Оставление общества преданных
67-08 Я очень рад, что ты вернулась к Кришне. Кришна так добр, что не позволяет нам уйти, никому из тех, кто искренне предался Ему. Поэтому ты больше не хочешь покидать Его. Это решение приведет тебя к вечной жизни, полной блаженства и знания. Наверняка в прежней жизни ты уже была преданной Господа, иначе тебе не хотелось бы стать монахиней в таком юном возрасте. Любого человека, который обладает естественной склонностью отвергать чувственное наслаждение, следует считать развитым в духовной жизни или освобожденным. То, что ты считаешь майю ложной, а Кришну — единственной реальностью, очень ценно. Никто еще ничего не выиграл от того, что был игрушкой в руках майи, но каждый, кто служит Кришне, обретает вечное счастье. (ПШП Мриналине, 27 августа 1967)
67-11 В ответ на твое письмо от 9 ноября сообщаю, что я полностью разобрался с ситуацией вокруг Киртанананды и Хаягривы. По крайней мере, Хаягрива не так фанатично настроен, как Киртанананда. Из его последнего письма ясно, что он не потерял сознания Кришны, как я понял. Весь этот эпизод стоит на личной недоброжелательности. В самом факте этой личной недоброжелательности нет ничего удивительного, ведь это люди, и, как я много раз говорил, именно этот индивидуализм является причиной личных конфликтов. Когда этот индивидуализм используется в служении Кришне, он не опасен, даже если ведет в к личным конфликтам. Личные разногласия возникают даже на самом высоком уровне. Даже в партии Шримати Радхарани есть соревнование в любви к Кришне. Это вид расы — соревноваться в любовной привязанности, царящей вокруг Кришны. Поэтому мы постараемся привести Хаягриву и Киртанананду в чувство. В конце концов, мы должны понять, что имеем дело с людьми, подвергающимися влиянию майи.
Каждый из нас находится под влиянием внешней энергии, майи. Лучший способ вырваться из тисков майи — это сосредоточить свое внимание на любовном преданном служении Кришне. Я понял, что Хаягрива и Киртанананда продолжают повторять «Харе Кришна» в своем центре. Поэтому я надеюсь, что они не заблудятся, и со временем все разногласия будут разрешены. Даже между нашими духовными братьями бывают разногласия, но никто из нас не отклоняется от служения Кришне. Мой Гуру Махараджа приказал нам исполнять его миссию совместно. К сожалению, сейчас мы рассеяны. Но ни один из нас не прекратил проповедовать сознание Кришны. Даже если и есть разногласия между духовными братьями моего Гуру Махараджи, никто из них не отклоняется от духовного любовного служения Кришне. Идея в том, что хотя между людьми могут все еще случаться и провокации, и разногласия, но наша стойкая вера в Кришну будет препятствовать материальному расколу. Поэтому постарайтесь благожелательно общаться с любым человеком, даже если он — другой. Единственная черта, которую мы должны тщательно исследовать — это действует ли человек в сознании Кришны настолько, насколько он способен это делать. (ПШП Брахмананде, 18 ноября 1967)
67-11 Инцидент с Киртананандой и Хаягривой можно считать исчерпанным. Мы должны постоянно молиться Кришне об их выздоровлении, и не принимать всерьез контрпропаганду. Я уверен, что через некоторое время они провалятся, не оказав никакого влияния на наше служение в сознании Кришны. Будем продолжать двигаться вперед, делая свою работу, и все будет хорошо. Самое важное сейчас — договориться с компанией МакМиллана. (ПШП Раяраме, ноябрь 1967)
67-11 Я так рад, что ты получаешь плоды повторения «Харе Кришна»! Харе Кришна-мантра прекрасна, она способна вычистить грязь из умов преданных, и чем больше преданный повторяет Святые имена без оскорблений, тем больше он развивает в себе любовь к Богу, забывая обо всех материальных глупостях. Мой долг состоит в том, чтобы дать тебе истину с полной серьезностью, а долг принимающего — действовать в соответствии с духовными правилами. Когда ты ушел, я просто молился Кришне о том, чтобы ты вернулся в сознание Кришны, ведь это мой долг. Любая добрая душа, прибегающая ко мне в поисках духовного просвещения, полагается на мою ответственность, которая заключается в том, чтобы вернуть ее к Кришне, домой. Ученик может, вынуждаемый майей, неправильно понять истинного духовного учителя. Но истинный духовный учитель никогда не отпустит преданного, которого он однажды принял.
Когда ученик не понимает истинного духовного учителя, учитель сокрушается о своей неспособности защитить ученика и иногда даже плачет, проливает слезы. У нас был такой опыт, когда мой Гуру Махараджа был жив. Одного из его учеников, принявших санньясу, силой увела жена. Мой Гуру Махараджа сокрушался со слезами на глазах и говорил, что он не смог защитить эту душу. Поэтому мы всегда должны остерегаться нападений майи, и единственное надежное средство для этого — пение и повторение «Харе Кришна» без оскорблений.
