Изучение природы концепции тамаса, или инерции
Волински: Где находится концепция по имени «мое» сознание?
Ученик: В моем затылке.
Волински: А где, по мнению этой концепции по имени «мое» сознание, верящей в
концепцию по имени я есть, находится это я есть?
Ученик: Я есть находится внутри и снаружи физического тела.
Волински: А «мое» сознание – в затылке?
Ученик: Да.
Волински: А какое определение концепция по имени «мое» сознание, которая верит в
концепцию я есть, могла бы дать концепции по имени инерция?
Ученик: Это выглядит так, словно меня затягивает куда-то, где я увязаю в материи
и чувствую величайшую лень, и в этом есть что-то темное и мрачное.
Волински: Итак, эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
по имени я есть, верит в концепцию инерции; и эта концепция инерции
представляется ей чем-то вроде увязания в материи и ощущения величайшей
лени, в которой есть что-то темное и мрачное. Отличаются ли эти определения
концепции по имени «мое» сознание от процесса уплотнения и увязания в
нем?
Ученик: Противоположность этому – мир и покой.
Волински: Итак, что касается концепции по имени «мое» сознание, верящей в концепцию
я есть, создавшей концепцию инерции, уплотнения и затягивания в материю
с чувством чего-то темного и мрачного, – какие предположения она сделала?
Ученик: Одно предположение – что есть две крайности: одна – это активность и
действие; она раскрашена в яркие цвета и очень красива. Другая крайность –
это противоположная сила, и она очень могущественна.
Волински: Это уплотнение?
Ученик: Да.
Волински: Сжатие?
Ученик: Я бы сказал – уплотнение, сгущение, засасывание, втягивание назад в
темноту, в бесформенность.
Волински: А при сгущении она становится более твердой и плотной, или более
бесформенной?
Ученик: Бесформенной, но очень густой, словно грязь – очень густая грязь, зовущая
назад и затягивающая назад, пока ты полностью не утратишь форму. Тогда
тебе все равно; тебя ничто не волнует – никакие проблемы и вопросы.
Волински: Итак, концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
по имени я есть, которая верит в концепцию по имени инерция и засасывание
назад в тот грязную ленивую спячку, густое грязное болото – если она
поверит во все эти концепции, какими будут последствия для концепции по
имени «мое» сознание?
Ученик: Утрата гибкости и скорости реакции, потому что в этой густой грязи ты
полностью исчезаешь, а некоторые духовные учения, вроде христианства
и Нью-Эйдж, говорят, что плохо быть таким ленивым и бесформенным –
надо действовать, надо прекратить это, надо умереть, а затем воскреснуть,
снова умереть, снова воскреснуть, снова умереть – это и моральный, и
психологический принцип: если я теряю восприимчивость, я должен
остановить этот процесс; если я ни на что не реагирую, то я умираю.
Волински: Значит, есть процесс сгущения и процесс сопротивления этому сгущению –
то есть, расширение с целью стать более активным и живым?
Ученик: Да, я чувствую себя так, словно меня с огромной силой тянут в разные
стороны.
Волински: А сейчас намеренно и осознанно очень медленно становись плотнее и
увязай в этой бесформенной грязи, а затем сопротивляйся этому.
Ученик: Я уже сопротивляюсь.
Волински: Когда есть и уплотнение, и, одновременно, сопротивление этому уплотнению,
не кажется ли процесс более мучительным, более жестким?
Ученик: Да, он более напряженный.
Волински: Намеренно стань пустотой, и намеренно стань формой; намеренно стань
грязью, а затем сопротивляйся этому. Намеренно становись плотнее
и сопротивляйся этому уплотнению.
Ученик: Да.
Волински: Отлично, а теперь пусть это происходит там (в другой части комнаты).
Ученик: Хорошо.
Волински: Теперь пусть это происходит на потолке. Теперь опять здесь. Теперь не
смотри, где это происходит, – просто делай это в затылке. А теперь
убери внимание с этого процесса и позволь ему исчезнуть. Как ты
теперь видишь уплотнение и сопротивление уплотнению?
