Философские системы века Просвещения
Гениальная ясность наведенного Ньютоном порядка в среде естественных наук как нельзя лучше соответствовала общему стремлению европейского сознания к порядку, преодолевающему хаос эпохи религиозных войн и революций, захлестнувших шестнадцатое и первую половину семнадцатого столетий. Следующая из ньютоновского порядка простота в объяснении еще недавно малопонятных, хотя и всем знакомых явлений (морских приливов, движений планет и т.п.), завораживающим образом действовала на всех образованных людей новой эпохи, определяя сам дух Нового времени.
Таким образом, если предшествующий, 17 век, иногда называют веком первоначального накопления капитала, то 18 век - эпоха наведения порядка среди накопленного. Ее вполне можно назвать веком классификаций и коллекций. Совсем недавно люди просто накапливали сокровища, бросая в один и тот же сундук монеты разных стран и времен, лишь бы они имели ценность. Когда же появлялись сомнения в стоимости какой-либо старинной монеты, ее просто перечеканивали, избавляя себя и других от ненужного разбирательства непонятных надписей и профилей незнакомых властителей. В 18 веке все изменилось, возник неудержимый интерес к принципу, объединяющему вещи, их соотносительной, а не абсолютной стоимости. В это время коллекционируют и систематизируют все что угодно: оружие и китайский фарфор, античные манускрипты и новые научные идеи. Карл Линней, например, создает систему видов живой природы, а Дидро и Даламбер – знаменитую Энциклопедию наук, искусств и ремесел, уникальный и всеобъемлющий к тому времени свод знаний. В России Петр Великий открывает Кунсткамеру с ее первой анатомической коллекцией, а Екатерина Великая закладывает основание Эрмитажного собрания шедевров живописи.
Название “система” как бы носится в воздухе, и одним из первых, кто отчетливо произнесет это название вслух будет известный философ, психолог и общественный деятель эпохи французского Просвещения Этьен Бонно Кондильяк. В 1749 году он опубликовал в трактат “О системах”, посвященный принципам организации известных ему философских учений, представляющих, по его мнению, систему человеческого знания. Может показаться, что термин “система” здесь еще достаточно произволен, его легко можно заменить словом “теория”, но для автора трактата все разобранные им философские построения это, прежде всего, системы взглядов их создателей. Его же собственный труд - это классификация, или система ранее созданных систем.
Несколько позднее, в 1770 г., системному видению мира посвящает свой главный труд его младший современник барон Гольбах. Его работа носит название “Система природы, или о законах мира физического и мира духовного” и содержит утверждение, что вечный, несотворимый материальный мир составляет целостную систему, бесконечную совокупность различных образований, взаимодействие которых образует естественный порядок природы. В основе целостности мира лежит единство форм движения и качественных состояний материи, считает Гольбах. Всеобщие законы природы определяют и нормы поведения в обществе.
Еще более глубокое понимание системной сущности мира привносит на рубеже 18 и 19 столетий немецкая классическая философия. Ее родоначальник Иммануил Кант утверждает, что научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями.
Кондильяк, (Condillac)
Этьенн Бонно де
(1715 — 1780)
Выдающийся французский философ-просветитель. Кондильяк родился в аристократической семье. Входил в число сотрудников издаваемой Дидро и Даламбером «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» - фундаментального многотомного труда, вобравшего в себя основные идеи французского века Просвещения. В 1758-1767 гг. был воспитателем внука короля Людовика XV— герцога Пармского. С 1768 г. член Французской академии.
Кондильяк опубликовал ряд философских и психологических работ. В их числе, наряду с «Трактатом о системах», получил известность «Трактат об ощущениях» (1754). В нем Кондильяк исследует ощущения и восприятия как «первый корень» знания. Он стремился доказать, что все психические процессы (мышление, воля, чувства, воображение, память, внимание и т. д.), а также сознание человека закономерно вытекают из его способности к ощущению. Кондильяк считал, что развитие способностей человека определяется опытом и воспитанием.
Вслед за ним этот тезис развивает другой выдающийся представитель немецкой классической философии Иоганн Готтлиб Фихте, попытавшийся доказать в своем главном сочинении “Наукоучение”, что наука систематична по своей природе и должна исходить из единого самодостоверного основоположения. Замыкает же философское осмысление системного единства Вселенной теория Гегеля.
Основные принципы философской концепции Гегеля впервые были изложены им в работе «Феноменологии духа» (1807). Духовная культура человечества здесь предстает в её развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа».
Согласно схеме Гегеля, дух просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения творческой силы духа в виде понятий и мышления. При этом мышление выступает как особая деятельность, совершаемая в понятиях
Исходная точка развития усматривается Гегелем в способности человека к познанию самого себя через освоение всего того богатства образов, которые до этого были заключены внутри мирового духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём «внутренние состояния».
Система Г.В. Гегеля
Система Гегеля – это единственная в своем роде работа, последовательно объясняющая все явления окружающего мира и весь наш душевный мир как продукты исторического развития вечных идеальных и материальных сущностей.
Основополагающим для Гегеля является представление о бесконечном качественном и количественном развитии всех явлений, последовательно проходящих стадии существования идеи, природы и духа. Соответственно этому, система Гегеля складывается из трех основных блоков – учения об идеях, или общих понятиях, иначе называемое логикой, учения о природе и учения о духе.
Мир идей, общих понятий составляет вечную, логическую основу всего существующего. Он весьма схож с царством идей Платона и, говоря современным языком, представляет собой “всемирный банк” информации, которая в своей совокупности образует абсолютную идею. Идею еще не осуществленную, а чисто логическую, которая лежит в основе всех явлений и составляет истинное, подлинное содержание мира и его логическую предпосылку. Действительность есть воплощение абсолютной идеи или системы понятий. Человек сознает и познает действительность, он является обладателем разума и способен логическим путем развивать всеобщие формы и законы мира, которые являются также формами и законами его собственного мышления.