Величайшее оскорбление — это пренебрегать духовным учителем и совершать грехи в расчете на силу повторения. Если человек думает, что повторение защитит его от любых реакций на любые грехи, преднамеренно совершаемые им, он становится величайшим оскорбителем. Да, повторяя «Харе Кришна» мы освобождаемся от всех греховных реакций, но это не означает, что мы можем сознательно совершать грехи, и потом нейтрализовать их при помощи повторения. Я благодарен тебе за отзыв о Киртанананде и Хаягриве. Мы будем молча молиться о них Кришне и проливать слезы из-за своей неспособности спасти их. Давай же честно молиться и продвигаться вперед в сознании Кришны. При встрече я скажу тебе больше. (ПШП Умапати, 23 ноября 1967)
67-12 По поводу Хаягривы и Киртанананды: если они вернутся, мы должны будем принять их и не продолжать распрю, которая была раздута. Кажется, Хаягрива озабочен тем, чтобы его имя было напечатано в выходных данных «Гита-упанишад». Я ничего не имею против того, чтобы его имя было упомянуто среди прочих редакторов, участвовавших в подготовке «Гита-упанишад» — просто чтобы вдохновить его и дать ему возможность остаться в нашем лагере, чтобы он мог вернуться, принять нашу философию и возобновить свою редакторскую деятельность. Он совершил большую ошибку, но для того, чтобы вдохновить его вернуться, вы можете упомянуть его имя, так же, как имя Раярамы. Не так уж он убежден в своем имперсонализме. Он оставил нас лишь под влиянием Киртанананды. (ПШП Брахмананде, 29 декабря 1967)
68-02 Да, все так, как ты говоришь, поэтому мы должны быть постоянно заняты, чтобы у нас не оставалось возможности пасть. По крайней мере, ошибки, совершенные неосознанно таким преданным, занятым деятельностью в сознании Кришны: сва-п…да-мла? бхаджата® прийасйа — Господь прощает их, как утверждается в Шримад-Бхагаватам. (ПШП Сатсварупе, 21 февраля 1967)
68-02 Я рад, что Кулашекхара вернулся. Думаю, что он не может уйти из нашего общества, потому что уже совершил некоторое служение для Кришны. Так что Кришна ни в коем случае не позволит ему уйти. Обращайтесь с ним хорошо, чтобы он смог укрепиться. Его внимание должно быть сосредоточено на рисовании. Это прекрасная мысль. Пожалуйста, передай ему мои благословения и обращайся с ним очень хорошо. (ПШП Хамсадуте, 19 сентября 1968)
68-11 Твои сообщения очень меня порадовали. Мне было очень приятно узнать, что у тебя появилась привязанность к Шри Гопаладжи, это защитит тебя в любом противостоянии. Я рад, что Шачисута живет с тобой, и если вы оба чувствуете беспокойство, то можете пожить несколько дней со мной. Я уезжаю в Монреаль 23 октября, а из Монреаля отправлюсь в Санта-Фе. Если хочешь, можешь прийти ко мне прямо 24-го, в Монреале, и я охотно выслушаю тебя, какие у тебя трудности. Если Шачисута находит для себя трудным жить в храме со своими духовными братьями, он может путешествовать с группой санкиртаны, это будет очень хорошо. Так или иначе, ни ты, ни он не должны покидать нас. Помощь каждого из вас очень важна для меня, поэтому не пытайся уйти от нас, а попробуй наладить жизнь, насколько это возможно. И моя последняя просьба к вам обоим: если вам так трудно жить с вашими духовными братьями, вы можете жить со мной. Надеюсь, это письмо застанет вас в добром здравии. Еще раз спасибо за то, что написал мне. (ПШП Умапати, 18 октября 1968)
68-12 Когда Джордж Хендерсон приедет, постарайся задержать его и пообщаться с ним. Постарайся обсудить с ним принципы сознания Кришны и убедить его принять их. Он добрая душа, я знаю, и если он сможет помочь тебе в Новом Вриндаване, это будет очень хорошо. Если он придет ко мне в Лос-Анджелесе, я поговорю с ним. Вначале он принял сознание Кришны серьезно, но, оставив наше общество, он ослабел, так что если бы он снова смог общаться с нами, это было бы очень хорошо. (ПШП Киртанананде, 2 декабря 1968)
68-12 Ты пишешь, что скоро уедешь из Гамбурга, и это сообщение опечалило меня. Я всегда радовался тому, что ты в Германии, заботишься о храме, и ты пишешь, что Кришна-дас тоже обеспокоен таким внезапным поворотом. Из твоего письма не ясно, что ты намерен делать: отправиться в Монреаль, или в Новый Вриндаван, или собираешься работать, чтобы поддерживать свою мать. Твой план мне совершенно неясен. Я считаю, что ты должен остаться в нашем гамбургском центре до тех пор, пока не объяснишь мне в письме, почему ты решил уехать из Германии и где собираешься остановиться. Может быть, ты испытываешь какие-то трудности в Германии, тогда, пожалуйста, сообщи, какие, чтобы мы могли вместе решить проблему. Ты пишешь, что уехать будет лучше всего для твоего преданного служения, но ты должен знать, что без наставлений духовного учителя нет и речи ни о каком преданном служении. Так что, по моему мнению, ты должен остаться в гамбургском центре, пока я не дам тебе следующий совет. Я с тревогой ожидаю твоего ответа. Надеюсь, ты в порядке. (ПШП Шивананде, 17 декабря 1968)
