Таблицы составлены А.Коноваловой и И.Урбанаевой.
3. Умозаключение на основании признака ненаблюдения (невосприятие признаков устанавливает феномен отрицания)
достоверное умозаключение (присутствуют три условия: чогчо, джечаб, догчаб) | В этой комнате (А) слона нет (В), потому что слон - видимый объект, а я его не вижу (С) (при этом нет препятствий для зрения) | ||
Три элемента силлогизма | Объект А | Следствие В | Признак С |
эта комната | отсутствие слона | я не вижу слона - видимый объект | |
Формулировка чогчо (направление феномена) | «(А) в полном объеме имеет необходимую и неразрывную связь с (С)»: В этой комнате (А) я не вижу слона, являющеегося видимым объектом (С). | ||
Формулировка джечаба (прямое охватывание) | «Если имеет место (С), то оно с несомненностью охватывается только (В)»: Если я не вижу слона, который является видимым объектом (С), то, несомненно, его нет (В). | ||
Формулировка догчаба (обратное охватывание) | «Если нечто является (С), то оно с необходимостью отсутствует в (не-В). Если я не вижу видимый объект - слона (С), то он с необходимостью отсутствует среди присутствующих объектов (не-В). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6:
Классификация феноменов утверждения и отрицания[90]
зримая форма
|
чосязаемое |
форма |
орган чувств глаза орган чувств уха орган чувств носа |
5 внутренних форм |
орган чувств языка орган чувств тела зрительное слуховое/ обонятельное < вкусовое осязательное ментальное
6 коренных омрачений (неведение, гнев, привязанность и пр.)
/20 омрачений, производных от коренных (зависть, лень и пр.)
11 позитивных факторов (вера, забота о других и пр)
фактора (сон, сожаление и пр.)
5 вездесущих факторов (ощущение, ^различение и пр.)
первичное сознание |
Чг |
сознание — |
вторичное сознание ^(ментальные факторы) |
5 определяющих факторов ч (сосредоточение, \ убежденность и пр)
неассоциируемый составной фактор
утверждающие отрицания
отрицания |
неутверждающие отрицания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Классификация познания[91]
зрительное |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................. 3
Принятые сокращения и условные обозначения........ 9
Введение ...................................................................... 10
Предварительные наставления.................................. 15
1. Значение теории достоверного познания для практики Учения Будды -
2. Жизнеописание Дхармакирти..................................... 31
3. Структура 'Праманаварттики'...................................... 37
Комментарий к первой главе 'Праманаварттики'... 40
1. Базовый анализ феноменов....................................... 41
1.1. Классификация феноменов.............................
1.1.1. Явные и скрытые феномены............................. -
1.1.2. Феномены утверждения и отрицания.............. 45
1.1.2.1.Три категории феноменов утверждения 47
1.1.2.2. Феномены отрицания.......................... 54
1.2. Сравнительный анализ феноменов................... 58
2. Достоверные умозаключения..................................... 83
2.1. Базовые определения и логическая структура умозаключений -
2.2. Три условия достоверности умозаключений - чогчо, джечаб, догчаб 85
3. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюдается условие чогчо................................................................................. 100
4. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюдается условие джечаб 102
5. Тренировка по проверке условия догчаб.................. 103
6. Тренировка на умозаключениях, в которых не соблюдаются все три условия достоверности (чогчо, джечаб и догчаб) 110
7. Примеры логических диспутов.................................. 114
8. Недостоверные умозаключения в повседневной жизни.... 120
9. Виды правильных логических оснований (признаков) 134
9.1. Введение в трехчленную типологию логических оснований (признаков)............................................................................ -
9.2. Признак одной природы................................... 137
9.3. Примеры умозаключений на основании признака одной природы 148
9.4. Признак результата......................................... 155
9.5. Признак ненаблюдения................................... 164
9.6. Применение признака ненаблюдения для опровержения извращенного представления о Гуру..................................... 168
9.7. Применение признака ненаблюдения для опровержения ложных выводов о других........................................................... 182
9.8. Применение признака ненаблюдения в познании пустоты 186
Комментарий ко второй главе 'Праманаварттики' .... 191
1. Доказательство достоверности Будды...................
1.1. Четверостишие Дигнаги................................... 193
1.1.1. Опровержение концепции вечного Бога-творца 199
1.1.2.Доказательство существования нирваны 202
1.1.3. Доказательство существования прошлых жизней 209
Форма как возможная причина сознания 211
Сознание родителей как возможная причина сознания 220
Дискуссия о том, почему неассоциируемый составной фактор не может быть причиной сознания 222
Собственно доказательство достоверности Будды 225
Комментарий к третьей главе 'Праманаварттики': буддийская теория познания................................................................... 242
1. Прямое познание........................................................... -
2. Концептуальное познание. Общий образ................... 249
Заключение................................................................. 256
Библиография............................................................. 262
1. Источники ..................................................................... -
2. Использованная литература...................................... 264
Приложение 1: Философские диспуты участников Байкальского ретрита (25.07.2010-05.08.2010)............................................. 265
Наставления досточтимого Геше Джампа Тинлея по проведению диспутов...................................................................................... -
Диспуты о преданности Учителю.................................. 266
Диспуты о драгоценной человеческой жизни................. 268
Диспуты о прибежище................................................... 270
Диспуты о причине и следствии.................................... 272
Диспуты о четырех благородных истинах...................... 277
Диспуты о бодхичитте и пробужденном уме.................. 287
Диспуты о пустоте......................................................... 295
Приложение 2: Философские диспуты участников зимнего
ретрита (Новосибирск, 17.12.2010-19.12.2010)............. 303
Приложение 3: Систематизированный Глоссарий терминов
буддийской логики ........................................................ 317
Приложение 4: Комментарий к терминам..................... 324
Приложение 5: Типичные примеры достоверных умозаключений в таблицах................................................................................... 353
Приложение 6: Классификация феноменов утверждения
и отрицания.................................................................. 355
Приложение 7: Схема-классификация познания.......... 356
Геше Джампа Тинлей
БУДДИЙСКАЯ ЛОГИКА: КОММЕНТАРИЙ К ТРАКТАТУ ДХАРМАКИРТИ 4 П РАМ АН АВАРТТИ КА'
Ответственный редактор д-р фил ос. наук И.С. Урбанаева
Координатор проекта А.Б. Чевалков Редактор А.Ю. Коновалова Дизайн обложки Л. Н. Ким Верстка Н.М. Райзвих
Подписано в печать 22.06.2011 г. Формат 60x841/i6. Усл. печ. л. 29,02. Уч.-изд. л. 20,0. Гарнитура Arial. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Тираж 999 экз.
ООО «Издательство Дже Цонкапа» 670031, Улан-Удэ, 101-й квартал, ул. Вербная, д. 11 Тел. 89148335922
Отпечатано в типографии ЗАО ИПП «Офсет» 630117, Новосибирск, ул. Арбузова, 4а тел.: +7 (383) 332-82-32
99 Четыре элемента (byung bzhi): ветер - состояние движения материи, вода - состояние текучести и связывания вместе, огонь - аспект роста и умножения материи, земля - аспект твердости и удерживания материи. - А.К.
' 'Речь идет о труде Дхармакирти 'Праманаварттикакарика' (tshad-ma rnam- 'grel-gyi tshigle'ur byas-pa), обширной версии 'Толкования праманы'.
[2] Даже среди тибетцев часто бывает так, что люди обращаются к монахам и ламам чаще с просьбами о проведениишабденов - молебнов и ритуалов, чем с целью получения наставлений и инструкций для собственной практики Дхармы.
[3] Двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения (irten-'brel yan-lag bcu gnyis;двадасанга пратитъясамутпада) - учение, объясняющее механизм циклического существования живого существа в сансаре под контролем омрачений, а также его освобождения от сансары.
[4] Тиб. dge slong, санскр.бхикшу - «добродетельный нищий», так называют полностью посвященного монаха.
s Досточтимый Геше Тинлей придерживается определения сансары как «пяти скандх, перерождающихся под контролем омрачений».
[6] Даже монахини в прошлом не получали философского образования. Их образование ограничивалось обучением грамоте и заучиванием ряда текстов.
[7] Часто в современной буддийской литературе, особенно в текстах традиции Карма Кагью, принято написание «Мадхьямака» в качестве названия школы Срединного Пути. Однако, как разъяснил известный санскритолог из Центрального университета высшей тибетологии (Сарнатх) проф. Лобсанг Норбу Шастри, «мадхьямака» - это название воззрения Срединного пути, тогда как название школы Срединного пути - «Мадхьямика».
[8] Карма (las) означает «действие». «Кармические отпечатки», оставляемые действиями тела, речи и ума, подобны семенам, которые при встрече с подходящими условиями дают всходы.
[9] Согласно тексту 'Rgyan-drug-mchog-gnyis'('Шестьукрашений, двое высших'),Трималая находится в стране Чола, то есть это северный Тамил [Indian Buddhist Pundits 2005, с. 52].
[10] Тиртики - последователи индуистских учений. -А.К.
[11] Indian Buddhist Pundits, p. 53.
[12] «Ишварасена выдвигал шесть свойств логического признака для полномерного выражения неразывности понятий, тогда как, по мнению Дхармакирти, шесть свойств признака не лишены ошибок и противоречат учению Дигнаги (шесть противоречий с источником lung gal drug). Дхармакирти более точно дает определение каждого из трех свойств, не допуская неправильных признаков в них», - пишет Б. Б. Дампилон, переводчик учебника логики Джа- мьяна Шепы [Джамьян Шепа 2000, с. 9].
[13] Впервые разделение умозаключений на умозаключение «для себя» и умозаключение «для других» было сделано Дигнагой.
[14] Данная классификация приводится в традиционной для школы Гелуг интерпретации системы Дхармакирти. Поскольку собственно система Дхармакирти основана на воззрениях саутрантиков и йогачаров, то в ней выделяются четыре вида прямого достоверного познания: (1) прямое восприятие органов чувств; (2) ментальное прямое познание; (3) прямое восприятие самосознания; (4) йогическое прямое восприятие.
[15] Синонимом «непосредственного метального познания» является термин «прямое постижение».
[16] Досточтимый Геше Тинлей оставил без объяснения умозаключения «для других» потому, что, во-первых, зная учение об умозаключении «для себя», без труда можно самостоятельно изучить правила построения достоверных умозаключений «для других», во-вторых, он всегда дает ученикам именно то учение, в котором они нуждаются, и для практики которого их ум созрел. Для использования умозаключений «для других», то есть знаний, которые относятся к этапу «блага других», ученики, конечно же, еще не готовы.
[17] О возможности познания весьма скрытых объектов с помощью косвенной логики в' Праманаварттике Дхармакирти говорит: «Из полной уверенности в том, что (Будда) обладает методами, (необходимыми для отбрасывания) того, что надо отбросить и (обретения) того, что надо обрести, следует, что (он имеет) достоверное (знание) о главном объекте (для ищущего освобождения - о самом освобождении). Поэтому (и знание) о других - (особо скрытых объектах, возникающее на основе изучения Слов Будды, также) является дедуктивным верным знанием»Цема ригтер, 1996-1997 (1), с. 5 -А.К.
[18] Логика говорит о существовании объектов в относительном смысле.
[19] Будущая жизнь, хотя и относится к еще не наступившим явлениям, все же являетсяфеноменом, ибо, по определению, феномен - это любой объект познания, а будущая жизнь - это объект познания, хотя и является очень скрытым феноменом. Будда может познать, где и кем переродится каждое ныне живущее существо, видя все вероятные сценарии развития событий, а не только созревшие кармические отпечатки, благодаря коим некоторые из множества сценариев будущей жизни являются выделенными, наиболее вероятными. Правда, и созревшие отпечатки не означают фатальности, поскольку и они могут быть очищены с помощью специальных методов, например, практики Ваджрасаттвы или мантры Будды Митугпы. Кроме того, познание места и формы будущего рождения с определенной степенью вероятности может быть достигнуто с помощью астрологических расчетов.
[20] При более общей классификации, принятой не только в Прасангике, но и во всех других философских школах, на эти три категории подразделяются все непостоянные, то есть функциональные, феномены, или вещи.
[21] В контексте логики все тибетские термины, обозначающие сознание (Ыо - сознание, sems - ум, rig-pa - осознавание, shes-pa - сознание, yid - сознание), являются синонимами.
[22] Тибетский термин «dbang ро» в данном контексте означает «орган чувств», поэтому «mig-gi dbang-ро» переводится именно как «орган чувств глаза», а не как «способность глаза». При этом, очевидно, было бы не совсем корректным вместо выражения «орган чувств глаза» использовать выражение «орган зрения», ибо это выражение для европейца автоматически означает «глаз», тогда как тибетское выражение «mig gi dbang ро» обозначает именно орган чувств глаза, а не сам физический глаз. Органом чувств глаза является не физический глаз: настоящий орган чувств глаза находится внутри глаза, а физический глаз является лишь базисом для этого органа чувств. Аналогичным образом, физическое ухо не является самим органом чувств: оно - лишь базис для этого органа чувств. Орган чувств носа, находящийся внутри носа, напоминает мельчайшие иголочки. Орган чувств языка напоминает расположенные на языке полумесяцы. Осязательный орган чувств пронизывает все физическое тело. Таково объяснение, даваемое в тибетском буддизме.
[23] Это три характеристики сознания, принятые в Прасангике. Традиционное для буддийской логики определение сознания основано на философской теории Читтаматры-Йогачары, которая признает наличие самосознания как дополнительного признака сознания.
21 В этом вопросе тибетские школы расходятся с китайскими школами, согласно представлениям которых любые концепции привязывают к сансаре.
[25] Об основных классификациях сознания см.: [Ум и знание 2005; Geshe Ngawang Dhargyey 1992].
[26] Они существуют даже в то время, когда ум не функционирует, в таких состояниях, как состояние неразличения, состояние медитативного прекращения, потери сознания и глубокого сна.