Ученик: Инерция ушла, и осталось лишь небольшое напряжение.
Волински: Снова стань плотнее и создай эту инерцию, этот процесс уплотнения, и
заметь, как из него рождается процесс активности (раджас). Он естественно
вытекает из него. Сделай это несколько раз, осознавая инерцию и то, как
она превращается в активность (раджас).
Пояснение:
Внутри тамаса (инерции) находится активность (раджас). Они содержатся друг в друге и превращаются друг в друга.
Ученик: Это ощущается, как совершенно естественный процесс.
Волински: А сейчас?
Ученик: Я вижу полный цикл; он просто периодически повторяется, и между двумя
периодами существует интервал, похожий на точку перехода.
Пояснение:
Этот крохотный интервал, или точка перехода, возможно, и есть чистота, или, в терминологии концепции гун, пространство саттвы.
Волински: Давай делать это очень медленно: позволять уплотнению уплотняться,
замечая при этом точку, в которой оно переходит в активность; заметь,
в какой точке это происходит; заметь, где это происходит, и наблюдай.
Не делай ничего специально – просто замечай этот тончайший переход.
Ученик: Я вижу два разных процесса и точку перехода. Этот процесс естественный,
и еле заметный.
Волински: Еле заметный для тебя или для самого процесса?
Ученик: Для меня.
Волински: А где внутри тела ты чувствуешь эту концепцию по имени «я», которая
говорит, что этот крошечный интервал, этот переход еле заметен?
Ученик: Где-то здесь (показывает на грудь).
Волински: Заметь уплотнение, заметь эту крохотную точку перехода, сними со всего
этого ярлыки и позволь им заниматься своей естественной деятельностью:
уплотнение – переход – активность – переход – уплотнение. Сделай это
несколько раз.
Ученик: Это что-то совершенно новое. Словно я встретился с самой жизнью, с
невероятной, потрясающей свободой.
Волински: Так прими этот процесс, эту потрясающую свободу.
Ученик: В этом движении огромный заряд.
Волински: Огромная энергия?
Ученик: Я бы сказал – эмоциональный заряд.
Волински: Заметь эмоциональный заряд и, наблюдая, как уплотнение превращается
в активность, сними ярлыки и наблюдай за энергией – как она уплотняется,
а затем снова превращается в активность. Заметь, сколько в этом энергии и
силы.
Ученик: Это потрясающе прекрасно, я словно перенесся на тысячи лет назад и вижу
изначальную силу Земли.
Волински: А теперь, если бы эта концепция по имени «мое» сознание,которая верит в
в концепцию я есть, также поверила в этот изначальный процесс уплотнения,
и в интервал, и в огромную энергию при переходе к активности – если бы
она поверила во все это, какими были бы последствия для концепции по имени
«мое» сознание?
Ученик: Если бы она могла поверить, то последствиями была бы невероятная свобода
и естественность. Я могу быть ленивым столько, сколько захочу, потому что
я знаю, что в какой-то момент что-то само сдвинется и изменится – я
почувствую меньше сопротивления. Я могу быть ленивым. И даже тупым.
Волински: Отлично. А теперь, если бы эта концепция по имени «мое» сознание поверила,
что концепция по имени я есть, в которую она верит, и концепция перехода
от уплотнения к активности, и эта изначальная сила – что все это создано
из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, включая того, кто все
это осознает, – что тогда…?
Ученик: Каким-то образом это станет ОДНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ.
Волински: А если эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
по имени «уплотнение и активность», если эта концепция по имени «мое»
сознание, концепция по имени я есть, концепция по имени «уплотнение,
переходящее в активность» – если все эти концепции, в том числе и тот, кто
осознает их, были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, не
имеющей с ними ничего общего, что тогда… ?
Ученик: Вот это да! У меня теперь есть новая игрушка! Как здорово думать об этом!
Волински: Если концепция по имени «новая игрушка» и концепция по имени
«уплотнение, активность, процесс» и сознание, осознающее все это, было бы
создано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ не имеющей с ними ничего
общего, что тогда…?
Ученик: Это похоже на воскрешение!
Волински: А если эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
я есть, которая верила в концепцию по имени «уплотнение, переходящее в
активность», которая верит в концепцию смерти и воскрешения, печали и
радости – если бы она поверила во все это, что бы могла создать концепция
по имени «мое» сознание?
Ученик: Он могла бы создать игру.
Волински: Какую игру она могла бы создать?
Ученик: Игру, в которой все вещи действуют по определенным правилам.
Волински: Расскажи мне правила игры.
Ученик: Первое правило: участвовать в игре; второе правило: играть настолько
интенсивно и увлеченно, насколько возможно.
Волински: А если эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
по имени я есть, которая верила в концепцию по имени «правила, одно из
которых, – играть настолько увлеченно, насколько возможно», и в игру по
имени «уплотнение, порождающее активность», и во все эти штуки…
В общем, если бы вся эта куча, включая концепцию по имени «жизнь», а
также того, кто осознает все это, была создана из одного и того же
изначального сознания,не имеющего с ними ничего общего, что тогда…?
Ученик: ______________Ничего_______________ Пробел_______________
Волински: А если бы эта концепция по имени «мое» сознание поверила в эти правила,
и в то, что надо быть настолько вовлеченным, насколько возможно, и в игру
и в игру по имени «уплотнение, переходящее в активность», и в жизнь, и в
печаль, и в смерть, – как бы концепция по имени «мое» сознание обманывала
себя?
Ученик: Что она не хочет исчезать, а хочет обладать деятельностью и энергией – но
ведь все создано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ.
Волински: А если бы это тоже было просто еще одной концепцией, не имеющей ничего
общего с реальностью, что тогда…?
Ученик: В самом деле!!!
Волински: Итак, если концепция по имени «мое» сознание поверила в то, что концепция
правил игры по имени «увлеченность» и правила по имени «правила не
обсуждаются», и процесс перехода уплотнения в активность, и концепция
печали, концепция жизни, концепция ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ – если бы
все это было создано из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ,
не имеющей с ними ничего общего, что тогда….?
Ученик: Я не знаю…
_________________(молчание)____________(смех).
Волински: Если бы концепция по имени «мое» сознание поверила в концепцию игры и
правил, и в то, что ты можешь и не быть увлеченным настолько, насколько
возможно, и поверила в концепцию по имени «уплотнение, переходящее в
активность», которая верит в концепцию жизни, печали и концепцию наличия
только ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ – если бы концепция по имени «мое»
сознание поверила во все это, о чем бы она не захотела знать?
Ученик: Это самый совершенный из всех возможных миров, и поэтому нечего его
обсуждать и задавать ненужные вопросы.
Волински: Итак, концепция по имени «мое» сознание не желает обсуждать эту тему?
Ученик: Или задавать лишние вопросы.
Волински: Расскажи мне о чем-нибудь, чего «мое» сознание не хочет обсуждать.
Ученик: Концепцию «осознающего».
Волински: Расскажи мне еще о чем-нибудь, чего концепция по имени «мое» сознание
не хочет обсуждать.
Ученик: Саму концепцию «моего» сознания, концепцию я есть.
Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет даже обсуждать
концепцию «моего» сознания или «осознающего»?
Ученик: Потому что тогда они превратятся в НИЧТО.
Волински: Итак, если концепция по имени «мое» сознание, концепция по имени я есть,
концепция по имени «осознающий», концепция по имени сознание, или
бессознательное, или отсутствие сознания, концепция по имени «игра»,
уплотнение и активность вне игры и ее правил, и нежелание говорить об
этом, правило, что нужно быть увлеченным, и все эти материи – если все
это, включая осознающего и «мое» сознание было создано из ОДНОЙ И ТОЙ
изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, что
тогда….?
Ученик: Тогда каждый раз, когда откуда-то появляется «я», это просто обман;
оно исчезает.
Волински: Почему концепция по имени «мое» сознание не хочет знать о том, что
это «я», которое появляется, нереально и не существует?