69-02 Что касается Карттикеи, я с сожалением сообщаю тебе, что он совершенно внезапно был захвачен майей и вчера ушел от меня. Позавчера после полудня он отсутствовал около трех часов, а когда вернулся, то сказал, что гулял по улицам. Позже выяснилось, что он ходил на встречу с христианским священником, который навязал ему мысль, что нужно в первую пятницу каждого месяца пить вино, которое было предложено Господу Иисусу. Картикея рассказывал, что до того, как прийти в сознание Кришны, он очень много пил. И теперь он вознамерился доказать мне, что пить хорошо, если вино было предложено Господу Иисусу. Я попытался убедить его, что пить вообще нехорошо. Сам факт, что пить надо только в первую пятницу месяца, говорит о том, что это строжайше запрещено. Пить можно только раз в месяц, а относительно хлеба говорится, что надо молить Бога о хлебе каждый день. Это в определенном смысле доказательство, но он просто молча слушал меня и совершенно не удовлетворился. Из беседы с Пурушоттамой я понял, что он весь вечер ходил неудовлетворенный.
На следующее утро, вчера, я разговаривал с Тамалой и попросил его взять Карттикею на некоторое время в свою группу киртана. Но Карттикея тут же сник, и через 15 минут собрал свои сумки и все вещи, позвонил сестре и уехал к ней. Сегодня утром Судама позвонил ему и сказал, что если он не хочет жить в храме, он может вернуться и жить со Свамиджи. Но он не вернулся. Поэтому пока что следует понимать дело так, что он пал под ударом майи. Я не знаю, какая судьба его ожидает, но я уверен, что его служение Кришне и духовному учителю не пропадет втуне. Однако личная независимость и майя столь сильны, что могут остановить наш прогресс в любой момент. Пока он был здесь, он очень хорошо обо мне заботился, и я очень ему обязан. Я только сказал, что он может пожить какое-то время с группой санкиртаны, а он обиделся. Не знаю, что делать. (ПШП Говинда-даси, 10 февраля 1969)
69-03 Относительно твоего вопроса о Господе Шиве и Тхакуре Харидасе, и их разного отношения к сексуальному возбуждению: Это не значит, что Господь Шива пал с уровня преданности. Даже если преданный иногда оказывается привлечен половой жизнью, это не означает, что он деградировал. Это случайность. Поскольку Господь Шива грихастха, то из-за прошлых привычек иногда кажется, что он привлечен половой жизнью, но это не значит, что он утратил свое положение, деградировал. Никогда нельзя думать о преданном так. Таких историй немало, но эти кажущиеся падения не оказывают влияния на очень-очень развитых преданных. Неофит должен быть предельно осторожен. Нельзя обсуждать так называемые «падения» великих преданных. Как нельзя судачить о солнце, которое выпаривает воду из мочи. Солнце может это делать, и все равно остаться солнцем, но обычный человек, если живет в нечистом месте, заболеет. Итак, Господь Шива или Брахма — это очень возвышенные преданные, и мы не должны пытаться критиковать их поведение, даже если кажется, что они нарушают правила. Все это прекрасно объясняется в Шримад-Бхагаватам в беседе Махараджи Парикшита и Шукадевы Госвами, в Десятой Песни. (ПШП Химавати, 23 марта 1969)
69-05 Я понял, что Карттикея уехал в Сан-Франциско, и никакой обиды в этом нет. Я надеюсь, там, в обществе преданных он оживет, и от его мрачности не останется и следа. Что касается тебя, то я не думаю, что жить одному в Гонолулу будет тебе полезно. Если есть какая-то возможность жить в храме с другими преданными, живи там. Или же ты можешь вернуться в Лос-Анджелес или Сан-Франциско. Ты можешь работать где угодно, потому что ты способный, и из любого места можешь выехать в Токио. Так что, чтобы отправиться в Токио, тебе не так уж необходимо оставаться одному в Гонолулу. Я никому из своих учеников не советую жить одному, это не хорошо. Если бы Ваманадева жил с тобой, это было бы еще лучше. Так что живи в храме, или с Ваманадевой, или же отправляйся в Лос-Анджелес или Сан-Франциско. (ПШП Судаме, 20 мая 1969)
69-06 Рад получить твое письмо (недатированное). Из него я понял, что ты сначала оставил храм, а потом вернулся в него. Это очень вдохновляет, потому что говорит о том, что Кришна особенно добр к тебе. Хотя ты покинул Его, Он не дал тебе уйти. Это Его особая милость к тебе. Поскольку все мы индивидуальности, между нами порой могут возникать какие-то разногласия. Но это совершенно естественно. Даже в обычных семейных делах случаются разногласия, но из этого не следует, что члены семьи, которые не согласны с другими, должны немедленно покинуть семью. Подобно этому, наше Движение сознания Кришны — это семьи Кришны, в которые мы все собираемся. На самом деле мы — вечные члены семьи Господа, но из-за того, что мы неправильно использовали свою независимость, мы сейчас забыли свои вечные взаимоотношения с Кришной, точно так же, как сойдя с ума, человек забывает свою семью и скитается по улицам. Но когда он приходит в нормальное состояние, он вспоминает членов своей семьи и возвращается к ним. Подобно этому, Движение сознания Кришны — это средство, с помощью которого можно оживить воспоминание о том, что мы принадлежим к семье Кришны. И мы пытаемся в этом материальном мире создать копию семьи Кришны, где нет материальной деятельности.
