Следует сказать, что точка зрения Шрёдингера во многом определила основы современного понимания принципов работы всех живых систем, от клетки до человеческого сообщества.
Еще одним провозвестником будущего объединения наук был выдающийся русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Ему принадлежит создание представления об эволюции вещества Земли, включающей развитие особых частей земной оболочки, возникших благодаря появлению жизни (биосфера) и разумной человеческой деятельности (ноосфера). В.И. Вернадский указывал, что самоорганизация живых систем, включаю цивилизацию, происходила и происходит естественным путем и подчиняется общим естественным законам. При этом он подчеркивал неизбежность создания новой интегративной науки, разрабатывающей универсальные методы изучения живой и неживой природы в их взаимосвязи и единстве.
Однако до осознания этого факта психологии предстояло пройти чрезвычайно важный этап развития в качестве самостоятельной, позитивной науки, опирающейся на собственную картину мира, не сводимую к парадигмам других наук.
Рождение экспериментальной психологии
В 1879 году в Лейпцигском университете в Германии благодаря настойчивости профессора философии Вильгельма Вундта (1832 -1920) была открыта первая в мире лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало поворотным моментом в развитии психологической науки.
В. Вундт перешел в Лейпцигский университет в 1874 году и за прошедшие 5 лет ему удалось собрать в рамках небольшого психологического практикума немало приборов и устройств, которые использовали в своих исследования Г. Фехнер, Г. Гельмгольц и другие предтечи экспериментальной психологии. Теперь же встал вопрос о расширении практикума и проведении на его базе исследовательской работы. Однако ни сам Вундт, ни утвердивший создание новой лаборатории ректор университета не могли предполагать, что отныне Лейпцигский университет и 1879 год будут считаться местом и годом рождения современной психологии.
Мир науки как будто ожидал этого известия и в лабораторию Вундта из разных стран устремились потоки желающих познакомиться с одним из самых интригующих направлений среди наук о человеке. В течение нескольких лет в стенах лаборатории работали более 200 будущих известных психологов, получивших в скором времени высшие академические степени и звания. В их числе наряду с немецкими психологами были В.М. Бехтерев и Г. И. Челпанов из России, Э. Титченер из Великобритании, В. Джемс и М.К. Кеттел из Америки и многие другие.
Уже два года спустя, в 1881г. лаборатория экспериментальной психологии была преобразована в первый в мире психологический институт, был организован выпуск первого в мире психологического журнала и, таким образом, новое направление обрело формальный статус самостоятельной позитивной науки. Многочисленные ученики и последователи Вундта, возвращаясь в свои университеты, образовывали в них лаборатории подобные Лейпцигской. К концу 19 века число таких научных центров в мире достигло уже нескольких десятков.
Однако проводимые в Лейпциге исследования психологии ощущения, восприятия, эмоций далеко не исчерпывали все направления ведущихся в это время работ. Последние десятилетия 19 века были отмечены целым каскадом открытий в различных областях психологии. Среди них наиболее успешно развивались исследования индивидуальных различий между людьми. Особая роль при этом принадлежала двоюродному брату Чарльза Дарвина, необычайно талантливому английскому исследователю, Френсису Гальтону (1822 - 1911). Его первая работа по психологии, вышедшая еще в 1869 и называвшаяся «Наследственный гений», была посвящена обоснованию наследуемости талантов. Используя справочные материалы и применяя для обработки данных специально разработанные для этого случая статистические критерии, Гальтон пытался доказать, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся детей, чем люди с обычными способностями.
Выписав из Британской Энциклопедии имена выдающихся людей, живших в Афинах во времена Аристотеля и в современной ему Британии, и сопоставив эти списки с общим числом жителей Афин и Британии, Гальтон пришел к неутешительному выводу об умственной деградации современного человека. Причиной тому, по его мнению, стали широко распространившиеся браки представителей далеких друг от друга этнических групп, обладающих различным генофондом.
