Мы можем использовать слово запредельность

ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧЕГО НЕТ.

В УТВЕРЖДЕНИИ «ВСЕ ЭТО ИЛЛЮЗИЯ»

НЕТ НИЧЕГО НОВОГО;

ОДНАКО ОНО ПОЗВОЛЯЕТ «КОМУ-ТО» ВООБРАЖАТЬ,

ЧТО ВСЕ, ЧТО ВИДИТ «Я» –

ЭТО ИЛЛЮЗИЯ,

НЕ ПОНИМАЯ ПРИ ЭТОМ, ЧТО

ВИДЯЩИЙ ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ИЛЛЮЗИИ.

НЕТ ОБРЕТЕНИЯ, НЕТ ПОТЕРИ

Мой близкий друг Карл Робинсон пришел к Нисаргадатте Махараджу и спросил его: «Следует ли мне вернуться в Америку или остаться в Индии?» Махарадж ответил:

ОСТАНЕШЬСЯ ЛИ ТЫ В ИНДИИ

ИЛИ ВЕРНЕШЬСЯ В ШТАТЫ –

ТЫ НИЧЕГО НЕ ПРИОБРЕТЕШЬ

И НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕШЬ.

Это основная мысль: все «духовные» практики создало «я» с целью улучшить свое выживание. Если ты хочешь что-либо получить, ты занимаешься эго-йогой; если что-то случается, оно просто случается.

Ученик: Если я занимаюсь духовной практикой, я обрету просветление?


Волински: Ты продолжаешь говорить о просветлении так, словно это предмет, которым

можно завладеть.

Ученик: Ну, мне не нравится мое нынешнее состояние, и, когда во время медитации оно

становится лучше, я хочу, чтобы оно оставалось таким постоянно.

Волински: Ты находишься за пределами состояния. Состояния – это продукты и отражения

Я ЕСТЬ. Они не являются тобой. Для того «я», которое ты считаешь собой,

существует приобретение (обладание состоянием) и потеря (утрата состояние).

Все является ОДНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ. Как можно что-то приобрести или

потерять? Какие у тебя предположения по поводу приобретения и потери?

Ученик: Что они реальны?

Волински: А если бы они были просто концепцией, не имеющей отношения к реальности,

что тогда…?

Ученик: ________________ (Молчание)________________

ВОПРОС:

КАКОЙ ОСОЗНАЮЩИЙ ОСОЗНАЕТ

ОСОЗНАВАЕМЫЙ ОБЪЕКТ?

И (ИЛИ)

ЕСЛИ ОСОЗНАЮЩИЙ ОБРАЗОВАН

ИЗ ТОЙ ЖЕ САМОЙ СУБСТАНЦИИ,

ЧТО И ОСОЗНАВАЕМОЕ (ОБЪЕКТ), ЧТО ТОГДА… ?

ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО «МОЕ» СОЗННИЕ

МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СОЗНАНИЕ ДРУГОГО

ИЛИ

ОБЛАДАЕТ НАМЕРЕНИЕМ И ВЫБОРОМ, –

ВСЕ РАВНО, ЧТО ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО КАПЛЯ ВОДЫ В ОКЕАНЕ

МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДВИЖЕНИЕ ОКЕАНА,

ИЛИ В ТО,

ЧТО КАПЛЯ ВОДЫ МОЖЕТ ВЫБИРАТЬ, ИЛИ ОБЛАДАТЬ НАМЕРЕНИЕМ, ОТЛИЧНЫМ ОТ НАМЕРЕНИЯ ОКЕАНА.

ЕСЛИ СОЗНАНИЕ «ОБРЕТАЕТ ПОНИМАНИЕ»,

ЧТО ВСЕ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ,

ТОГД СОЗНАНИЯ НЕТ.

НЕБЫТИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СОЗНАНИЮ.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – БЫТЬ, ПОТОМУ ЧТО

ОНО ПОДРАЗУМЕВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ,

ТАК ЖЕ, КАК НЕБЫТИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ НЕ-СУЩЕСТВОВАНИЕ.

СОЗНАНИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ОБЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ;

НО ПРЕЖДЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО,

СОЗНАНИЯ НЕТ.

И ТЕБЯ НЕТ.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОСОЗНАЮЩЕГО

«Подлинная и глубочайшая реальность не имеет отношения к сознанию. Это неизменный принцип, лежащий в основе всех изменений. В нем нет различий между субъектом и объектом, между “я” и “оно”». («Шива-сутра», стр. v).

Итак, все образовано из ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ – можно назвать ее Богом, сознанием, СУБСТАНЦИЕЙ или как-нибудь еще. Иллюзия заключается в том, что она кажется разными субстанциями; каждый покров (образованный из сознания) кажется отличным от самого себя. Когда покровы рассеиваются, и «видно», что они являются сознанием, «ТЕБЯ НЕТ». Когда сознание постигает, что существует лишь сознание, тогда сознания больше нет, потому что ТЕБЯ НЕТ за пределами сознания, и НЕКОМУ сказать: «Это сознание». Значит, ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ не существует.