Чтобы избавиться от материальной деятельности, надо следовать четырем предписаниям и постоянно занимать себя в деятельности, связанной с сознанием Кришны, а также общаться с чистыми преданными. Не следует давать волю чувствам больше, чем требуется для того, чтобы поддерживать душу в теле. Не надо взваливать на себя слишком тяжелые задачи, и не надо говорить ничего, кроме того, что требуется для распространения сознания Кришны. Мы должны следовать заповедям, принимая во внимание положение, условия и задачи. Мы не должны быть жадными, и не должны якшаться с людьми, которым не интересен Кришна. Таким путем мы можем устойчиво прогрессировать и сохранять свое членство в семье Кришны. Так в конце этой жизни мы непременно войдем в духовный мир. Итак, главное твое дело — распространять санкиртану, становясь терпеливее дерева и смиреннее травы. Если когда-нибудь у тебя возникнут трудности, постарайся преодолеть их так, как я описал выше, но не оставляй общества преданных. Это не поможет, даже если в Обществе тебе будет трудно. (ПШП Уттама-Шлоке, 7 июня 1969)
69-11 Недавно я получил письмо от Раярамы, в котором он подписался именем Раймонд. Это означает, что он полностью отошел от нашего Общества, и его письмо сильно меня разочаровало. Он обвиняет в случившемся всех вокруг, но только не себя. Так что я не знаю, что с ним делать. Из 16-й главы Бхагавадгиты мы знаем, что если живое существо начинает завидовать Кришне, оно падает в темнейшие области материального существования, точно так же, как если гражданин не повинуется законам, он попадает в тюремную камеру. Таков закон природы, он идет от Кришны, и если человек настолько упрям, он вынужден подвергаться действию этого строжайшего закона. В общем, я не ответил на его письмо, оно лежит у меня в папке. Можешь прочитать его, когда я вернусь в Бостон. (ПШП Брахмананде, 25 ноября 1969)
70-09 Вы оба очень хорошие преданные, и я хочу, чтобы вы продолжали свое развитие. Поэтому, пожалуйста, заделайте все трещины[KMd10] , которые, возможно, образовались между вами и ИСККОН. Как муж и жена вы должны всегда оставаться вместе и растить свою дочь в сознании Кришны. Я хотел бы, чтобы вы вернулись в Новый Вриндаван, обзавелись там хорошим домом и помогали развивать Новый Вриндаван. ИСККОН надо понимать как семью, основанную на любви и доверии. Как отца огорчает, когда один из его детей рвет семейные связи, так и меня огорчает, когда в семье ИСККОН возникают конфликты. Поэтому и думать не думайте об уходе, прошу вас, ведь вы — мои духовные дети. (ПШП Ишане и Бибхавати, 21 сентября 1970)
70-11 Я очень рад получить от тебя весточку спустя такое долгое время. Мне очень приятно, что ты в конце концов решил остаться с нами в нашем нью-йоркском храме. Думаю, что ты больше не сможешь оставить Кришну, потому что Он не позволит уйти никому из тех, кто однажды взялся за служение Ему. (ПШП бхакте Йену, 17 ноября 1970)
70-11 Я рад, что приходят новые преданные. И не волнуйся о том, что кое-кто уходит — они вернутся. Кришна никогда не забывает служения, оказанного Ему преданным, и тот, кто однажды вкусил нектара преданного служения лотосу стоп Верховной Личности, Богу, уже никогда Его не забудет. (ПШП Карандхаре, 30 ноября 1970)
71-02 Сим уведомляю, что получил твое покаянное письмо, датированное 28 января 1971. Я бесконечно рад, что после того, как майя на некоторое время ввела тебя в заблуждение, ты вернулся в наш лагерь. Ты должен извлечь из случившегося серьезный урок и не относиться к этим вещам легкомысленно. Майя постоянно высматривает возможность сманить начинающего преданного с пути сознания Кришны, и эта потенциальная опасность присутствует всегда и всюду в материальном мире. Единственная защита от опасности вовлечения в материальное и сопутствующего ему несчастья — это безусловное предание себя лотосу стоп Кришны, потому что только Он может дать гарантию защиты от всех последствий грехов. Так что тебе очень повезло, что Кришна привел тебя обратно в общество преданных. (ПШП Югалакишора-дасу, 15 февраля 1971)
