Вторичные же причины для ее проявления - очищение омрачений по мере прохождения пути.
Эго можно сравить с тем, как ветер разгоняет с неба облака, так что солнце становится видимым, или как открываются двери храма, давая возможность ясно увидеть изображение Будды.
Если мы рассмотрим понятие «состояние будды» с логической точки зрения, то обнаружим, что нирманакая и самбхогакая непостоянны и только одна дхармакая постоянна.
Но если дхармакаю исследовать глубже, то в ней обнаружатся две стороны.
- В аспекте пустоты она постоянна,
- а в аспекте мудрости — непостоянна.
Кунжи, основа всего, постоянна, потому что она пуста, а осознание-ригпа непостоянно, потому что оно не всегда бывает проявлено.
В Естественном Состоянии эти две стороны — куноки и ригпа — всегда нераздельны (йермэд).
В аспекте пустоты (тпонгча) присутствует постоянство, а в аспекте ясности (салча) или осознания (ригча) — непостоянство.
Поэтому аспект проявления непостоянен, он все время меняется, тогда как аспект пустоты постоянен и неизменен.
Говоря о Естественном Состоянии, мы можем различать эти аспекта логически, но Естественное Состояние представляет собой целостное и совершенное единство.
Пустота и ясность в нем нераздельны, иначе никогда и быть не может.
Эта нераздельность, йермэд, и есть сущность Дзогчена.
Принять сторону пустоты или сторону явленного- значит отклониться от Дзогчена.
Если мы обрели Радужное Тело, значит, мы практиковали тодгал, а не какой-то другой метод.
Видения, которые проявляются, не создаются специально, а возникают спонтанно (лхундруб) при наличии вторичных причин, таких как солнечный свет, полная темнота и ясное открытое небо.
Они спонтанно возникают из Естественного Состояния; в качестве подготовки не нужно предварительно практиковать кедрим или дзогрим
Все, что необходимо, - способность устойчиво пребывать в Естественном Состоянии.
Это называется «устойчивое трэгчод».
Тогда видения тодгал возникают сами собой при солнечном свете, в полной темноте или в чистом небе.
Постепенно возникают все чистые видения божеств, и эти видения развиваются, проходя четыре стадии (нангва жи: snang ba bzhi), вплоть до завершения.
Потом все они растворяются в Естественном Состоянии.
Наша личная реальность чистого и нечистого видения (нангва) растворяется в реальности (боннид) - в Естественном Состоянии.
Одновременно с растворением видения наше материальное тело тоже растворяется, потому что оно - лишь одно из проявлений нашего нечистого кармического видения.
Наше обычное повседневное нечистое видение имеет тот же источник, что и чистое видение тподгал, и теперь оба они равным образом растворяются в своем чистом источнике, Естественном Состоянии.
Есть одна исходная Основа, Естественное Состояние, но есть два Пути: нечистое кармическое видение и чистое кармическое видение, и два Плода, или итога: сансара и нирвана.
Если мы возвращаемся к абсолютному источнику, потенциальность Естественного Состояния проявляется как Радужное Тело, истинная рупакая.
Это джалу, или Радужное Тело, может в материальном облике являться живым существам, чтобы их учить.
Радужное Тело не материально, но кажется таковым, поскольку может воздействовать на все органы чувств живого существа одновременно.
Самбхогакаю способны воспринимать лишь арьи, бодхисаттвы, достигшие третьего, четвертого или пятого путей, то есть путей видения, медитации, развития и завершения.
Они способны слышать учения самбхогакаи, тогда как обычные люди не могут ни видеть, ни слышать это проявление.
Они слышат и воспринимают нирманакаю.
Людям нирманакая видится в человеческом облике.
В других мирах, с другими существами ситуация была бы иной.
Но Радужное Тело как потенциальность Естественного Состояния не ограничена никаким конкретным обликом. Оно может являться в бесчисленном множестве разнообразных обликов.
Естественное Состсяние с нами с самого начала Единственное.
И что нужно сделать?
Заново его обнаружить, оставаться в нем и позволить его потенциальности проявиться.
Это и есть состояние будды.
ЧЕТЫРЕ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛОЖЕНИЯ
Лекция Лопона Тендзина Намдака
в Нью-Йорке, октябрь 1991 года
Короткий текст, который вы видите, взят из собрания Намка Трул Дзод.
В нем говорится о четырех важнейших положениях, необходимых для понимания природы Дзогчена.
- Первое: Дзогчен не противоречит двум истинам.
- Второе: Дзогчен не придерживается воззрения, утверждающего существование «я».
- Третье: в своем поведении дзогченпа не просто делает то, что пожелает в данный момент.
- И четвертое: нет ничего конкретного, за что бы можно было ухватиться.
Что касается первого положения, то из Сутр нам хорошо известно, что Будда говорил о двух истинах: относительной и абсолютной.
Они бесспорно являются учением Будды, а потому, если мы понимаем Дзогчен, важно не противоречить этим двум истинам.
Тем не менее, в Дзогчене, который является высшим учением Будды, говорится, что причинно-следственная связь, то есть кармические причины и их следствия, не есть высшая истина