Ученик: Она чувствует ужасную фрустрацию.
Волински: Расскажи мне что-нибудь, что фрустрирует концепцию по имени «мое»
Сознание.
Ученик: Что этому нет конца; чем дальше мы идем, тем дальше цель: мы никогда
никуда не придем.
Волински: Итак, эта концепция по имени «мое» сознание верит в концепцию по имени
«сколько ни идти, конца этому не будет», верит в концепцию по имени
«существование начала» и «я», которое хочет увидеть конец, где «я» смогу
отдохнуть, в концепцию игры, в которую нужно увлеченно играть, и которую
нельзя обсуждать, и в правила, которые тоже нельзя обсуждать, и в процесс
уплотнения, переходящего в активность, и в концепцию жизни, и это безумие,
и «я» не хочет говорить о сознании, о «моем» сознании или о сознании я
есть –если все это, в том числе и «осознающий» –просто концепции,
созданные из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с
ними ничего общего, что тогда…?
Ученик: Я боюсь сказать что-нибудь.
Волински: Так скажи мне что-нибудь, что ты боишься сказать.
Ученик: Все эти усилия, которые никуда не ведут, все эти годы стараний – все это так
тяжело и больно. И еще: то, что казалось ясным и четким, утратило свои
границы и очертания. И еще: если границы исчезли, опять появляется инерция,
и меня снова поглощает материя.
Волински: Итак, есть две темы. Первая: если бы мы отделились от концепции инерции,
которая, конечно же, кажется чем-то плохим, а плотность и инерция
отделились от концепции лени – если бы все это было отдельными
концепциями, что бы тогда произошло?
Ученик: Лень кажется обычным человеческим качеством, которое вполне можно
себе позволить.
Волински: И вторая тема: эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит в
концепцию по имени «путь», в концепцию ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ,
в концепцию я есть, или меня нет, в концепцию «осознающего» или
отсутствия «осознающего», в концепцию сознания или отсутствия сознания,
в концепцию «моего» сознания и «я», которому не следует обсуждать все это,
в концепцию по имени уплотнение, рождающее активность, в игру – если ты
веришь во все это, чего ты не хочешь испытать? Выигрыша или проигрыша,
обретения чего-либо, концепции фрустрации, которая случится, если ты
поверишь во все эти штуки – чего ты не хочешь испытать?
Ученик: Я многого не хочу испытывать. Я сейчас пытаюсь понять, чего именно. На
самом деле, очень многих вещей.
Волински: Хорошо. Итак, если концепция по имени «мое» сознание, о которой, как
предполагалось, ты не будешь говорить, концепция по имени «осознающий»,
о которой тебе не следовало говорить, концепция по имени сознание, о
которой тоже не следовало говорить, концепция по имени я есть, о которой
тоже не следовало говорить, концепция по имени «процесс уплотнения,
порождающий активность», о котором тебе не следует говорить, концепции
по имени бесцельность и целесообразность, концепции по имени полезные
и по имени бесполезные, концепция по имени печаль, концепция по имени
жизнь, концепция по имени «осознающий» – если бы все эти концепци,
включая того, кто осознает все это, были образованы из ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ
СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего, что тогда…?
Ученик: (Смеется)____________________________НИЧЕГО.
ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ КОНЦЕПЦИИ САТТВЫ:
ЧИСТОТА, ГАРМОНИЯ, ПОКОЙ.
Концепцию силы по имени саттва можно описать как чистота, чистый разум, гармония, покой. Кроме того, это идеал «высшей добродетели»; достигший ее всегда неизменно правдив, невзирая на ситуацию. (См. часть 2, «Ловушка добродетели» к вопросу о добродетели или чистом разуме).
Волински: Где находится концепция по имени «мое» сознание, которая верит в
концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого разума?
Ученик: В моей голове.
Волински: Попроси концепцию по имени «мое» сознание, которая верит в концепцию
я есть, дать определение концепции чистого разума.
Ученик: Чистая рациональная мысль, основанная на рациональном мышлении и
теориях, ведущих к умлзаключениям.