71-07 Меня очень огорчило то, что ты сейчас оторван от храма. Но не волнуйся. Кришна спасет тебя, можешь быть уверен. В этом нет сомнений. Любой ценой продолжай повторять «Харе Кришна» и не обращай внимания на невзгоды, причиняемые майей. Продолжай повторять «Харе Кришна». Кришна пребывает в твоем сердце. Моли Его о защите, и скоро все наладится, и ты снова будешь в обществе преданных. Можешь быть в этом уверен. (ПШП Чидананде, 1 июля 1971)
71-10 Даже не думай о том, чтобы покинуть наше Общество. Эта мысль может иногда возникать, но я не позволю тебе уйти. Это мое вдохновение. Я постоянно вспоминаю о тех, кто покинул Общество. А тебе вообще даже думать нельзя об уходе. Оставайся в Мельбурне и проповедуй со стойкой решимостью. Я рад, что ты постоянно переписываешься с Карандхарой, и я уверен, что он даст тебе все необходимые добрые советы. Пусть тебя не волнуют так называемые требования других, просто крепко держитесь за проповедь, вы, муж и жена, повторяйте Святые Имена и соблюдайте принципы. Не волнуйтесь по пустякам. Оставайтесь стойкими и продолжайте проповедническую деятельность. Кришна во всем вам поможет.
Я очень доволен тобой, тем, что ты стараешься изо всех сил в служении Господу. Это то, что надо. Все не могут быть одинаково искушенными во всех делах. А что требуется? Чтобы мы были серьезны и искренни во всем, за что бы ни взялись. Никто не в состоянии служить Кришне должным образом, поскольку Кришна безграничен. Но Он так добр, что если даже самый бедный в мире человек предложит Ему лист или цветок, Кришна примет это. Кришна так богат, что Его невозможно хоть сколько-нибудь облагодетельствовать, но Он настолько добр и милостив, что принимает листок или цветок или воду от Своих преданных и, поскольку преданный приходит к Нему с большой любовью и нежностью, Он удовлетворяется этим. Как отец всегда печалится о сыне, оставившем дом, так и Кришну не радует, что столь много душ пали и заблудились в материальном мире. Поэтому Он приходит лично, чтобы попросить их снова предаться Ему. Но обусловленные души настолько покрыты иллюзией, что их очень трудно убедить предаться Кришне. Поэтому если мы окажем служение Кришне, убедив других предаться Ему, Кришна будет очень благодарен нам за это, и для каждого из нас это будет успех. Постарайся следовать этому принципу и проповедуй бесстрашно, изо всех своих сил, тогда все будет хорошо. Не беспокойся. (ПШП Упендре, 9 октября 1971)
71-10 Поздравляю тебя с возвращением в наше Общество. Я рад, что ты чувствуешь себя хорошо в обществе преданных. Шрила Рупа Госвами писал, что преданное служение можно развить при помощи шести методов. Наверное, ты их знаешь. Это энтузиазм, терпение, убежденность, соблюдение заповедей, честность в речах и общение с преданными. Так вот, Общество сознания Кришны предназначено именно для того, чтобы дать людям возможность общаться с преданными. Преданные — это те, кто следует заповедям. Невозможно быть одновременно независимым и преданным, потому что всякая деятельность в преданности основывается на покорности. И в обществе преданных мы обучаемся этому важнейшему делу: как покоряться. Но если мы пытаемся стать преданными, и при этом сохранить свою независимость, ничего не получится.
