Лекция Лопона Тендзина Намдака, март 1991 года.
Практика Тантры
Если мы станем рассматривать воззрение Тантры, то увидим, что основание этого воззрения заключено в Гухясамаджа - тантре.
Это Главная Тантра, которую практикуют тибетские школы новых тантр, относя ее отцовским тантрам.
Это воззрение наглядно выразил Дже Цонгкапа в своем комментарии к этой тантре; в этом объяснении Цонгкапа постоянно опирается на труды Марпы-переводчика, в которых тот комментирует Наро чо друг.
Здесь мы найдем то же самое воззрение, которое Цонгкапа выразил в своем комментарии к Гухьясамаджа-тантре. Но это воззрение совершенно отличается от воззрения Дзогчена.
Согласно Гухьясамджа-тантре в объяснении Цонгкапы, существуют две составляющие, которые необходимо объединить: с одной стороны, приятное чувство или ощущение (дэва), а с другой - пустота (тонгпа нид).
Поскольку, с точки зрения практики, чувство или ощущение сексуального блаженства (Дэва) - наиболее острое и сильное из всех ощущений, мы обычно переводим слово дэва как «блаженство».
Именно поэтому тантрийских божеств изображают «яб-юм».
Поэтому в практике дзогрима эти две составляющие объединяют (сунгд-жуг), или сводят вместе.
Их единство называется дэтонг йеше, или знание, являющее собой единство блаженства и пустоты.
Благодаря практике дзогрима это знание становится умом Йидама, в которого мы преображаемся.
Здесь тонг - это объективный аспект, а дэ - субъективный, и, когда эти два аспекта соединяются, это называют дэтонг йеше.
Субъект (дэ) познаёт объект (тонг), как мужчина познаёт женщину.
Эта идея взята главным образом из комментария Марпы к Наро чо друг.
Цонгкапа в своем Нгагрим чен мо. в комментарии к Гухьясамаджа-тантре и в других сочинениях приводит много цитат из комментария Марпы к Наро чо друг.
Его воззрение относительно шуньяты Цонгкапа считает идентичным тому, которое содержится в мадхьямике Нагарджуны, и к тому же цитирует Нагарджуну, Арьядэву и Чандракирти.
Поэтому все последователи гелугпы это признают.
В Тантре есть два аспекта: аспект пустоты и аспект сознания (или блаженства).
Аспект пустоты – это добавление Тантры.
Но в большинстве случаев шуньята понимается одинаково.
Поэтому цель Тантры - объединение блаженства и пустоты.
Делая тантрийскую практику, мы представляем себя божеством и оказываемся божеством, в полной тождественности со всеми чувствами, эмоциями и мыслями этого божества. Мы - это божество.
В системе Сутры принимают Прибежище, представляя Будду перед собой. Но мы отдельны от Будды и пребываем в своем кармическом теле. Так что просто представлять себе Будду - здесь не главное.
Дэва (bde ba) - это чувство или ощущение, что ты - божество.
Здесь объективный аспект Пустота такой же, как в Сутре, субъективный же аспект Блаженство - иной.
Но, согласно Тантре, дэва, которое мы практикуем, не должно быть смешано с обычным желанием или привязанностью (додчаг: 'dod-chags).
Оно не должно содержать никаких рассудочных мыслей (митогпа).
Будь дэва просто обычным чувством, смешанным с желанием, это была бы клеша, или страсть.
Если же это чувство соединено с шуньятой, в Тантре его можно использовать как средство.
Наше реальное физическое слияние с партнершей порождает дэва, как это может сделать визуализация в практике медитации.
В соответствии с этим толкованием, шуньята здесь - такаяже, как шуньята воззрения мадхьямики в изложении Нагарджуны. Поэтому некоторые тибетские ученые говорят, что дэтонг йеше - то же самое, что воззрение Дзогчена.
Но это не так. Согласно Цонгкапе, дэва, субъект, очень сильно держится за тонгпанид, объект.
