Вторичные же причины для ее проявления - очищение омрачений по мере прохождения пути.

Эго можно сравить с тем, как ветер раз­гоняет с неба облака, так что солнце становится видимым, или как открываются двери храма, давая возможность ясно увидеть изображение Будды.

Если мы рассмотрим понятие «состояние будды» с логической точки зре­ния, то обнаружим, что нирманакая и самбхогакая непостоянны и только одна дхармакая постоянна.

Но если дхармакаю исследовать глубже, то в ней обна­ружатся две стороны.

- В аспекте пустоты она постоянна,

- а в аспекте мудрости — непостоянна.

Кунжи, основа всего, постоянна, потому что она пуста, а осознание-ригпа непостоянно, потому что оно не всегда бывает проявлено.

В Естественном Состоянии эти две стороны — куноки и ригпа — всегда нераз­дельны (йермэд).

В аспекте пустоты (тпонгча) присутствует постоянство, а в аспекте ясности (салча) или осознания (ригча) — непостоянство.

Поэтому ас­пект проявления непостоянен, он все время меняется, тогда как аспект пустоты постоянен и неизменен.

Говоря о Естественном Состоянии, мы можем разли­чать эти аспекта логически, но Естественное Состояние представляет собой це­лостное и совершенное единство.

Пустота и ясность в нем нераздельны, иначе никогда и быть не может.

Эта нераздельность, йермэд, и есть сущность Дзогче­на.

Принять сторону пустоты или сторону явленного- значит отклониться от Дзогчена.

Если мы обрели Радужное Тело, значит, мы практиковали тодгал, а не ка­кой-то другой метод.

Видения, которые проявляются, не создаются специально, а возникают спонтанно (лхундруб) при наличии вторичных причин, таких как солнечный свет, полная темнота и ясное открытое небо.

Они спонтанно возни­кают из Естественного Состояния; в качестве подготовки не нужно предвари­тельно практиковать кедрим или дзогрим

Все, что необходимо, - способность устойчиво пребывать в Естественном Состоянии.

Это называется «устойчивое трэгчод».

Тогда видения тодгал возникают сами собой при солнечном свете, в полной темноте или в чистом небе.

Постепенно возникают все чистые виде­ния божеств, и эти видения развиваются, проходя четыре стадии (нангва жи: snang ba bzhi), вплоть до завершения.

Потом все они растворяются в Естествен­ном Состоянии.

Наша личная реальность чистого и нечистого видения (нангва) растворяется в реальности (боннид) - в Естественном Состоянии.

Одновре­менно с растворением видения наше материальное тело тоже растворяется, по­тому что оно - лишь одно из проявлений нашего нечистого кармического ви­дения.

Наше обычное повседневное нечистое видение имеет тот же источник, что и чистое видение тподгал, и теперь оба они равным образом растворяются в своем чистом источнике, Естественном Состоянии.

Есть одна исходная Осно­ва, Естественное Состояние, но есть два Пути: нечистое кармическое видение и чистое кармическое видение, и два Плода, или итога: сансара и нирвана.

Если мы возвращаемся к абсолютному источнику, потенциальность Естественного Состояния проявляется как Радужное Тело, истинная рупакая.

Это джалу, или Радужное Тело, может в материальном облике являться живым существам, чтобы их учить.

Радужное Тело не материально, но кажется таковым, поскольку может воздействовать на все органы чувств живого суще­ства одновременно.

Самбхогакаю способны воспринимать лишь арьи, бодхисаттвы, достигшие третьего, четвертого или пятого путей, то есть путей виде­ния, медитации, развития и завершения.

Они способны слышать учения самб­хогакаи, тогда как обычные люди не могут ни видеть, ни слышать это проявле­ние.

Они слышат и воспринимают нирманакаю.

Людям нирманакая видится в человеческом облике.

В других мирах, с другими существами ситуация была бы иной.

Но Радужное Тело как потенциальность Естественного Состояния не ограничена никаким конкретным обликом. Оно может являться в бесчисленном множестве разнообразных обликов.

Естественное Состсяние с нами с самого начала Единственное.

И что нужно сделать?

Заново его обнаружить, оставаться в нем и позволить его потенциальности проявиться.

Это и есть состояние буд­ды.

ЧЕТЫРЕ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛОЖЕНИЯ

Лекция Лопона Тендзина Намдака

в Нью-Йорке, октябрь 1991 года

Короткий текст, который вы видите, взят из собрания Намка Трул Дзод.

В нем говорится о четырех важнейших положениях, необходимых для понимания природы Дзогчена.

- Первое: Дзогчен не противо­речит двум истинам.

- Второе: Дзогчен не придерживается воззрения, утвер­ждающего существование «я».

- Третье: в своем поведении дзогченпа не просто делает то, что пожелает в данный момент.

- И четвертое: нет ничего конкретного, за что бы можно было ухватиться.

Что касается первого положения, то из Сутр нам хорошо известно, что Будда говорил о двух истинах: относительной и абсолютной.

Они бесспорно являются учением Будды, а потому, если мы понимаем Дзогчен, важно не про­тиворечить этим двум истинам.

Тем не менее, в Дзогчене, который является высшим учением Будды, говорится, что причинно-следственная связь, то есть кармические причины и их следствия, не есть высшая истина

Наши рекомендации