Б1.в.дв.6.2 язык советской эпохи: социокультурная коммуникация и художественное творчество
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – анализ литературного процесса 1920 – 1980-х годов как этапа, принципиально значимого в следующих отношениях: совершается глобальная смена художественных парадигм (традиционализм и модернизм), утверждается новый образ мира и человека, происходит становление нормативной поэтики социалистического реализма, пародийно-критическое и рефлексивное отражение которой находим в эстетике постмодернизма (соц-арт), изменившей представления о роли автора, художественного слова, героя и читателя.
Задачи изучения дисциплины:
1. Представить основные направления и периоды развития русской литературы, наметить дискуссионные линии, связанные с осмыслением развития культуры и литературы этого времени.
2. Дать общую характеристику различных составляющих литературы, развивающихся в пределах метрополии и за рубежом; создать представление о потоках опубликованных и запрещенных в свое время произведений как о едином пространстве русской литературы.
3. Представить художественное своеобразие, динамику литературного движения 1920-1930-х годов в разнообразии составляющих его объединений и групп.
4. Наметить круг эстетических исканий художников ХХ века, представить варианты модификации искусства реализма как неореализма, социалистического реализма, мифореализма, соц-арта как пародийной версии соцреализма.
5. Очертить своеобразие литературы соцреализма, представить историю и теорию метода, особенности его воплощения, современные дискуссии о перспективности, художественной значимости литературы канона.
6. Показать влияние соцреализма на процесс становления русского постмодернизма.
Основные разделы:
1. Общая характеристика культуры 1920-1930-х годов в России.
2. Специфика социалистического реализма, генезис, эстетика, представители.
3. Этапы развития нормативной литературы, характерные особенности каждого этапа.
4. Образцовые тексты советской культуры.
5. Поэтика «мерцающего соцреализма».
6. Рефлексия советской культуры и литературы в искусстве постмодернизма.
Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-13
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Факультативы
ФТД.1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЕХА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ПАРОДИИ
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – создание у магистрантов целостного представления о природе и специфике смехового и пародийного в литературе.
Задачи изучения дисциплины:
1. Изучить теоретические исследования по феноменологии смеха и литературной пародии;
2. Составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теорий смеха, игры и пародии;
3. Осмыслить историю представлений о смеховом в литературе, культуре и науке;
4. Применять изученные концепции смехового и пародийного при анализе художественного текста.
Основные разделы:
1. Феноменология смеха
2. История и теория пародии
Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-2
Форма промежуточной аттестации – зачет.
ФТД.2 ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО
КОНСТИТУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ: СЮЖЕТЫ, ТОПОСЫ, ТРОПЫ
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – изучение функции литературы в социально-историческом поле; литературы как агрегата производства внеэстетических смыслов, ориентированных на создания разного рода коллективных идентичностей – в первую очередь в рамках процесса нациестроительства.
Задачи изучения дисциплины:
– Изучить теоретические исследования по феноменологии смеха и литературной пародии;
– Составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теорий смеха, игры и пародии;
– Осмыслить историю представлений о смеховом в литературе, культуре и науке;
– Применять изученные концепции смехового и пародийного при анализе художественного текста.
Основные разделы:
1. Нация в истории словесности и в современной научной теории
2. Тексты русской литературы как примеры нациестроительного дискурса
Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2
Форма промежуточной аттестации – зачет.