Гальтон (Galton)
Френсис
1822 - 1911
Выдающийся английский антрополог и психолог Френсис Гальтон родился близ Бирмингема в семье состоятельного банкира. В числе его предков было много знаменитых людей: Карл Великий, Ярослав Мудрый, Вильгельм Завоеватель; его дедом был выдающийся натуралист и поэт Эразм Дарвин, а кузеном - Чарльз Дарвин. Сам Гальтон в детстве проявлял все признаки сверходаренности. В 1840 году он поступил в Кембриджский университет, где получил естественно-научное образование. В последствии он много путешествовал, сделав ряд открытий в области этнографии и метеорологии (открыл антициклоны).
В 1865 г. Гальтон приступил к работе по изучению наследуемости умственных способностей, которую продолжал до конца жизни. Результатом этого труда стало не только создание особой науки - евгеники (в 1904 г. при Лондонском университете была открыта Национальная евгеническая лаборатория), но и разработка основ математической статистики и изобретение большого числа психологических и антропометрических приборов и методик, многие из которых не потеряли своей актуальности и сегодня.
Поразительный и многообразный талант Гальтона позволил ему также сделать множество открытий и вне психологии. В их числе: изобретение перископа, открытие метода дактилоскопии и др.
Однако, понимая, что анализ справочников и энциклопедий не может дать окончательный ответ на поставленные вопросы, Гальтон перешел к экспериментальному изучению способностей человека. Для этого он воспользовался проводившейся в 1884 году в Лондоне международной промышленной выставкой. Там он открыл психометрическую лабораторию, где каждый желающий за скромную плату мог определить свой рост, вес и другие антропометрические параметры, а также измерить свои умственные способности. Оценка способностей осуществлялась с помощью изобретенных Гальтоном стандартных нагрузочных проб, которые вскоре получили наименование тестов.
Поскольку Гальтон полагал, что умственные способности индивида должны быть тесно связаны с его сенсорной чувствительностью, большая часть предложенных им стандартных испытаний была направлена на оценку тех или иных порогов чувствительности и времени реакции испытуемого. Для проведения этих испытаний Гальтон разработал большое число специальных устройств, многие из которых, благодаря своей простоте и надежности использовались в психологических исследованиях на протяжении почти целого столетия. (Таковым, например, был знаменитый «свисток Гальтона», с помощью которого производилось определение порога звуковой чувствительности). Вместе с тем, среди предложенных методик были анкеты для определения особенностей воображения и мышления испытуемых.
За несколько лет работы антропометрической лаборатории, которая после окончания выставки переместилась в один из лондонских музеев, Гальтону удалось обследовать около 9 тысяч человек. Этот почти невероятный для науки 19 века массив данных был обработан с помощью усовершенствованного Гальтоном метода математической статистики, включая предложенную им процедуру корреляционного анализа. Впоследствии чрезвычайно плодотворные идеи Гальтона в области математической статистики легли в основу разработанного его учеником Ч. Пирсоном метода факторного анализа.
Приступив к изучению эмпирического материала Гальтон не ограничился данными популяционных исследований. Его внимание было по-прежнему приковано к проблеме наследуемости умственных способностей. Почти идеальным способом получить ответ на этот вопрос было проведение сравнительного исследования способностей у однояйцевых близнецов и лиц, проживающих в сходных условиях, но не имеющих родственных связей. Отобрав 35 пар таких близнецов среди своих современников, Гальтон впервые осуществил исследование их способностей с помощью своих стандартных методик, став, таким образом, первооткрывателем популярного в настоящее время близнецового метода.
Полученные результаты безусловно свидетельствовали о роли, которую играет наследственность в развитии способностей. Это позволило Гальтону утверждать, что психические способности наследуются в том же порядке, что и способности физические. В то же время эмпирические данные еще более убедили его в том, что смешение рас и народов размывает почву для рождения новых гениев, ведет к «царству посредственности».
