Б1.в.дв.6.2 язык советской эпохи: социокультурная коммуникация и художественное творчество

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – анализ литературного процесса 1920 – 1980-х годов как этапа, принципиально значимого в следующих отношениях: совершается глобальная смена художественных парадигм (традиционализм и модернизм), утверждается новый образ мира и человека, происходит становление нормативной поэтики социалистического реализма, пародийно-критическое и рефлексивное отражение которой находим в эстетике постмодернизма (соц-арт), изменившей представления о роли автора, художественного слова, героя и читателя.

Задачи изучения дисциплины:

1. Представить основные направления и периоды развития русской литературы, наметить дискуссионные линии, связанные с осмыслением развития культуры и литературы этого времени.

2. Дать общую характеристику различных составляющих литературы, развивающихся в пределах метрополии и за рубежом; создать представление о потоках опубликованных и запрещенных в свое время произведений как о едином пространстве русской литературы.

3. Представить художественное своеобразие, динамику литературного движения 1920-1930-х годов в разнообразии составляющих его объединений и групп.

4. Наметить круг эстетических исканий художников ХХ века, представить варианты модификации искусства реализма как неореализма, социалистического реализма, мифореализма, соц-арта как пародийной версии соцреализма.

5. Очертить своеобразие литературы соцреализма, представить историю и теорию метода, особенности его воплощения, современные дискуссии о перспективности, художественной значимости литературы канона.

6. Показать влияние соцреализма на процесс становления русского постмодернизма.

Основные разделы:

1. Общая характеристика культуры 1920-1930-х годов в России.

2. Специфика социалистического реализма, генезис, эстетика, представители.

3. Этапы развития нормативной литературы, характерные особенности каждого этапа.

4. Образцовые тексты советской культуры.

5. Поэтика «мерцающего соцреализма».

6. Рефлексия советской культуры и литературы в искусстве постмодернизма.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-13

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Факультативы

ФТД.1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЕХА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ПАРОДИИ

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – создание у магистрантов целостного представления о природе и специфике смехового и пародийного в литературе.

Задачи изучения дисциплины:

1. Изучить теоретические исследования по феноменологии смеха и литературной пародии;

2. Составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теорий смеха, игры и пародии;

3. Осмыслить историю представлений о смеховом в литературе, культуре и науке;

4. Применять изученные концепции смехового и пародийного при анализе художественного текста.

Основные разделы:

1. Феноменология смеха

2. История и теория пародии

Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-2

Форма промежуточной аттестации – зачет.

ФТД.2 ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО

КОНСТИТУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ: СЮЖЕТЫ, ТОПОСЫ, ТРОПЫ

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – изучение функции литературы в социально-историческом поле; литературы как агрегата производства внеэстетических смыслов, ориентированных на создания разного рода коллективных идентичностей – в первую очередь в рамках процесса нациестроительства.

Задачи изучения дисциплины:

– Изучить теоретические исследования по феноменологии смеха и литературной пародии;

– Составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теорий смеха, игры и пародии;

– Осмыслить историю представлений о смеховом в литературе, культуре и науке;

– Применять изученные концепции смехового и пародийного при анализе художественного текста.

Основные разделы:

1. Нация в истории словесности и в современной научной теории

2. Тексты русской литературы как примеры нациестроительного дискурса

Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Наши рекомендации