Не существует состояния, которое не создано из сознания, включая и «я», воспринимающее это состояние.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОЗНАНИЯ ТОЖЕ НЕТ.

КОГДА «ТЫ» ПОЙМЕШЬ,

ЧТО ТЫ – МИРАЖ,

КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ,

ЧТО ОН МИРАЖ, –

ВСЕ ИСЧЕЗНЕТ;

НАСТАНЕТ ПРОБУЖДЕНИЕ

(ОТ СНА).

Г Л А В А 22

Единая субстанция

«Поэтому Абсолютная Реальность [СУБСТАНЦИЯ], собственное бытие которой есть сознание, подобная… вездесущей Реальности, проявляется как субъект посредством нисхождения Бога в неживые существа, как объекты, такие как грусть, радость и т. д.; они кажутся различными, хотя, по сути, они одинаковы…и неотделимы от [универсального сознания]». (Сингх, «Пратьябхиджняхрдайям», стр. 17).

Все состояния – от ненависти до блаженства, от любви до прощения, от страхи до тоски, от ПУСТОТЫ до самадхи – просто различные аспекты сознания, или уплотненной мини-ПУСТОТЫ. Проникнув сквозь все эти слои (покровы), или иллюзорные состояния – даже самадхи – «ты» окажешься за пределами облака по имени Вселенная, и за пределами «я». «Здесь» исчезает воспринимающий, и не остается ни состояний, ни уровней, ни покровов.

«Все объективные феномены, доступные наблюдению, как внешние, так и внутренние, проявляются в форме… сознания… В 17 сутре сказано, что… самость есть ни что иное, как Шива [СУБСТАНЦИЯ], из которого создана сущность Вселенной». («Шива-сутра», стр. xxii).

Когда «видно», что и «осознающий», и само осознание являются сознанием, ТЕБЯ НЕТ. Этот мир воспринимается, как облако, плавающее в чистом небытии по имени сознание; «ты» находишься за его пределами и не имеешь с ним ничего общего.

Сначала облако-Вселенная сначала «видна» как НЕ-это, а чистое небытие сознания– как «я». Затем и облако, и небытие становятся одним, и ТЕБЯ НЕТ.

Г Л А В А 23

Все знание беспричинно

«Все знание беспричинно, не основано ни на чем и обманчиво. С точки зрения абсолютной Реальности это знание не принадлежит ни одному человеку. Полностью отдавшийся этому созерцанию постигает [СУБСТАНЦИЮ]… Это средство достичь сердца – мистического центра реальности». (Сингх, «Виджнянабхайрава», стр. 90-91).

Сердце – это небытие. Это сознание создает иллюзии и покровы, заставляющие верить в причину и следствие. Это тело, воспринимаемое воспринимающим и образованное нервной системой, создает иллюзию причинно-следственных связей. Это нервная система и воспринимающий создают иллюзию причин и следствий, которых не существует. Есть лишь ТА ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ.

«ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ –

ПРИЧИНА ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО».

Нисаргадатта Махарадж

ДХАРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТБРОШЕНЫ.

(«Алмазная сутра»)

ДХАРМЫ, ПРАВИЛА, ПУТИ, «ДУХОВНЫЕ» ИГРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

СЛЕДУЕТ ОТБРОСИТЬ И «УВИДЕТЬ», ЧТО ОНИ – СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ПОКРОВЫ СОЗНАНИЯ.

НЕТ НИ ЖИВЫХ, НИ НЕЖИВЫХ…

ЖИВЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫМИ,

ДАЖЕ КОГДА ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ЖИВЫМИ.

(«Алмазная сутра», стр. 25)

Э П И Л О Г

Просветления НЕТ

Как можно закончить книгу под названием «ТЕБЯ НЕТ»?

Так как личного просветления нет, может быть, слова Будды будут подходящими.

Как-то Будду спросили: «Ты достиг?» Будда ответил: «Я не могу утверждать, что я достиг, потому что я достиг». («Алмазная сутра»).

Важнейшая мысль высказывается также в «Гуру-Гите»: «Те, кто утверждают, что знают меня, не знают меня».

… Не существует ничего, кроме СУЩНОСТИ (СУБСТАНЦИИ).

Почему не существует личного просветления? Потому что ТЕБЯ НЕТ. А если ТЕБЯ НЕТ, как можешь «ты», которого НЕТ, обладать, быть или иметь какую-то вещь или состояние – например, просветление?

И как может кто-либо утверждать, что он достиг, если ЕГО НЕТ?

ВСЕ ЧАСТИ-(ЦЫ), ИЛИ СУБЛИЧНОСТИ – НАБЛЮДАТЕЛЬ, ОСОЗНАЮЩИЙ, СОЗНАНИЕ И Т. Д. – ЭТО ПРОСТО РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВНУТРИ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ, СОЗДАННЫЕ СУБСТАНЦИЕЙ. КОГДА ОНИ РАССЕИВАЮТСЯ, ТЕБЯ НЕТ.

Я ЕСТЬ подобно песчинке, плавающей в НЕБЫТИИ, которая, хоть и кажется отличной от НЕБЫТИЯ, является ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИЕЙ и чистым НЕБЫТИЕМ. Но даже НЕБЫТИЕ ничего не значит, потому что его тоже НЕТ. Почему? Потому что требуется «я», или я есть, или «осознающий», чтобы сказать, что НЕБЫТИЕ было или есть. Это может превратить ничто в нечто, которого нет. Поэтому не только концепции Я ЕСТЬ, но и концепции бытия, так же, как и концепции нирваны, не существует.

Будда сказал:

«ХОТЯ БЕСЧИСЛЕННЫЕ СУЩЕСТВА ДОСТИГЛИ НИРВАНЫ, НИ ОДНО ИЗ СУЩЕСТВ НЕ ДОСТИГЛО НИРВАНЫ».

(«Алмазная сутра»)

Итак, в конце этой книги я хочу вспомнить, как я спросил Бабу Пракшананду о том, как достичь освобождения. Сначала он спросил меня, что я подразумеваю под освобождением. Я сказал что-то вроде «блаженства, единства, слияния» и т.д. В тот момент, когда эти слова слетали с моих губ, «я» уже понимал, что это просто концепции. Тогда он сказал мне:

«ТЫ НЕ ЖЕЛАЕШЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ,

Наши рекомендации