Что представляет собой душа по Платону?
Что Вы знаете о жизни Платона?
В чем заключаются основные положения теории жизни души у Платона?
Что представляет собой душа по Аристотелю и какие виды души он выделяет?
Как представлял структуру функций души Аристотель?
Как отвечал Аристотель на вопрос о бессмертии души?
Опишите биографию Аристотеля.
Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний в античности.
Как вы можете объяснить данные Платоном образ колесницы души и образ пещеры?
Какие фазы развития общества выделяет О. Шпенглер?
Расскажите о психологических идеях поздней античности.
Рекомендуемая литература
12. | Аристотель. О душе // Сочинения в 4-х томах. – Т.1. М.: Мысль, 1975. |
13. | Аристотель. Первая Аналитика // Сочинения в 4-х томах. – Т.2. М.: Мысль, 1978. |
14. | Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд. МГУ, 1985. |
15. | Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1982. |
16. | Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Издательство политической литературы, 1991. |
17. | Марк Аврелий Антонин. Размышления. – М., 1995. |
18. | Моммзен Т. История Рима. Т. 1-3. – М., 1941. |
19. | Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. |
20. | Платон Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1970-71. |
21. | Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. |
22. | Сергеев А.С. История Древней Греции. – М., 1932. |
23. | Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1996. |
24. | Феофраст. Характеры. – Л.: Наука, 1974. |
25. | Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. |
26. | Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993. |
27. | Энциклопедия истории психологии. Т.1 - М.: Школьная книга, 2001. |
28. | Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998. |
29. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
ГЛАВА 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Теолого-психологическая система Фомы Аквинского
Возникшая на руинах античности, Европейская цивилизация начинала свой путь из глубины “темных” столетий, как назовут впоследствии 5 - 8 века. Ее духовное развитие долгое время было заполнено болезненно протекавшим процессом приспособления наиболее важных идей античности к христианской догматике. Только в эпоху крестовых походов, благодаря влиянию арабской культуры, становится заметным накопление новых эмпирических знаний о человеке и, в то же время, появление богословских концепций, не сводимых ни к религиозной казуистике, ни к одному только осмыслению древних авторитетов.
Сознание Европы в это время во многом напоминает греческое, времен троянской войны, с характерной экзальтированностью и агрессивностью, выплескивающих себя в стихийном натиске на Восток. Примечательно, что крестоносцев, как некогда героев Илиады, объединяет в этом движении не столько стремление к обогащению и самоутверждению, сколько побуждения нравственного, идейного характера.
Спустя два-три столетия уже видны признаки своеобразной средневековой гармонии, имеющие много общего с Гомеровской эпохой. В ХII-ХIV веках Европа обретает свой письменный эпос - величественную Песнь о нибелунгах, дополненную целым рядом скандинавских, франкских и других поэтических сказаний. Расцветает готическое искусство, идет бурный рост городов и повсеместное техническое усовершенствование. Все это внешние проявления общего культурного подъема. Внутренняя его сущность в гармонии душевного мира человека той поры - мастера, воина или церковнослужителя, чье видение мира не расходится со знанием о нем.
Единство эмпирического и теоретического знания особенно отчетливо выступает у Фомы Аквинского. В своем главном труде “Сумма теологии” Фома Аквинский предложил развернутое теологическое описание душевных явлений, предусматривающее их строгую иерархичность и взаимосвязанность. Это была первая после Аристотеля попытка построить глубинную и, одновременно, содержательную систему психологического знания, которая, несмотря на ее сугубо богословский характер, содержала в себе немало общесистемных идей и представлений. Важнейшее из них заключалось в усилении сравнительно с Аристотелем роли вертикальных связей, представляющих, по мнению Фомы Аквинского, основу мироздания. Жизненные формы, согласно его теории, также основаны на сети вертикальных связей. Они проявляют себя в принципе подчиненности каждой нижележащей системы системе более высокого уровня.
Фома Аквинский
(1225 - 1274)
Знаменитый средневековый философ и богослов. Родился в аристократической семье в Южной Италии. Преодолевая сопротивление родственников, отказался от жизни рыцаря. Учился в Неаполитанском университете, затем в Парижском и Кельнском университетах у выдающегося средневекового теолога и философа, Альберта Великого. В 1244 г. вступил в орден доминиканцев.
По окончании Парижского университета преподавал в нем теологию. В 1259–1268 гг. Фома Аквинский находился в Риме при папском дворе, где закончил начатое еще в Париже сочинение «Сумма философии» Вернувшись в 1269 г. в Парижский университет, работал над главным своим теолого–философским произведением «Сумма теологии», которое окончил в 1273 г. в Неаполе, в университете которого он преподавал с 1272 г. Там он умер в 1274 г. Учение Фомы Аквинского (томизм) признано официальной доктриной католической церкви. В 1323 г. он причислен к лику святых католической церкви, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».
Согласно представлениям Фомы Аквинского, все явления в мире существуют как потенция (возможность) и «актуальность» (действительность). Потенциальное – колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и несовершенство. «Чистая потенциальность» – это материя, которая характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Материя, обретая форму и становясь вещью, временно приобретает актуальность.
«Актуальное» – это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» форма – принцип порядка. В то же время материя влияет на форму. Самой по себе форме присущ принцип всеобщности. Но материя вносит в форму «принцип индивидуации», делающий ее конкретной.
Абсолютной актуальностью является Бог. Он существует не как потенция, а актуален в любой точке пространства и времени. Бог является не только перводвигателем всего сущего, началом всякого движения, но и его конечной целью. Душа соединяется с телом в момент рождения. Она бессмертна и устремлена к Богу. Однако, процесс ее достижения Бога весьма сложен и распадается на ряд связанных между собой этапов. Содержание этапов (или психических процессов) в значительной мере почерпнуто у Аристотеля. Но главным для Фомы Аквинского является нахождение глубинного смысла психических процессов. Этот смысл он видит в особой роли, которая принадлежит каждому из них при последовательном движении к души к Богу.
Все психические процессы, с этой точки зрения, располагаются как ступени лестницы, ведущей к познанию Бога. Отталкиваясь от этой кардинальной мысли, Фома Аквинский пытается развить представление о механизмах движения души. Первостепенное значение он отводит понятию интенции, или “направленности сознания на объект”, в чем он видит основной механизм психической деятельности, связующий между собой психические структуры различного уровня и поднимающий душу от простейших влечений до познания Бога. Благодаря Фоме Аквинскому понятие интенции получило заметное место сначала в богословской, а затем и в научно-психологической мысли Европы.
Учение Фомы Аквинского и сложившаяся на его основе схоластическая теологическая традиция со всей определенностью сказались на развитии научной мысли в следующий период - эпоху Возрождения и великих географических открытий.