Практические выводы аскетическая нравственность мани

Практические выводы из этой космо-сотериологичес-кой системы являются предельно четкими, все они дохо­дят до сурового аскетизма. «Поскольку о разрушении Hyle распорядился Бог, следует воздерживаться от всех одушевленных предметов и есть только овощи и все, что не является чувствующим, и воздерживаться от брака, удовольствий любви и рождения детей, так чтобы боже­ственная Сила не могла бы на ряд поколений дольше оставаться в Hyle. Однако не следует для того, чтобы уси­лить воздействие очищения вещей, кончать жизнь само­убийством» (Александр).

На воздержание в вопросах пищи влияют две точки зрения, помимо общей аскетической позиции: необяза­тельно смешиваться с дополнительной субстанцией Све­та и таким образом ее задерживать; и, поскольку этого невозможно совершенно избежать (растения также со­держат его), по меньшей мере избегать повреждения Све­та в его чувствующей форме у животных. Кроме того, из сведения контактов с субстанцией Тьмы до минимума и из нечувствования дома в мире, истинная цель которо­го — содействовать «разделению», следует заповедь нуж­ды, которая включает среди прочего запрещение строи­тельства дома или предостережение против него.

Наконец, пан-психизм, который вытекает из пред­ставления о смешении и предполагает наличие уязвимой субстанции Света повсюду (даже в «неживотной» приро­де), приводит к наиболее преувеличенному представле­нию о грехе, которое когда-либо существовало: «Когда кто-либо ходит по земле, он оскорбляет землю [т. е., точ­нее, поскольку Свет соединился с ней]; тот, кто двигает рукой, оскорбляет воздух, поскольку это — душа людей и тварей... [и так далее]» (Гегемонии). «Человеку следу­ет посмотреть вниз на землю, когда он идет своим путем, чтобы он не раздавил крест Света и не разрушил расте­ния» (Keph. p. 208. 17). Грех, следовательно, ipso facto включенный во все действия, является, разумеется, не­избежным и как таковой предназначается Тьмой для тво­рения человека, но существует грех нисколько не мень­ший и включенный в регулярную исповедь. Превраща­ясь в практический принцип, эта концепция вызывает чрезмерный квиетизм, который стремится уменьшить деятельность как таковую, что представляется абсолют­но необходимым.

Однако полный ригоризм манихейской этики прибере­гается для специфической группы «Избранных» или «Ис­тинных», которые должны вести монашескую жизнь, ис­полненную аскетизма, возможно, отталкивающуюся от буддийского монашества и определенно сильного влияния христианского монашества. Значительные массы верую­щих, называемых «Слушатели» или «Воины», жили в мире при менее строгих правилах, и к их похвальным де­яниям принадлежала забота об Избранных, сделавших возможной их жизнь через очищение. В общем, мы, та­ким образом, имеем три категории людей: Избранные, Воины и грешники, очевидно соответствующие христианско-гностической триаде пневматиков, психиков и sarkics («плотских людей»). Соответственно, существуют три «пути» для душ после смерти: Избранный приходит к «Раю Света»; Воин, «страж религии и помощник избран­ного», должен возвращаться к «миру и его ужасам» так часто и так долго, «пока его свет и его дух не освободятся, и после долгого странствия туда и обратно он не достигнет собрания Избранных»; грешники попадают во власть Дья­вола и в Ад (Эн-Надим).

УЧЕНИЕ О ПОСЛЕДНИХ ВЕЩАХ

Таким образом, история мира и человека представля­ет собой продолжительный процесс освобождения Света, и все устройство вселенной, подобно всем событиям исто­рии, рассматривается с этой точки зрения. Орудиями спа­сения в истории являются зовы апостолов, основателей «церквей» (религий), с их воздействием пробуждения, по­учения и посвящения.

Вселенским орудием спасения представляется косми­ческий переворот, в особенности переворот солнца, ко­торое, «вращая небеса, собирает своими лучами части Бога даже из нечистот» (Августин). То есть солнце авто­матически, как природный процесс, извлекает, привле­кает и очищает Свет от Hyle, и как корабль переносит его на колесо Зодиака, вращение которого переносит его к миру Света. Два орудия спасения дополняют друг дру­га: «Освобождению, отделению и подъему частиц Света помогают хвала, посвящение, чистое слово и благочести­вые деяния.

Таким образом частицы Света [т. е. души мертвых] под­нимаются по столпу утренней зари к сфере луны, и луна получает их непрерывно с начала до середины месяца, так что она прибывает и становится полной, и потом она на­правляет их к солнцу до конца месяца, и таким образом она убывает, потому что освобождается от своего бреме­ни. И переправа загружается и разгружается снова, и сол­нце передает Свет Свету над ним в мире хвалы, и он идет в этот мир, пока не достигает высшего и чистого Света. Сол­нце не прекратит этого до тех пор, пока ни одной частицы Света не останется в этом мире, кроме маленькой частицы, так спрятанной, что солнце и луна не могут достать ее [это окончательное сожжение будет свободным]».

