Не существует состояния, которое не создано из сознания, включая и «я», воспринимающее это состояние.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СОЗНАНИЯ ТОЖЕ НЕТ.
КОГДА «ТЫ» ПОЙМЕШЬ,
ЧТО ТЫ – МИРАЖ,
КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ,
ЧТО ОН МИРАЖ, –
ВСЕ ИСЧЕЗНЕТ;
НАСТАНЕТ ПРОБУЖДЕНИЕ
(ОТ СНА).
Г Л А В А 22
Единая субстанция
«Поэтому Абсолютная Реальность [СУБСТАНЦИЯ], собственное бытие которой есть сознание, подобная… вездесущей Реальности, проявляется как субъект посредством нисхождения Бога в неживые существа, как объекты, такие как грусть, радость и т. д.; они кажутся различными, хотя, по сути, они одинаковы…и неотделимы от [универсального сознания]». (Сингх, «Пратьябхиджняхрдайям», стр. 17).
Все состояния – от ненависти до блаженства, от любви до прощения, от страхи до тоски, от ПУСТОТЫ до самадхи – просто различные аспекты сознания, или уплотненной мини-ПУСТОТЫ. Проникнув сквозь все эти слои (покровы), или иллюзорные состояния – даже самадхи – «ты» окажешься за пределами облака по имени Вселенная, и за пределами «я». «Здесь» исчезает воспринимающий, и не остается ни состояний, ни уровней, ни покровов.
«Все объективные феномены, доступные наблюдению, как внешние, так и внутренние, проявляются в форме… сознания… В 17 сутре сказано, что… самость есть ни что иное, как Шива [СУБСТАНЦИЯ], из которого создана сущность Вселенной». («Шива-сутра», стр. xxii).
Когда «видно», что и «осознающий», и само осознание являются сознанием, ТЕБЯ НЕТ. Этот мир воспринимается, как облако, плавающее в чистом небытии по имени сознание; «ты» находишься за его пределами и не имеешь с ним ничего общего.
Сначала облако-Вселенная сначала «видна» как НЕ-это, а чистое небытие сознания– как «я». Затем и облако, и небытие становятся одним, и ТЕБЯ НЕТ.
Г Л А В А 23
Все знание беспричинно
«Все знание беспричинно, не основано ни на чем и обманчиво. С точки зрения абсолютной Реальности это знание не принадлежит ни одному человеку. Полностью отдавшийся этому созерцанию постигает [СУБСТАНЦИЮ]… Это средство достичь сердца – мистического центра реальности». (Сингх, «Виджнянабхайрава», стр. 90-91).
Сердце – это небытие. Это сознание создает иллюзии и покровы, заставляющие верить в причину и следствие. Это тело, воспринимаемое воспринимающим и образованное нервной системой, создает иллюзию причинно-следственных связей. Это нервная система и воспринимающий создают иллюзию причин и следствий, которых не существует. Есть лишь ТА ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ.
«ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ –
ПРИЧИНА ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО».
Нисаргадатта Махарадж
ДХАРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТБРОШЕНЫ.
(«Алмазная сутра»)
ДХАРМЫ, ПРАВИЛА, ПУТИ, «ДУХОВНЫЕ» ИГРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
СЛЕДУЕТ ОТБРОСИТЬ И «УВИДЕТЬ», ЧТО ОНИ – СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ПОКРОВЫ СОЗНАНИЯ.
НЕТ НИ ЖИВЫХ, НИ НЕЖИВЫХ…
ЖИВЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЖИВЫМИ,
ДАЖЕ КОГДА ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ЖИВЫМИ.
(«Алмазная сутра», стр. 25)
Э П И Л О Г
Просветления НЕТ
Как можно закончить книгу под названием «ТЕБЯ НЕТ»?
Так как личного просветления нет, может быть, слова Будды будут подходящими.
Как-то Будду спросили: «Ты достиг?» Будда ответил: «Я не могу утверждать, что я достиг, потому что я достиг». («Алмазная сутра»).
Важнейшая мысль высказывается также в «Гуру-Гите»: «Те, кто утверждают, что знают меня, не знают меня».
… Не существует ничего, кроме СУЩНОСТИ (СУБСТАНЦИИ).
Почему не существует личного просветления? Потому что ТЕБЯ НЕТ. А если ТЕБЯ НЕТ, как можешь «ты», которого НЕТ, обладать, быть или иметь какую-то вещь или состояние – например, просветление?
И как может кто-либо утверждать, что он достиг, если ЕГО НЕТ?
ВСЕ ЧАСТИ-(ЦЫ), ИЛИ СУБЛИЧНОСТИ – НАБЛЮДАТЕЛЬ, ОСОЗНАЮЩИЙ, СОЗНАНИЕ И Т. Д. – ЭТО ПРОСТО РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВНУТРИ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ, СОЗДАННЫЕ СУБСТАНЦИЕЙ. КОГДА ОНИ РАССЕИВАЮТСЯ, ТЕБЯ НЕТ.
Я ЕСТЬ подобно песчинке, плавающей в НЕБЫТИИ, которая, хоть и кажется отличной от НЕБЫТИЯ, является ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИЕЙ и чистым НЕБЫТИЕМ. Но даже НЕБЫТИЕ ничего не значит, потому что его тоже НЕТ. Почему? Потому что требуется «я», или я есть, или «осознающий», чтобы сказать, что НЕБЫТИЕ было или есть. Это может превратить ничто в нечто, которого нет. Поэтому не только концепции Я ЕСТЬ, но и концепции бытия, так же, как и концепции нирваны, не существует.
Будда сказал:
«ХОТЯ БЕСЧИСЛЕННЫЕ СУЩЕСТВА ДОСТИГЛИ НИРВАНЫ, НИ ОДНО ИЗ СУЩЕСТВ НЕ ДОСТИГЛО НИРВАНЫ».
(«Алмазная сутра»)
Итак, в конце этой книги я хочу вспомнить, как я спросил Бабу Пракшананду о том, как достичь освобождения. Сначала он спросил меня, что я подразумеваю под освобождением. Я сказал что-то вроде «блаженства, единства, слияния» и т.д. В тот момент, когда эти слова слетали с моих губ, «я» уже понимал, что это просто концепции. Тогда он сказал мне:
«ТЫ НЕ ЖЕЛАЕШЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ,