Б1.в.од.1 теория и методология герменевтики
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины
является формирование ключевых знаний о герменевтике как общей теории интерпретации и понимания: истории развития, проблемном поле; обучение основным принципам и приемам герменевтической теории интерпретации и понимания; овладение основами методологии классической и неклассической герменевтики в работе с литературным материалом.
Задачи изучения дисциплины:
– сформировать представление о происхождении, предмете, целях, герменевтики;
– исследовать основные методы, приемы и практики интерпретации в истории герменевтики: концепция Ф. Шлейермахера; герменевтические идеи в философии В. Дильтея;герменевтика М. Хайдеггера («феноменологическая герменевтика» – «герменевтическая феноменология», пред-понимание, пред-рассудок, онтология и герменевтика); герменевтика Г.-Г. Гадамера; герменевтика, психоанализ, феноменология и структурализм в интерпретации П. Рикера;
– сформировать основные навыки владения основами методологии классической и неклассической герменевтики в работе с литературным материалом;
– сформировать основные навыки подготовки учебно-методических материалов по дисциплине.
Основные разделы:
1. Теория и методология классической герменевтики.
2. Неклассическая герменевтика ХХ века: концепции, методология, практика.
Формируемые компетенции:ОК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Б1.В.ОД.2 НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ
ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ХХ ВЕКА
Цель и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины - формирование у слушателей-магистрантов представления о синтетическом характере русской литературы, ее глубинной философской природе, генетической связи русской философии с русской литературой; о специфических способах выражения философских категорий в литературном произведении: через «картину мира», бытийное существование (онтологию) литературных героев, через их целеполагание и практическую систему ценностей (аксиологию), выраженных в диалогах, монологах и поступках-функциях, через воплощение судьбы, ее смыслов в категории «сюжета-жизнеописания», через ориентацию героев на образцы, через интертекстуальность.
Задачи изучения дисциплины
– уяснение сходства и различия философского и литературного текста; исследование глубины постижения мира и человека в репрезентативных для данной темы текстах современной литературы;
– выявление истоков основного философского направления русского ХХ века, марксизма (в механистическом материализме, в примитивно физиологическом истолковании жизненных процессов, в успехах естественных наук и медицины, вызвавших «нигилизм», т. е. в пересмотре традиционной религиозной картины мира, что получило отражение в классических произведениях ХIХ-ХХ века);
– выявление природы «литературного марксизма» как обращенного христианства; подход к авангардистским литературным течениям начала ХХ века, а также к современным практикам постмодернизма как к философским системам.
Основные разделы:
1. Литературный процесс в аспекте смены культурно-философских картин мира: христианской, модернистской, марксистской, постмодернистской;
2. Категории филологии, описывающие картину мира как универсальную динамическую систему: «структура», «сюжет-жизнеописание», «сюжетно-мотивный комплекс», «интертекстуальность».
Результаты обучения (перечень компетенций): ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Б1.В.ОД.3 ИДЕОЛОГИЯ И МИФОПОЭТИКА
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ПРОЗЫ
Цели и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины-изучение специфики русского литературного процесса 1960 – 1990-х годов, связанного с формированием традиционалистской литературы.
Задачи изучения дисциплины
– Представить основные тенденции в развитии отечественной литературы 1960-х – 1990-х годов.
– Продемонстрировать специфику трансформации традиционалистской и модернистской художественно-философских парадигм в литературе 1960-2000-х годов;
– Охарактеризовать традиционалистское направление во всем многообразии его проявлений, наметить дискуссионные линии, связанные с осмыслением развития литературы этого времени, ее связь с формами средневековой культуры, идеологией старообрядчества.
– Наметить круг эстетических исканий художников-традиционалистов, представить варианты модификации искусства реализма как мифореализма.
– Прочертить связь традиционализма с важнейшими идеологическими системами ХХ века, прежде всего, утопией.
Основные разделы:
1. Ведущие направления и представители традиционалистской литературы;
2. Поэтика современной традиционалистской прозы;
3. Своеобразие героя (от ранних текстов «деревенщиков» до произведений 2000-х годов).
Формируемые компетенции: ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2
Форма промежуточной аттестации:экзамен