Диспуты о драгоценной человеческой жизни
1. Обладаете ли вы драгоценной человеческой
жизнью, будучи в гневе?
Вопрос: Обладаете ли вы драгоценной человеческой жизнью?
Ответ: Да.
Вопрос: Есть ли у вас драгоценная человеческая жизнь, когда вы гневаетесь?
Ответ: Нет.
Вопрос: Так значит, нельзя сказать, что ваша человеческая жизнь драгоценна?
Ответ: Драгоценная человеческая жизнь - это не нечто объективно существующее. Она меняется в зависимости от состояния нашего ума: иногда она больше, иногда меньше, иногда она есть, иногда ее нет. Она колеблется, как пламя светильника.
2. Как не родиться богом?
Вопрос: Считаете ли вы, что для рождения в мире богов нужно больше заслуг, чем для рождения в мире людей?
Ответ: Нет.
Вопрос: Почему тогда мир богов считается выше мира людей?
Ответ: Для обретения драгоценной человеческой жизни нужно больше заслуг, чем для рождения богом.
Вопрос: Но когда человек только рождается, у него нет многих из 18-и характеристик драгоценной человеческой жизни, в частности, веры в Дхарму.
Ответ: Нельзя сказать, что тот, кто родился в мире богов, имеет в целом больше заслуг, нежели рожденный человеком. Даже бодхисаттвы порой рождаются в мире ада. Рождение в том или ином мире зависит только от ввергающей кармы, которая проявилась у существа в момент смерти, а не от его кармы вообще.
Вопрос: Вопрос именно о том, согласны ли вы, что более весомая благая карма ввергает в мир богов, а относительно менее весомая - в мир людей?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда как с практической точки зрения не «промахнуться» в накоплении заслуг - попасть именно в мир людей, а не богов? Стоит ли ограничивать себя в накоплении заслуг, чтобы не «перелететь»?
Ответ: Нужно в момент смерти сделать что-то очень хорошее: принять прибежище, вспомнить о духовном наставнике, породить сострадание к существам.
Вопрос: Да, это и называется чистой мольбой, необходимой для обретения драгоценной человеческой жизни.
3. Что нужно сделать, чтобы пришел Будда?
Вопрос: Драгоценная человеческая жизнь - это результат нашей кармы, т. е. наших действий в прошлом?
Ответ: Нет, это доброта Учителя.
Вопрос: Можете ли вы в силу одной лишь его доброты, ничего не делая, обрести драгоценное человеческое рождение?
Ответ: Да, если развивать преданность, можно просто лежать на диване.
Вопрос: Но разве развитие преданности - не ваше действие? И можно ли, лежа на диване, пусть даже с преданностью, выйти из сансары?
Ответ: Можно. Я считаю, что нет практики выше преданности.
Вопрос: А можно ли так достичь просветления? Зачем тогда Будда передал столько практик?
Ответ: Все практики в Махая не можно свести к преданности Учителю.
Вопрос: Но ведь преданность - это ваше действие? Значит, драгоценная человеческая жизнь все же - плод ваших усилий?
Ответ: Да, это так.
Вопрос: Тогда ответьте - поскольку одна из характеристик драгоценной человеческой жизни - существование Будды в этом мире, что конкретно мы должны сделать, чтобы Будда появился в этом мире? Получается, что Будда появляется в мире в результате наших действий?
Ответ: Будда проявляется везде, где есть сильная вера в него.
4. Бывает ли драгоценная рыбья жизнь?
Вопрос: Известна легенда о рыбе, которая отказалась от поедания живых существ и умерла. Верно ли, что у нее вследствие этого решения возникла драгоценная рыбья жизнь? Может ли быть у собаки драгоценная собачья жизнь?
Ответ: Собака может создать причины для рождения человеком и в будущей жизни обрести драгоценную человеческую жизнь. Но в теле собаки ее возможности для практики очень ограничены.
Вопрос: Тем не менее, она обладает определенной свободой выбора, поэтому ее собачья жизнь может быть драгоценной?