[27] Объектная основа, или основа для обозначения - это феномен или группа феноменов, которым присваивается какое-либо обозначение (наименование). Например, объектная основа для обозначения «человек» - это человеческие тело и ум; объектная основа «стола» - столешница, ножки и т. п. -А.К.
[28] В Прасангике все феномены, в том числе «я», считаются существующими просто номинально, то есть в качестве наименования, даваемого умом достоверной объектной основе, которая сама существует просто номинально.
[29] Три формы времени (прошлое, настоящее и будущее) устанавливаются в зависимости от настоящего момента. Наименования же отдельных отрезков времени устанавливаются относительно какого-либо момента, который условно принят людьми за точку отсчета (например, 2009 год от Р.Х., 10-й день 1-го месяца по лунному календарю и пр.).
Вайбхашики считают время субстанционально существующим, причем не только неделимые моменты сознания и неделимые частицы материи, которые есть в данный момент, но и те моменты сознания и те частички материи, что были в прошлом и будут в будущем. В отличие от них, саутрантики считают субстанционально существующим только частички материи и моменты сознания данного момента, прошлое и будущее они не считают субстанционально существующим. Высшие школы буддизма не признают субстанционального существования времени. -А.К.
[30] Здесь термин «отрицание» досточтимый Геше Тинлей использует не для обозначения логического акта негации, а в качестве синонима феномена отрицания. В этом же смысле, судя по комментарию Дхармоттары к учебнику логикиСНъяя-бинду) Дхармакирти, в классической буддийской логике речь шла об «отрицании» в контексте «отрицательного познания» [TII/I 4.1, с. 151] .Феномен отрицания, являющийся объектом отрицательного познания в буддизме, нельзя, как следует из комментария Дхармоттары, понимать как некое чистое отрицание в смысле «реального небытия».
[31] См. в Словаре термин «Пустота»
[32] См. в Словаре термин «Пустота»
[33] Таково определение пространства в высших школах.
[34] То есть отсутствие препятствий и отсутствие самобытия.
[35] Заметим, что с точки зрения европейской логики понятия «непостоянство чашки» и «производность чашки» не тождественны.
[36] Это методика графического изображения сравниваемых понятий, применяемая в европейской логической традиции.
[37] Буддийскому «феномену» соответствует «понятие» формальной логики. А понятие имеет объем: это класс объектов, охватываемых понятием. Так что при сравнении двух феноменов сравниваются объемы понятий, то есть классы объектов.
[38] В европейской логике различаются неправомерные обобщения и обобщения, которые делаются правильно, по законам индуктивной логики.
[39] Название селения в Агинском автономном округе Забайкальского края.
[40] Хотя в настоящее время и российское телевидение в изобилии выпускает на экраны подобные сериалы, все же, пожалуй, именно «Санта-Барбара» дает наиболее наглядные уроки того, как возникают омрачения из-за неправильного логического мышления и взаимного непонимания людей. Поэтому досточтимый Геше Тинлей часто приводит этот сериал в качестве примера.
[41] В системе Дигнаги-Дхармакирти классификация видов достоверного познания на прямое познание и косвенное познание совпадает с его классификацией на неконцептуальное познание и концептуальное познание. А в Пра- сангике эти две классификации не вполне совпадают: если непосредственное чувственное познание и можно назвать неконцептуальным, этого нельзя сделать безоговорочно в отношении непосредственного умственного познания.
[42] Саутрантики, читтаматрины и сватантрики-мадхьямики определение достоверного умозаключения дают, исходя из правильного логического основания. Прасангики-мадхьямики дают определение достоверного умозаключения, исходя из «выведения» (прасанга). Учение об умозаключении Дхармакирти основано на подходе саутрантиков и читтаматринов.
[43] Есть две разновидности этого вида признака: (1)прямой правильный признак одной природы; (2)непрямой правильный признак одной природы [Цепак Ригзин, с. 256].
[44] Существует пять разновидностей признака результата:
(1) признак, устанавливающий непосредственно реализующую причину;
(2) признак, устанавливающий причину, прекратившую действовать;
(3) признак, устанавливающий общую причину;
(4) признак, устанавливающий особую причину;
(5) признак, устанавливающий косвенную причину.
[45] Дхармакирти и Дхармоттара называют этот вид логического признака «аналитическим признаком». «В чем же состоит это логическое основание, представляющее собой существенный (аналитический) признак своего же следствия? Особенность (следствия в этом случае) состоит в том, что оно содержится уже в самом понятии (в бытии) своего основания. Следствие содержится уже в самом понятии своего (логического основания) и только в нем одном. Оно зависит только от последнего и, кроме него, ни от чего другого не зависит. Логическим основанием такого следствия служит не что иное, как то, что входит в состав его же сущности» [ТПЛ Ч I, с. 155].
[46] Признак С в таком умозаключении предстает как определение логического следствия В. - А.К.