны в общественных местах, и люди, так или иначе, интересуются. Эти киртаны за пределами храмов нужно непременно проводить хотя бы в течение одного часа в день. Это придаст нашему Движению популярности. У нас здесь уже есть опыт в каждом городе, особенно в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Бостоне и здесь, в Колумбусе. Это делает наше Движение все более и более популярным, потому при любых обстоятельствах выходите вместе на улицу и пойте киртан хотя бы по часу в день. (ПШП Кришна-дасу, 17 мая 1969)
69-05 Постарайся поддерживать хорошие отношения с полицией, насколько это возможно, поскольку наш метод состоит в том, чтобы быть терпеливее дерева и смиреннее травы на дороге. Нам не нужен так называемый престиж. Если сохраняя мир, мы можем продолжать исполнять свои обязанности в сознании Кришны, то это и есть все, чего мы хотим. (ПШП Сатсварупе, 31 мая 1969
69-06 По поводу регистрации Общества: ты можешь просто перевести наши нью-йоркские регистрационные документы на немецкий язык и подать на рассмотрение судебным чиновникам, уплатив пошлину, и я думаю, на этом твои регистрационные проблемы закончатся. Если полиция не позволяет тебе исполнять киртан в общественных местах, не игнорируй их запрет. Старайся соблюдать законы страны, и исполняй киртан там, где это возможно. (ПШП Кришна-дасу, 13 июня 1969)
69-07 Относительно твоих трудностей: вас останавливает полиция, когда вы поете на улицах. Когда Субалу арестовали в Филадельфии за то же самое, судья признал его невиновным, после того, как ознакомился с сущность