В своем письме ты сообщаешь, что не чувствуешь никакого вкуса ни к храмовой жизни, ни к поклонению Божествам. Это означает, что ты сохраняешь то же самое умонастроение, какое у тебя было до того, как ты покинул наше Общество. Наш метод состоит в принятии как бхагавата-марги, так и панчаратрики-марги. Ты, наверное, видел изображение Гаудия-миссии? Там с одной стороны нарисован том Бхагаваты, а с другой стороны — Лакшми-Нараяна, символизирующие поклонение Божествам. Ты не продвинешься в преданном служении, если не будешь следовать одновременно обоими этими путями. Это как железная дорога: нужны оба рельса. Подобным образом, храмовое поклонение очень важно для нашего очищения от материального осквернения, а не очистившись, мы не сможем прославлять Господа. Как сказано в Бхагавадгите, Господь совершенно чист, и мы не можем приблизиться к Кришне, не очистившись. Поэтому когда ты говоришь, что тебя не слишком вдохновляет поклонение Божествам и храмовая жизнь, я вижу, что болезнь твоя продолжается. В этих обстоятельствах одна лишь академическая карьера тебе не поможет. Если ты хочешь жить с нами, ты должен принять храмовый уклад жизни, а именно: чисто выбритая голова, соблюдение регулирующих принципов, украшение тела тилакой и т.д. Ты все это знаешь. (ПШП Раяраме, 22 октября 1971)
71-11 Пример упрощения наказания такой: ты приговорен к повешению, но вместо этого подвергаешься уколу булавкой. Это очень хорошо. Кришна сводит к минимуму страдания преданного. Пока человек занят преданным служением, он защищен иммунитетом против реакций на совершенные в прошлом грехи, но если он решает прекратить преданное служение, ему придется пройти через все эти реакции. (ПШП Нитьянанде, 12 ноября 1971)
71-11 Я очень доволен тем, что ты полон решимости исправить все свои прошлые ошибки, чтобы продолжить свой путь в сознании Кришны, к блестящему будущему. Не оглядывайся назад. Кажется, ты сейчас полон энтузиазма работать в Европе, и этот твой дух, этот настрой на работу очень вдохновляет. Так что теперь организуй все совместно с Хамсадутой и другими духовными братьями, чтобы эффективно распространять Движение в Европе. На протяжение долгого времени наши европейские центры страдали от недостатка литературы и всего остального. Но сейчас, как я вижу, дела в Англии идут очень хорошо, Хамсадута пишет мне, что в Германии тоже наметилось улучшение, и я слышал, что там открываются новые центры. Для меня это прекрасные новости, поскольку я считаю, что эти страны Запада — важнейшее для нас поле деятельности. Так что делай эту работу в духе постепенного прогресса, и не слишком тревожься, даже если будут возникать какие-то временные задержки. Будучи обитателями материального мира, мы не совершенны, поэтому такие временные задержки естественны и не должны слишком нас тревожить. (ПШП Кришна-дасу, 30 ноября 1971)
72-02 Ты описываешь, как однажды пал, обнаружив отклонение в нашей философии. На самом деле наша философия совершенна, но поскольку в твоем уме в то время имелись отклонения, ты мог подумать что-то плохое о нашей философии — это один из излюбленных приемов майи, с помощью которого она пытается заставить нас остановить свой духовный путь и наслаждаться ею. Итак, если у вас появляются серьезные философские сомнения или вопросы, можете обратиться к представителю Джи-Би-Си или ко мне. А по поводу вашего рассказа, что какие-то преданные разочаровали вас, так у меня тоже были проблемы с моими духовными братьями, но я никогда не позволял этим проблемам влиять на мое преданное служение, поскольку если человек сосредоточен на преданном служении, он не позволяет никому и ничему мешать своему преданному служению Кришне или разочаровывать себя. Вы должны обрести такую же убежденность, постоянно проповедуя и участвуя в санкиртане, и так вы очень скоро достигнете высшего совершенства жизни. Что касается вашего вопроса о целибате, то если вы решили хранить целибат до конца жизни, я не возражаю. (ПШП Рудра-дасу и Радхика-деви-даси, 20 февраля 1972)
72-05 На самом деле, за пределами наших авторизованных центров сознания Кришны невозможно выяснить, чего хочет, а чего не хочет Кришна. Вы говорите: «Мы знаем, что Кришна хочет этого для нас. Но я считаю, что Кришна не хочет». Чье понимание считать верным? Вы говорите, что соблюдаете принципы. Так если вы соблюдаете принципы, почему тогда вы не сотрудничаете? Если, соблюдая принципы, вы не становитесь преданными, если вы не способны ценить других преданных, тогда какой прок в таких принципах? Если вы на самом деле повторяете по шестнадцать кругов, ежедневно проводите санкиртану, усердно читаете наши книги, если все это так, тогда, я думаю, вы поймете, что программа разделения, отделения от нашей программы сознания Кришны является большой ошибкой.