Ответ: Она может быть драгоценной лишь с точки зрения последствий. Ее свободы и условия не тождественны свободам и условиям драгоценной человеческой жизни.
Вопрос: В чем разница?
Ответ: Она родилась в мире животных (значит, одной свободы у нее уже нет), вследствие этого ее умственные и коммуникативные возможности ограничены. Даже услышав учение, она не может ни понять его, ни задать вопрос Учителю.
Диспуты о прибежище
1. Бывают ли бодхисаттвы без прибежища?
Вопрос: Иногда бодхисаттвы в силу собственной негативной кармы попадают в ад. Это возможно?
Ответ: Да, это возможно.
Вопрос: Значит, бодхисаттва, попадающий в ад, либо не имеет прибежища, либо прибежище не может защитить его от перерождения в низшем мире.
Ответ: Без прибежища невозможно стать бодхисаттвой. А почему вы полагаете, что наличие прибежища - это гарантия защиты от перерождения в низших мирах?
Вопрос: Потому что защита от рождения в низших мирах - одно из преимуществ, обретаемых с принятием прибежища.
Ответ: Значит ли это, что мы все, принявшие прибежище, гарантированно защищены от низших миров? 270
Вопрос: Я говорю не о нереализованных существах, а о бодхисаттве.
Ответ: До достижения уровня терпения на пути подготовки бодхисаттва может попасть в ад в силу кармы, как и мы, здесь находящиеся.
Вопрос: Значит, до достижения уровня терпения он не имеет прибежища?
Ответ: Имеет.
Вопрос: Почему же оно не защищает его от низших миров?
Ответ: Можно защититься от низших миров, лишь соблюдая закон кармы.
Возражение вопрошающей стороны: Сейчас он соблюдает закон кармы, но кармический отпечаток рождения в аду он мог создать тысячи жизней назад.
Встречный вопрос отвечающей стороны: У бодхисаттвы могут быть омрачения?
Ответ вопрошавшей стороны: Да.
Ответ вопрошающей стороне: Его омрачения являются топливом для проявления негативной кармы. Если этого топлива достаточно много, чтобы она проявилась, тогда никто не может защитить его от падения в низшие миры.
Вопрос: Здесь и заключается противоречие: получается, что буддийское прибежище не защищает от проявления такой негативной кармы, хотя мы его принимаем из страха низших миров и с целью защиты от них.
Гвше Тинлей: Если прибежище присутствует в уме в момент смерти, тогда бодхисаттва не может попасть в ад. Но во время смерти бодхисаттвы тоже иногда могут забыть о прибежище. Под влиянием гнева или привязанности он тоже может создать условия для проявления негативной ввергающей кармы.
Вопрос: Но он остается бодхисаттвой в это время?
Гзше Тинлей: Конечно. Бодхисаттвы, если не идет речь о бодхисаттвах высшего уровня, тоже могут попасть под влияние омрачений.
Вопрос: То есть бодхисаттва остается бодхисаттвой, даже когда иногда не имеет прибежища?
Гзше Тинлей: Когда вы спите, у вас есть прибежище? Наличие прибежища не означает, что вы всегда держите в памяти мысль о нем.
2. Есть ли прибежище у Будды?
Вопрос: Что такое прибежище?
Ответ: Опора на Будду, Дхарму и Сангху.
Вопрос: Есть ли у Будды прибежище?
Ответ: Да.
Вопрос: Значит, он опирается на себя, свое учение и своих учеников?
Ответ: Нет. Он довел до совершенства свою практику прибежища, и эта реализация пребывает в его уме без деградации.
Вопрос: Будда принимает в себе прибежище?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему тогда обычные существа не могут принимать в себе прибежище, ведь у всех есть природа Будды?
Ответ: Природа Будды подобна семени, а состояние Будды - дереву. Семя и дерево - не одно и то же. Если мы принимаем прибежище в дереве, это не значит, что мы принимаем его также и в семени.