Формирование этносов происходит в различных климато-географических и исторических условиях. Учитывая это естественный отбор закрепляет в каждом этносе только те способности, которые дают ему преимущество в борьбе за выживание именно в этих условиях. Так, например, для выживания в условиях северной Европы, для которой характерна резкая смена времен года, необходимы хорошие логические способности и сильные волевые качества. Именно эти характеристики позволяют лучшим образом подготовить и с максимальной эффективностью выполнить цикл сельскохозяйственных работ в короткие дни северного лета. Напротив, для выживания в зоне тропических лесов, в изобилии предоставляющих человеку пищу в течение всего года, необходимо иметь другие качества – нечувствительность к различного рода паразитам, укусам ядовитых животных и т.п. При смешивании этих двух этносов, возникнет новая популяция, способности которой окажутся как бы в размытом состоянии, поскольку их набор будет более широк, чем у каждого исходного этноса, но выраженность соответственно ниже.
Таким образом, следствием смешения далеко отстоящих друг от друга этносов всегда будет уменьшение талантов: ведь талант есть максимальная выраженность той или иной способности. Поскольку, по мысли Гальтона, прогресс обеспечивают лишь единицы гениев (миллионы только повторяют их достижения), прекращение рождения талантов приводит к деградации общества и его гибели в точном соответствии с теорией естественного отбора. В качестве альтернативы грядущему вырождению европейских наций Гальтон предложил новую науку об улучшении человеческого рода - евгенику, главной чертой которой является правильный подбор брачных партнеров, способствующий передаче потомству оптимального сочетания генетических признаков.
Евгеника не вызвала энтузиазма в психологической среде, хотя в начале 20 века ее идеи оказали заметное влияние на отношение к преступникам и душевнобольным в разных странах (прежде всего, в США, где только в 1935 году более 20 тысяч умственно отсталых подверглись медицинской стерилизации). В последствии эту науку все более стали связывать с практикой расовых преследований в Третьем рейхе, что привело к фактическому запрету на большую часть связанных с ней исследований.
В отличие от этого предложенная Гальтоном идея тестирования способностей была подхвачена многими психологами, среди которых следует особо отметить его ученика из Америки, Джеймса Мак Кина Кеттела (1860-1944), впоследствии на протяжении многих лет возглавлявшего факультет психологии Колумбийского университета, и известного французского исследователя Альфреда Бине. Звездный час Бине наступил в 1904 г., когда он получил весьма престижный заказ от Министерства просвещения Франции на разработку объективных критериев отбора детей для обучения во вспомогательных классах. За три года Бине удалось разработать обширную батарею тестов, позволявших достаточно надежно определять уровень умственного развития ребенка и вычислять степень его соответствия той или иной возрастной норме.
Бине не был теоретиком психологии и предпочитал строить все свои исследования на базе эксперимента. Одной из важных гипотез, которую он, тем не менее, допускал, была идея врожденности интеллектуальных способностей и невозможность их изменения с возрастом. Поэтому весьма важным представлялось по возможности избежать зависимости успешности выполнения заданий от уровня обученности испытуемого. Разработанные Бине и его коллегой Симоном тесты предназначались для широкой возрастной категории от 3 до 18 лет и включали в себя различные задания, направленные на оценку логического мышления, памяти, пространственной ориентации и др. характеристик интеллекта. При этом подчеркивалась необходимость разработки тестовых заданий с учетом минимально необходимого уровня знаний и умений для каждого возраста, что исключало бы роль различий в обучении, и наличия достаточно большого числа тестов для каждого возраста, что позволяло бы снизить вероятность ошибки измерения.
Главным в практической диагностике уровня развития интеллекта Бине видел сравнение индивидуальных возможностей ребенка со среднестатистическими возможностями решения стандартных задач детьми соответствующего возраста.Бине не ставил своей задачей получение количественного показателя уровня интеллекта.