Г Л А В А 2 0

Спанда

ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ;

НО НА САМОМ ДЕЛЕ КОНЦЕПЦИЯ «ТЫ»

ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ ВМЕСТЕ С МЫСЛЬЮ «Я ЕСТЬ».

ТЕБЯ НЕТ. КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОЯВЛЯЕШЬСЯ И ИСЧЕЗАЕШЬ;

ОДНАКО, ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОЗНАЮЩЕГО

ТЕБЯ НЕТ.

ТЕБЕ ИЗВЕСТНО «Я ЕСТЬ» ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА «Я ЕСТЬ»

ВОЗНИКАЕТ; ТОГДА ТЫ ВООБРАЖАЕШЬ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ;

ТОГДА ТЫ ПРЕДПОЛАГАЕШЬ, ЧТО ТЫ ВСЕГДА БЫЛ,

ЕСТЬ И БУДЕШЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ, ТЫ ПОЯВЛЯЕШЬСЯ

И ИСЧЕЗАЕШЬ, НО «ТЕБЕ» ИЗВЕСТНО ЛИШЬ ПОЯВЛЕНИЕ,

А НЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ. НА СТАДИИ ПОЯВЛЕНИЯ «ТЫ» НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО «ТЫ» ПОСТОЯННО ИСЧЕЗАЕШЬ. ОДНАКО НЕТ НИ ПОЯВЛЕНИЯ, НИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ.

ЭТО ТОЖЕ ИЛЛЮЗИЯ «Я».

ЭТА ИЛЛЮЗИЯ, ИЛИ ВИБРАЦИЯ, ИЛИ ДРОЖЬ

НАЗЫВАЕТСЯ

СПАНДА

ИЛЛЮЗИЯ СПАНДЫ (ДРОЖИ)

Спанда – это дрожь, или вибрация, или появление-исчезновение-появление-исчезновение – мелькание, когда кажется, что «мир» появляется и исчезает. Появление и исчезновение происходят одновременно, а, в конечном итоге, их вообще нет. Покров Я ЕСТЬ позволяет нам «знать» только Я ЕСТЬ, но не позволяет узнать или ощутить МЕНЯ НЕТ.

«Вселенная – это просто раскрытие (немеза) Высочайшего [СУБСТАНЦИИ]. В процессе этого раскрытия возникают интервалы». («Шива-сутра», стр. viii).

Таким образом «возникает» иллюзия причины-следствия; процесс, посредством которого нервная система (сжатое сознание) воображает, что существует «предыдущее» событие, являющееся причиной последующего; она даже создает концепцию о том, что сейчас – это часть временного континуума, хотя прошлое, настоящее и будущее растворяются в небытии.

Между появлением и исчезновением есть ксана (в переводе с санскрита – «момент»), происходящий, согласно «Йога-сутре» Патанджали, 10 раз в секунду, а, согласно другим ученым, таким, как Ицхак Бентов, 17 раз в секунду. В этот момент появляется «СЕЙЧАС» в качестве сжатого и уплотненного сознания на экране самого себя, наблюдающего за появлением и исчезновением вместе с «я», переживающего их и знающего о них. Вместе с появлением Я ЕСТЬ возникает покров восприятия, прошлого, времени, пространства и т. д.

«Вселенная появляется и исчезает, но интервал, называемый ксана, настолько мал, что существование Вселенной кажется непрерывным. Мы видим постоянное свечение электрической лампы, подключенной к источнику питания с переменным током, но мы знаем, что этот свет не является непрерывным, и периоды света сменяются периодами тьмы в течение очень краткого временного интервала. Разрывность присуща не только самадхи *– она

свойственна всем переживаниям и мыслям, начиная с уровня сознания и кончая уровнем атомов. Там, где есть проявленность, там должна быть разрывность или чередование…»

(Таймини, «Учение йоги», стр. 299-300).

* Понимание того факта, что посредством вибрации мы постоянно входим в состояние самадхи и выходим из него, обсуждалось в «моей» предыдущей книге «Дао хаоса».

СПАНДА, КАК ГЛУБИННАЯ ПРИРОДА СУБСТАНЦИИ

В первых строках этой части описывается спанда-сакти, представленная немезой (возникновением) и нимезой (растворением) изначальной энергии…подразумевая, что индивид также представляет собой немезу-нимезу.

«Немеза и нимеза сменяют друг друга лишь в переносном смысле. На самом деле, они происходят одновременно». («Спанда карикас», стр. xviii).

Для линейного мышления это кажется процессом появления-исчезновения-появления-исчезновения, и его можно описать только таким образом. Однако появление-исчезновение происходит одновременно, как (ЕСТЬ – НЕТ) и образуют одно целое.

Это, наверное, одна из тех вещей, которые труднее всего описать с помощью слов, но «я» попытаюсь.

Наши рекомендации