Единственное, о чем я прошу, это чтобы вы немедленно вернулись либо в кливлендский храм, либо в какой-то другой храм. Вы можете списаться с Бхагаван-дасом в Детройте, 48214, №8311 по улице Э.Джефферсона. Он зональный секретарь Джи-Би-Си для Среднего Запада, так что вы можете обратиться со своими вопросами к нему. Меня очень вдохновляет то, что вы все повторяете «Харе Кришна» и стараетесь стать сознающими Кришну. Но я не советовал бы вам подходить к вопросу об усовершенствовании своей жизни в таком независимом духе. Без связи с истинным духовным учителем, стоящим в цепи ученической преемственности, невозможно продвигаться в духовной жизни. Я основал центры ИСККОН для того, чтобы через тесную связь с духовным учителем люди могли ухватиться за лотосоподобные стопы Кришны. Это мои авторитетные центры, созданные для этой цели. Вы говорите, что готовы исполнить любое мое указание. Что ж, я повторяю свое указание: откажитесь от своей независимой системы и присоединитесь к своим добрым духовным братьям и сестрам в одном из центров ИСККОН. (ПШП Друзьям, 23 мая 1972)
72-08 Я получил твое письмо от 20 августа 1972, и очень удивился, прочитав его. Ты сам на себя не похож. Я был очень разочарован в своих духовных братьях, но все-таки твердо исполнял свой долг, всегда держа перед глазами своего духовного учителя. Между нами могут быть какие-то ссоры или перебранки, но это еще не значит, что я должен уйти. Если я понял приказ моего духовного учителя правильно, я должен исполнять свои обязанности при всех обстоятельствах и даже думать не сметь о том, чтобы уйти только потому, что мне что-то не понравилось. Я назначил тебя представителем Джи-Би-Си в Южной Америке, потому что считал тебя очень ответственным и способным исполнять эти обязанности, и я очень люблю тебя и твою жену Говинда-даси за то, что вы мне так помогали. В общем, не беспокойся и не волнуйся из-за мелочей, слухов или непонимания. Нет никакого заговора наших так называемых «больших людей» против тебя или Сиддхасварупананды. Все это ребячество. (ПШП Гаурасундаре, 26 августа 1972)
72-08 Я попросил Сиддхасварупананду посетить меня в Лос-Анджелесе, но если он не сможет приехать, тогда я сам скоро буду на Гавайях, по пути в Индию, и смогу встретиться с ним там и взять его с собой в Индию. А пока не беспокойся. Все хорошо. Если я не смогу положиться на тебя в делах Джи-Би-Си, то на кого же мне тогда полагаться? Поэтому прошу тебя: уверь меня в том, что будешь помогать мне в этом направлении, и не отказывайся от своей активной роли. Пожалуйста, освободи меня от этой великой тревоги. Я хочу теперь отойти от дел и сосредоточиться на переводе, но как я могу это сделать, не передав управление Обществом вам, моим умудренным старшим ученикам? Если вы то хотите работать, то между вами начинаются какие-то несогласия, и вы тут же уходите — как я могу успокоить свой ум? Я еду в Индию в первую неделю октября и по дороге остановлюсь на один вечер в Гонолулу, и мы тогда сможем подробнее обсудить эту тему. (ПШП Гаурасундаре, 26 августа 1972)
72-09 По поводу твоего вопроса. Ты говоришь, что в среде старших преданных все еще видны признаки жадности, злости, не прекращаются конкуренция и раздоры, но ведь ты — один из них. Ты один из старых учеников, так что попадаешь в ту же группу. Итак, бой идет внутри этой группы, а не в среде тех, кто по-настоящему трудится. Между гопи тоже есть борьба, так что мы не должны надеяться на какую-то утопию, где никогда не будет борьбы; даже в духовном небе есть трансцендентные жадность, вожделение, зависть и т.д. Но все это духовно. Хамсадута отстаивает свою позицию в служении, почему же, даже если вы не согласны друг с другом, тебе надо уходить? Мы не должны бросать свой долг. Мои духовные братья всегда разочаровывали меня, но я не бросал, я исполняю свой долг и всегда держу перед собой своего духовного учителя. Даже если есть какие-то трудности, и даже если мои духовные братья не сотрудничают со мной, и даже противостоят мне, я все равно исполняю свой долг по отношению к духовному учителю, не поддаюсь разочарованию и не ухожу. Это было бы слабостью. (ПШП Кришна-дасу, 9 сентября 1972)
72-11 Единственное, я очень огорчен, что ты оставила общество преданных из-за этого случая в гурукуле. Теперь ты живешь одна, так как твое сердце ранено тем, что тебе приходилось наблюдать, как порой с детьми обращались плохо, и никто не прислушался к твоему доброму совету. Но ты можешь быть уверена, что я постоянно пекусь о благе своих учеников, поэтому я предпринимаю меры, чтобы исправить это несчастное положение. Сейчас я советую тебе отложить в сторону эти чувства и снова наполнить свою жизнь преданным служением в сознании Кришны, и если ты вернешься в далласскую школу и покажешь другим учителям, как правильно учить и дисциплинировать учеников, это будет великое служение. Я посылаю копию этого письма вместе с твоим письмом Сатсварупе и прошу его немедленно уделить этим письмам внимание…
