О, если ты спокоен, не растерян
Когда теряют голов вокруг.
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она.
И равно тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
…
И если можешь мерить расстоянье
Секундами, бросаясь в долгий бег,
Земля – твое, мой мальчик, достоянье
И, более того, ты – Человек.
Но, в целом, античная цивилизация уже не имела сил для поступательного развития. Процесс формирования новых идей уже шел как бы по инерции, не порождая новые движения общества, а, напротив, подчиняясь внешним и непонятным для себя движениям. Античная культура вступила в длительную фазу своего заката.
Во втором и третьем веках нашей эры ситуация еще более усугубилась благодаря возраставшему влиянию христианского учения. Рост числа его сторонников, и особенно приобретение христианством статуса государственной религии при императоре Константине, способствовало возрождению теологического взгляда на природу душевных явлений и, фактически, означало возврат к теологической традиции развития психологии. Но предстояла уже не просто смена гносеологических эпох, а смена самой цивилизации.
В отличие от относительно бесконфликтной эволюции взглядов в 6 веке до н. э., новое мировоззрение оказалось резко враждебным породившему ее обществу, отвергая любое знание, которое не укладывалось в ее парадигму. Оно не только не способствовало преодолению гносеологического кризиса, но и вело к его нарастанию. В 3 - 4 веках процесс накопления эмпирического знания полностью остановился, и античная цивилизация вступила в пору окончательного упадка и гибели. Среди причин угасания античной мысли называют множество явлений самого различного порядка - от исторически предопределенной цикличности развития цивилизаций до этнического перерождения центров цивилизации и растворения господствующего этноса среди покоренных народов. Весьма интересная точка зрения принадлежит О. Шпенглеру, указавшему на особо присущую античной
Шпенглер (Spengler) Освальд
(1880 — 1936)
Известный германский культуролог. Автор получившего большую популярность труда «Закат Европы» (1918). Согласно Шпенглеру, культура – это особый организм, система, которая, обладает внутренним единством и обособлена от других, подобных ей систем. Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
Шпенглер выделяет 8 существоваших ранее и ныне существующих культур: египетская, индийская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и др. Каждая культура имеет свой срок существования (около тысячелетия), зависящий от внутреннего жизненного цикла. Каждая культура имеет две фазы своего развития. Первая фаза есть собственно «культура», когда, в соответствии с заложенными в ней возможностями и ограничениями, развиваются науки, искусство, создаются особые, свойственные именно данной системе идеалы. Когда первая фаза исчерпывает себя, наступает фаза «цивилизации». На этой фазе культура развивается технически, но деградирует духовно. Отмирает искусство и фундаментальные науки. Продолжают совершенствоваться лишь технологии, обеспечивающие материальный комфорт. Дух прагматизма, «жизни сегодняшним днем» заполняет общество, которое перестает к чему–либо стремиться, что-либо производить и даже просто биологически самовоспроизводиться. В итоге любая культура исчезает.
цивилизации ограниченность, вытекающую из характерного увлечения формой явления и его внешней атрибутикой. С системных позиций это увлечение сказывается на преимущественной представленности в античной теоретической мысли горизонтальных связей, тенденции находить гармонию среди явлений одного уровня системной организации. Характерный пример этого – известные три единства античной драматургии (единство времени, пространства и действия).
Разумеется, античная мысль знакома со всеми видами связей. Идеи динамического развития прослеживаются в ней начиная от первых, еще туманных, диалектических постулатов Гераклита, до глубокого понимания эволюционного развития органической природы у Аристотеля. Также как анализ вертикальных связей наглядно выступает в психологических воззрениях Платона о соотношениях мышления и мотивации, или мотивации “низменной” - биологической и “благородной” - социальной, ставших спустя два тысячелетия исходной точкой учения З.Фрейда. Эти же связи со всей убедительностью обнаруживает и Аристотель, говоря о воспроизведении всеобщего в индивидуальном.
Тем не менее, главный, смыслообразующий аспект вертикальных связей, ответ на вопрос, зачем существуют все системы, остается за пределами понимания. Античная мысль постоянно упирается в эту проблему, но решить ее не может, и то впадает в самообман мистических учений, то, по примеру стоиков, отказывает самой проблеме в праве на существование. В этом принципиальное ограничение конкретного, наглядно-образного мышления человека той эпохи. И в этом, по мнению Шпенглера и его последователей, причина гибели античной цивилизации.
Одна из главных задач любой идеологии - нахождение смысла жизни общества и отдельного человека. В периоды успеха и подъема как общество в целом, так и каждый человек, озабочены своими собственными достижениями, в которых они и угадывают реальный смысл существования. Но в периоды кризисов поиск смысла бытия становится самостоятельной и чрезвычайно важной целью, поскольку знание смысла играет роль маховика, выводящего маятник жизни из мертвой точки, сообщив ему дополнительный, необходимый импульс движения. Мировоззрение античности, разлитое в ее религии, философии и науке, стать таким маховиком не могло и не смогло. Цивилизация, не видящая смысла в своем существовании, была обречена.
Совершенно иной подход к проблеме смысла жизни мы находим в доктрине христианства. Она исходно ориентирована на вертикальные связи микрокосма человека с Божественным макрокосмом и ясно видит смысл жизни в воссоединении с Богом. Отсюда возникает совершенно новая христианская теология, которая вскоре займет исключительное место в европейском сознании, несмотря на то, что смена исторических эпох отодвинула ее концептуальное завершение почти на целое тысячелетие.
Контрольные вопросы