Волински: Какие предположения концепция по имени «мое» сознание, которая верит в
концепцию по имени я есть,сделала о концепции чистого разума?
Ученик: Что все имеет свою причину и, по сути, рационально; и если понять причину и
исследовать ее, можно точно предсказать результат.
Волински: А «где» сейчас находится концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого разума?
Ученик: По-прежнему в моей голове, в моем интеллекте.
Волински: А каковы умозаключения концепции по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого разума?
Ученик: Я есть ищет и находит разумные причины, которые могут все объяснить и
обосновать.
Волински: Что произойдет с концепцией по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого разума, если
разумных причин не найдется, или объяснение не подойдет?
Ученик: Она почувствует хаос, а, возможно, даже легкое безумие.
Волински: А каков основной постулат этой концепции по имени «мое» сознание, которая
верит в концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого разума?
Ученик: Что у всего есть причина, цель и объяснение.
Волински: А если все это – просто концепция концепции по имени «мое» сознание,
которая верит в концепцию я есть, которая верит в концепцию чистого
разума, и не имеет ничего общего с реальностью, что тогда…?
Ученик: _________________ Абсолютная пустота.
Волински: Что касается концепции разумности всего, как концепция по имени «мое»
сознание, которая верит в концепцию я есть, которая верит в концепцию
чистого разума, обосновывает саму себя?
Ученик: Она по умолчанию постоянно находится в этой области и считает, что она
существует.
Волински: А где находится эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию того, что в этой области по умолчанию постоянно находится
концепция, которая верит в изначальную разумность и рациональность?
Ученик: В этой области, о которой все известно.
Волински: Заметь разницу между собой и тем, кому «известно» все об этой области.
Ученик: Хорошо.
Волински: Если бы и «знающий», и эта постоянная область были продуктами сознания,
которое «смотрит» через линзы я есть, и не имеет с ними ничего общего,
что тогда…?
Ученик: (Молчание) _____________ … тогда кто-нибудь начал бы проверять, остается
ли «это» по-прежнему здесь.
Волински: «Знающий» или сама область?
Ученик: И то, и другое.
Волински: А если ни «знающего», ни области НЕТ, есть ли ТЫ?
Ученик: Нет, если нет изначальной разумности и рациональности, то «меня» нет.
Волински: А если бы «я» было частью «знающего», а концепции области и разумности
по умолчанию – если бы все это, включая я есть, было создано из ОДНОЙ И
ТОЙ ЖЕ изначальной СУБСТАНЦИИ, не имеющей с ними ничего общего,
что тогда… ?
Ученик: _____________ (Молчание)
Волински: Как эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит в концепцию своего существования
и существования постоянного местонахождения, обманывает себя?
Ученик: Уверяя себя, что она находится в определенном месте.
Волински: Если бы я есть, «я», «знающий» о местонахождении и философия были
отделены от концепции местонахождения, что тогда…?
Ученик: Тогда бы не было ничего. Тогда меня НЕТ.
Волински: Как эта концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит во все эти концепции,
обманывает себя?
Ученик: Веря, что существует такая вещь, как местоположение.
Волински: А если бы его не было?
Ученик: Тогда бы пришлось столкнуться лицом к лицу с тем, что ничего нет.
Волински: Если мы отделим «знающего» от местоположения, область от неизменной
рациональной философии?
Ученик: Все рассеялось, как дым ________________ (Молчание).
Волински: Есть ли что-нибудь, что концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, которая верит во все это, не должна знать?
Ученик: Что все это существует лишь в восприятии, и что ничего этого нет.
Волински: А если концепция по имени «мое» сознание, которая верит
в концепцию я есть, поверила бы, что все эти концепции и даже
концепции ЕСТЬ и НЕТ существуют лишь в восприятии и не имеют
отношения к реальности, что тогда…?
Ученик: Но «знающий» все еще здесь.
Волински: Если бы «знающий» продолжал оставаться здесь, но не имел ничего общего с
реальностью, что тогда…?
Ученик: ________________ (Молчание).