Дэва представляет собой разновидность сознания, поэтому здесь, в этом йеше, или знании, мы имеем субъект и объект в единстве.
Теперь они недвойственны, хотя вначале было не так.
Это объединение и есть дэтонг йеше, и его осуществление - цель Тантры и Махамудры. По сути, его осуществление и есть то, что подразумевается под Махамудрой.
Чтобы осуществить его, есть много методов, в которые могут входить физические практики с партнершей или же просто визуализация.
Цель этих методов - породить ощущение блаженства, или дэва.
Таким образом, воззрение Махамудры, вершины Тантры, не преодолевает склонности удердивать объект.
Дзогчен же преодолевает его, и нет ничего, что нужно было бы объединить с Естественным Состоянием.
Дзогчен превосходит все эти воззрения. Поэтому нужно понимать и иметь в виду указанные здесь различия.
Тантра и Махамудра
Сегодня говорят, что воззрение Махамудры, воззрения мадхьямики и воззрение Дзогчена одинаковы. Это утверждают многие ламы. Тем не менее, в Дзогчене говорится, что необходимо преодолеть дзинпа, или субъект, удерживающий объект.
Дзинпа представляет собой волнение мыслей, даже умножение мыслей, хотя этот процесс может быть очень тонким и бессознательным и протекать незаметно.
Однако волнение все равно присутствует, осознаём мы его или нет.
Это волнение, или движение, мыслей представляет собой трулпа, заблуждение.
Поэтому, согласно Дзогчену:
- необходимо преодолеть дзинпа - процесс удерживания объектов умом, что соответствует объективной стороне нашего переживания,
- а удерживание блаженства, или приятное ощущение дэ-дэва), - сознанием, что соответствует субъективной стороне нашего ререживания.
Когда эти два аспекта, или стороны, объединены, это называют знанием единства блаженства и пустоты, или дэтонг йеше.
Это знание, или изначальная осознанность (йеше) есть самая основа воззрения Тантры и Махамудры.
Здесь тонгпа нид, или пустота, то же самое, что шуньята, или пустота, о которой говорится в философии мадхьямики.
Поэтому, объясняя Гухьясамджа-тантру, Цонгкапа приводит многочисленные цитаты таких авторитетов, как Нагарджуна, Чандракирти, Арьядэва и т. д.
Представление о том, что субъект (дз) познаёт объект (тпонг), взято главным образом из комментария Марпы к Наро чо друг. Шести учениям Наропы.
Согласно этой комментаторской традиции, шуньята, или пустота, то же самое, что и шуньята воззрения Нагарджуны.
Следуя этой линии рассуждений, некоторые ламы утверждают, что дэтпоиг йеше - то же самое, что и воззрение Дзогчена.
Однако, согласно Цонгкапе, дэва, или субъект, очень сильно схватывает или удерживает (дзинпа) объект, то есть пустоту (гпонгтонгпа нид). Это происходит не только на пути практики, но и в сам миг реализации.
В этом контексте дэва представляет собой некую разновидность тонкого сознания. Поэтому здесь, в этом переживании мгновенного изначального знания (йеше), мы имеет объединение субъекта и объекта. Это и есть дэтонг йеше, и оно является основой Махамудры.
Есть много разных методов, которые включают в себя и физические практики (практика с партнершей), и методы визуализации, цель которых - породить ощущение блаженства, или приятного ощущения (дэва, санскр. сукха).
Но, так или иначе, существует субъект, который схватывает или удерживает (зинпа), и объект, который схватывается или удерживается (сунгва). Поэтому имеющееся здесь воззрение не может преодолеть такой привычки удерживать (дзинпа).
Дзогчен же, напротив, вне любого удерживания.
Состояние Дзогчен не объединяет два разных аспекта, будь то блаженство и пустота или субъект и объект, а выходит за их пределы с самого начала.