Все меньше и меньше день ото дня

вырастает количество душ [на земле],

пока они поднимутся вверх, очищенные.

(Ephraem, s. Mitchell 1109)

В этом космическом видении присутствует что-то не­сомненно грандиозное, и для манихеев оно настолько убе­дительно, что они могут сказать: «это очевидно даже для слепого» (Александр). Мы едва ли согласимся с этим, но можем с готовностью согласиться в том, что образы луны, прибывающей и убывающей с грузом душ, солнца, посто­янно отделяющего и очищающего божественный Свет, Зо­диака, подобного водяному колесу, непрерывно зачерпы­вающему и отправляющему Свет вверх, обладают несом­ненным очарованием, что эти образы придают порядку вселенной религиозное значение, которое утратили зло­вещие «сферы» других гностических систем.

Таким образом в последовательности времен, зовов и переворотов «все частицы Света непрестанно восходят и поднимаются в вышину, а частицы Тьмы непрерывно спускаются и опускаются в глубину до тех пор, пока одна освободится от другой, и смешение сойдет на нет, и смесь постепенно исчезнет, и каждая придет к своему целому и к своему миру. И это воскрешение и возвращение» (Шахрастани). Когда этот процесс дойдет до наиболее тесно перемешанного остатка, тогда «Вестник явит свой образ, и ангел, что поддерживает землю, сбросит свою ношу, и вырвется великий огонь из-за пределов космоса и пожрет весь мир, и его будет не остановить, пока Свет ос­тается в творении освобожденным» (составлено из Гегемо­ния [= Эпифаний] и Эн-Надима).

Апокалиптический конец предыдущей цитаты, в ито­ге выраженный «Вестником», наиболее полно описан в двух отрывках из Kephalaia (гл. 5; 16) — первый озаглав­лен «На четверых Охотников за Светом и четверых — за Тьмой», где четвертый и последний Охотник за Светом (или Рыбак) называется «Великим Помыслом»; этот от­рывок из Книги Псалмов представляет надлежащее окон-

В конце, когда космос постепенно исчезает, тот же са­мый Помысел Жизни соберет себя и сформирует свою Душу [т. е. свою Самость] в форме Последнего Изваяния. Его сеть — его Живой Дух, и со своим Духом он поймает Свет и Жизнь, что существуют во всем, и построит из них свое тело.

Зов и Слышание, Великий Помысел, который пришел, чтобы смешать элементы... и остался там в тишине... до того времени... когда он пробудился, и занял свое место в ве­ликом огне, и собрал в своей Душе себя, и сформировал себя в виде этого Последнего Изваяния. И ты найдешь его, как только он выйдет из себя и выбросится из грязи, которая чужда для него, но еще вберет в себя Жизнь и Свет, что су­ществует во всем, и построит из него свое тело. Затем, ког­да это Последнее Изваяние будет полностью завершено, тогда оно вырвется и поднимется из великой битвы через Живой Дух, своего отца, который придет и... выявляет все члены... исчезновения и конца всех вещей.

И он соберет вместе и намерения смерти, всей Тьмы, и сделает их подобными своей истинной самости...

В то мгновение прихода Живого Духа... он поддержит Свет. Но намерение смерти и Тьмы он запрет в обитали­ще, которое было создано для него, где возможно заточить его навсегда.

Не существует других способов ограничить Врага, кро­ме этого; так как он не был воспринят Светом, потому что он чужой для него; и он не может ни остаться снова в своей земле Тьмы, ни разразить войну, более сильную, чем первая. Новый Зон будет построен на месте мира, который ис­чезнет, и в нем могут господствовать силы Света, потому что они полностью выполнили и исполнили волю Отца, они покорили ненавидящих...

Это — Познание Мани, поклонимся ему и благословим его. Таким образом, несмотря на конечный итог, можно иногда кратко сказать, что «две природы восстановились, и архонты с этого времени будут обитать в своих нижних областях, кроме Отца в верхних областях, после того, как он возьмет обратно свою собственность» (Гегемонии). Дей­ствительное представление о том, что власть Тьмы, хотя и не Тьма сама по себе, будет разрушена навсегда, и в про­тивоположность дикому беспорядку начала она теперь на­ходится в глубоком покое. После долгой дороги изначаль­ная жертва Света нашла свое вознаграждение и достигла своей цели: «Свет с этих пор спасен от Тьмы и от порчи от нее» (Эн-Надим).

РЕЗЮМЕ

Наши рекомендации