Итак, я задал тебе направление, по мелким деталям со мной консультироваться не нужно: для этого есть ответственные лица. Если там нет ни одного человека, который мог бы управиться с этим делом, что могу сделать я? Сейчас, если тебе ясно, как нужно действовать, ты можешь снова отправиться туда и занять какой-нибудь ответственный пост, чтобы исправить положение. В действительности, это твой долг. Нельзя же так: чуть только со мной кто-то не согласен, я поворачиваюсь и ухожу. Нет. Это не по-вайшнавски. По-вайшнавски будет так: ну и что, что возникли разногласия? Мой духовный учитель велел мне делать то-то и то-то, и я буду это делать, вот и всё. (ПШП Бханутанья-даси, 18 ноября 1972)
73-03 Ты совершил серьезную ошибку. Будущее нашего общества я вручил вам, лидерам, а вы все еще сохраняете интерес к незаконной половой жизни. У меня сердце болит, как подумаю, что будет дальше. Что я могу сделать? Я дал вам все наставления, так почему же вы не следуете им? Ты сейчас считаешься ответственным преданным и положение нужно исправить: это плохой пример для других. Ты просишь у меня благословений, и я даю их тебе, поскольку ты мой духовный сын и я взял на себя обязательство занять тебя в служении Кришне. Однако я думаю, что впредь ты должен строго придерживаться запретов и воздерживаться от всякой половой жизни вообще. Это будет твоя аскеза. Твое предложение переехать в чикагский храм под надзор Сатсварупы Махараджи и Киртанананды Махараджи хорошее. Они желают тебе блага. Теперь ты можешь приняться за свои дела решительно и серьезно. (ПШП Калия-Кришне, 31 марта 1973)
73-10 История клопа. Зимой клоп очень тощий, но летом, когда у него появляется возможность кусать человека и сосать кровь, он жиреет. Иногда мы пытаемся искусственно отрекаться от мира, но лишь только у нас появляется возможность сосать кровь, мы тут же превращаемся в клопа. Поэтому в Бхагавадгите говорится:
даив‡ хй эш… гуЈа-май‡
мама м…й… дуратйай…
м…м эва йе прападйанте
м…й…м эт…? таранти те
«Преодолеть влияние Моей Божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти». (ПШП Карандхара-дасу, 19 октября 1973)
73-11 Поэтому, пожалуйста, послушай меня и не покидай нашего общества. Если ты не можешь согласиться с Джи-Би-Си, то я займусь твоим вопросом лично и сделаю все необходимое. Я вас всех очень люблю, и если вы уходите и занимаете независимое положение, это большой удар для меня. Я хочу найти вас всех вместе. Дай мне знать, куда я должен приехать, чтобы встретиться с тобой. Я только что получил известие, что в гавайском храме растения Туласи засыхают из-за недостатка воды. Как могла Говинда-даси оставить растения Туласи, за которыми она ухаживала с такой любовью? Поэтому прошу вас: пусть каждый из вас займёт подобающее ему положение, и без промедления возобновит свое преданное служение, и если у тебя не ладится с представителями Джи-Би-Си, как я предполагаю, из-за какого-нибудь разногласия, я буду решать вопросы лично, но только прошу вас, ни за что не уходите из Движения сознания Кришны. Если можно, будь любезен, сообщи мне, где сейчас Гаурасундара. Попроси его вернуться в храм и спасти растения Туласи. Также от моего имени попроси о том же Говинда-даси. Пожалуйста, прими это письмо как очень срочное и сделай все необходимое. Жду твоего скорейшего ответа. (ПШП Тушта-Кришне Махарадже, 7 ноября 1973)
73-11 Мой Гуру Махараджа не одобрял одинокой жизни в уединенном месте. Он писал: душа мана туми кисера вайшЈава, пратишх…ра таре, нирджанера гхаре, тава хари-н…ма кевала каитава. «О ум-мошенник, какой же ты вайшнав? В уединённом месте твоё пение «харе-кришна» – просто обман».
А Нароттама-дас Тхакур говорит: т…™дера чара™а севи бхакта-сане в…с, джанаме джанаме хой, эи абхил…±. «Служить стопам ачарий в обществе преданных — мое желание жизнь за жизнью». Зачем я открыл это Общество? Я жил со своими четырьмя детьми, а сейчас их у меня 4000. Жить одному нехорошо. (ПШП Говинда-деви-даси, 11 ноября 1973)
74-02 Я рад, что ты сотрудничаешь с Мадхаванандой. Это именно то, чего я хочу. Пока мы искренни, между нами не может быть и речи о расколе. Раскол неопровержимо указывает на то, что кто-то неискренен, иначе о расколе и речи бы не было. (ПШП Мукунде, 1 февраля 1974)
74-02 Я был в шоке, узнав от Тамала-Кришны Махараджи, что ты оставил наше общество и живешь отдельно. Так или иначе, я постоянно думал о тебе, и твое письмо <