Это состояние, которое называют ригпа, или мгновенное осознание, предшествует любым различиям или объединениям, которые были бы функциями или действиями ума. Дзогчен за пределен уму.
Конечно, когда речь идет о Дзогчене как учении, а не изначальном Естественном Состоянии, тогда мы проводим различия.
Мы говорим, с одной стороны, об аспекте пустоты (тонг-па), а с другой - об аспекте ясности (салча) или осознания (ригча).
Но эти различия носят только лингвистический и логический характер, в самомже Естественном Состоянии их нет.
Однако, даже если мы говорим об этом различии ясности и пустоты в контексте Дзогчена, это не все равно что объединение блаженства и пустоты (дэтпонг сунгджуг) в контексте Тантры.
Возникающая в уме мысль или понятие имеет как бы сопроводительную картинку.
Например, когда мы думаем о Франкфурте, перед глазами возникает картина этого места.
Мысли всегда за что-то хватаются и смешиваются с такими картинами. Именно так мысли взаимодействуют с манасом (йид—йидки намше: yid kyi mam-shes), биокомпьютером, который находится у человека в мозгу.
Специальный термин «ясный» (салва) значит, что эти созданные компьютером картины никогда не заслоняют наше сознание, но напротив, наша осознанность (ригпа) остается в своем изначальном состоянии, как зеркало, которое отражает находящийся перед ним предмет.
Зеркало не меняется и не становится другим, какой предмет, хороший или плохой, красивый или уродливый, перед ним ни помещай.
Оно ясно отражает все предметы, какой бы ни была их природа. Ригпа- это способность природы ума: она ясно отражает все.
Но и природа ума (сэмнид) никак не меняется и не становится другой, что бы она ни отражала.
Это и есть ясность (салва).
Поэтому, когда в контексте Дзогчена мы говорим о нераздельности ясности и пустоты (солтонг йермэд), сравнивая природу ума с ясным (сад), пустым (тонг) зеркалом, мы не имеем в виду, что получается какая-то смесь или происходит объединение субъекта и объекта.
Слово йермэд значит, что они никогда не были раздельны, поэтому и объединять нечего.
В Дзогчене тоже можно говорить о дэтонг, но смысл его здесь иной, нежели в Тантре.
В Дзогчене, в отличие от Тантры, необязательно развивать дэва или тонгпа.
Дэва не есть что-то привнесенное или вызванное к жизни с помощью какой-то особой практики (сексуальной или иной) - оно просто возникает естественно и спонтанно.
Здесь дэва, или блаженство, лхундруб, самосовершенно, а тонгпа, или пустота - кадаг, изначально чиста.
Переживание возникает само собой и без намеренного усилия, одновременно как кадаг и лхундруб, потому что оно запредельно уму или процессу мышления.
Здесь в Дзогчене также нет объединения мудрости и метода (табше: thabs-shes), которое осуществляется в системе Сутры.
Все уже содержится, полностью присутствует в Естественном Состоянии.
Когда практикующий реализует Естественное Состояние, вопрос о необходимости практиковать кедрим, процесс зарождения, и дзогрим, процесс завершения, уже больше не стоит.
Хотя, согласно системе Тантры, практика зтих двух стадий (rim gnyis: рим ни) необходима для реализации Махамудры, в Дзогчене нет нужды практиковать их как противоядия - практикующий прямо переходит к Естественному Состоянию.
В системе Тантры энергии страстей, или клеш, используются в практике и преображаются.
Клеша, или страсть, преображается в джняну, или мудрость (йеше)
Преображение - это метод, соответствующий Тантре.
Однако приятные сексуальные ощущения (дэва), которые в практике используются как объект, не должны смешиваться с желанием или привязанностью (додчаг).
Они должны существовать в состоянии нерассудочности, или немышления, (митогпа).
Само по себе дэва - это просто ощущение (цорва), приятное ощущение, но если этоощущение окажется смешано с желанием и привязанностью, это уже клеша — омрачение, или страсть.
Если же это исходное чувство, это чистое ощущение, объединено с шуньятой, его можно использовать в Тантре как часть практики медитации.
Это приятное ощущение возникает от телесного слияния с партнершей или можно использовать воображаемую партнершу.
Достичь просветления будды можно методами Сутры или Тантры, но, согласно системе Тантры, реализация будды, обретенная с помощью системы Сутры, не полна.
Это неполная реализация, а потому нужно предпринять дальнейшие шаги.
Обычно система Сутры традиции гелугпа - это система школы мадхьямика, как она изложена, например, в Бхавана-кроме Камалашилы или в Бодхи-патхапрадипе Атиши.
Эта система Сутры была затем полностью разработана в главном труде Цонгкапы, великом Ламрим ченмо.
Как и гелугпа, все прочие школы тибетского буддизма в качестве официальной системы придерживаются мадхьямика-прасангика Чандра- кирти.
По их описание пути согласно системе Сутры может в каких-то деталях отличаться от того, который мы находим у гелугпы.
Что касается системы Тантры, то гелугпа следует системе Гухьясамаджа-тантры, главной из отцовских тантр, и это, в частности, объясняется в комментарии Цонгкапы к этой тантре, а в общем - в его сочинении Нгагрим ченмо (sNgags- rim chen-mo).
Его изложение темы шуньяты можно найти в Легшед нингпо (Legs-bshad snying-po) и в других произведениях.
Поэтому, если мы - практики Дзогчена или практики Тантры, нужно осознавать разницу в воззрениях Дзогчена и Тантры.
В традиции Бонпо тоже есть раздел отцовских тантр (па гюд: pha rgyud), который носит название «Пять высших небесных твердынь», или Сэкар чог нга (gsas mkhar mchog Inga). Вот они:
- Валсэ (dBal-gsas mgam-pa),
- Лхагод (Lha-rgod thog-pa),
- Цочог (Khro-bo gtso-mchog mkha'-'gying),
- Гэкод (dBal-chen Ge-khod) и
- Пурпа (dBal phur nag-po).
В Боне мы находим и материнские тантры (магюд: та rgyud), которые называют Магюд тпугдже нима (Ма rgyud thugs-rje nyi-ma).
В них цель во многом объясняется с позиции Дзогчена.
Эти отцовские и материнские тантры принадлежат к высшим разделам Тантры.
Следовательно, практики Дзогчена и Тантры не обязательно исключают друг друга.
Учения Лопона Тендзина Намдака в Девоне и Амстердаме, весна
1991 года
Дзогчен - высшее учение
Традиция Бонпо объединяет в себе девять последовательных путей (тэгпа рим гу: theg-pa rim dgu) к просветлению, и высший из них - Дзогчен.
Однако недостаточно объявить Дзогчен высшим путем - нужно знать и понимать, почему он является таковым.
Если мы четко понимаем это, никто не сможет поколебать нашу веру в учения Дзогчена.
Источник учений Дзогчена - Дхармакая Самантабхадра, или Кунтусангпо (kun tu bzang-po), а линия передачи Дзогчена продолжается непрерывно от дхармакаи вплоть до настоящего времени.
К этой линии передачи принадлежит, например, Шанг-Шунг ненгюд .
Если говорить о Дзогчене, то существует два метода практики учений:
1) Выполнив предварительные практики, мы обращаемся к учителю и получаем от него введение в Естественное Состояние (ригпа нготрод: rig-pa ngo-sprod), а затем не один год занимаемся уединенной практикой вдали от людей, пока не достигнем некоторого уровня реализации.
2) Согласно системе обучения, принятой в тибетском монастыре Мэнри, ученики тщательно изучали Сутру, Тантру и Дзогчен, однако при этом оставалось мало времени на практику.
Образование было преимущественно теоретическим, а под конец выпускники, сдав устные экзамены, получали степень геше.