Чтение Корана вслух и про себя во время совершения
дополнительного ночного намаза[255]
Что касается дополнительного ночного намаза, то иногда во время его совершения он читал Коран про себя, а иногда вслух.[256], а когда «он читал Коран дома, его чтение было слышно тем, кто находился в комнате»[257], а «иногда он (чуть) возвышал свой голос (при чтении Корана), и кто-нибудь за пределами комнаты мог слышать его»[258].
Он велел так же поступать Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах!), когда: «(однажды) ночью он вышел (из дому) и застал Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!) молящимся приглушенным голосом, а, проходя мимо ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!), застал его молящимся громким голосом. Затем, когда они собрались у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), он сказал: «О, Абу Бакр! Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся приглушенным голосом ?», на что он ответил: «Меня услышал Тот, к Кому я взывал, о, Посланник Аллаха». Обратившись к ‘Умару, он сказал: «Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся громким голосом ? ». На что он ответил: «О Посланник Аллаха! Я борюсь с чувством сонливости и отгоняю шайтана! ». (Выслушав их,) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «О Абу Бакр! Чуть повысь свой голос!», (а обратившись к ) ‘Умару (сказал): «Чуть понизь свой голос!»[259].
Он говорил: «Тот, кто читает Коран громко, подобен человеку, открыто подающему милостыню (садаку), а тот, кто читает Коран тихо, подобен человеку, скрытно подающему милостыню (садаку)»[260].
О том, какие суры и аяты Корана он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал во время совершения различных намазов
Что касается сур и аятов Корана, которые он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал во время совершения намазов, то они различались в зависимости от обстоятельств, при которых совершался намаз. Более подробно об этом повествуется ниже, начиная с первого из (обязательных) пятикратных ежедневных намазов.
1. Утренний намаз («аль-фаджр»)
Во время совершения этого намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал более длинные суры[261] из аль-муфассаля[262]. Так «иногда он читал суру «Неотвратимое» (56:96) и подобные ей суры в двух рак‘атах»[263].
Он читал (аяты) из суры «Гора» (52:49) во время совершения своего прощального паломничества[264].
«Иногда он читал суру «Каф» (50:45) и подобные (ей суры) [в первом рак‘ате]»[265].
«Иногда он читал более короткие суры из муфассаля как, например, (суру, начинающуюся со слов): إذا الشمس كورت ''Когда солнце будет скручено…'' (сура ''Скручивание'', 81:29)[266].
«Однажды он прочитал: إذا زلزلت «Когда сотрясется земля…» (сура ''Землетрясение'', 99:8) в обоих рак‘атах. Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, по забывчивости ли это сделал Посланник Аллаха или прочитал её умышленно (второй раз)»[267].
«Однажды, находясь в пути, он прочитал: قل أعوذ برب الفلق ''Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета…» (сура ''Рассвет'', 113:5) и قل أعوذ برب الناس ''Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей…» (сура ''Люди'', 114:6)[268]». Он также сказал 'Укбе ибн 'Амиру (да будет доволен им Аллах!): «Читай ''аль-му'авиззатайн''[269] во время совершения своего намаза [, ибо никто из ищущих зашиту не ищет его посредством чего-либо иного, кроме них]»[270].
Иногда он читал больше этого: «он читал шестьдесят и более аятов»[271] - один из передатчиков этого хадиса сказал: «Я не знаю в одном это было рак'ате или в обоих».
«Он читал суру «Румы» (30:60)[272], а иногда – суру «Йа син» (36:83)[273]».
Однажды «он совершал утренний намаз в Мекке и начал читать суру «Верующие» (23:118), а когда дошел до того места, где упоминается Муса и Харун или упоминается Иса[274] - один из передатчиков этого хадиса точно не был уверен - он начал кашлять и совершил поясной поклон»[275].
«Иногда он руководил их намазом, читая суру «Выстроившиеся в ряды» (сура 37:182)»[276].
«Во время утреннего намаза в пятницу он обычно читал суру «Земной поклон» (32:30) [в первом рак'ате, а во втором] суру «Человек» (76:31)»[277].
«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) удлинял первый рак'ат и укорачивал второй (рак'ат)»[278].
Чтение Корана во время совершения дополнительного (сунна) намаза перед обязательным утренним намазом
Его чтение в двух дополнительных рак‘атах перед совершением обязательного утреннего намаза было столь кратким[279], что Айша (да будет доволен ею Аллах!) спрашивала: «Читал ли он «Мать Книги» (т.е. ''Аль-Фатиху'' – прим. переводчика) ?»[280].
«Иногда после ''Аль-Фатихи'' он читал в первом рак‘ате следующий аят: قولوا آمنّا بالله وما أنزل إلينا
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам…» (2:136) и до конца аята, а во втором рак‘ате он читал: قل يا أهل الكتاب تعالوا إلى كلمةٍ سواءٍ بيننا وبينكم«Скажи: «О, обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас …» (3:64) и до конца аята[281]». А «иногда вместо этого аята он читал: فلما أحس عيسى منهم الكفر«И когда Иса почувствовал в них неверие…» (3:52) и до конца аята[282]».
Иногда он читал суру «Неверные» (109:6) в первом рак‘ате и суру «Искренность (веры)» (112:4) во втором[283]. Однажды, услышав, как какой-то человек читает суру «Неверные» (109:6) в первом рак‘ате, он сказал: «Это - раб (Аллаха), уверовавший в своего Господа». Затем этот человек прочитал суру «Искренность (веры)» (112:4) во втором рак‘ате, и он сказал: «Это - раб (Аллаха), познавший своего Господа»[284].
2. Полуденный намаз («аз-зухр»)
«При совершении первых двух рак'атов полуденного намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал суру «Аль-Фатиха» и еще по одной суре во время каждого рак'ата: более длинную во время первого рак'ата и более короткую во время второго рак'ата»[285].
Иногда он так долго совершал этот намаз, что «после начала полуденного намаза человек мог пойти на (пустошь неподалеку от кладбища) Баки' (в Медине), справить там свою нужду, [потом прийти к себе домой], совершить малое омовение, а затем снова прийти (в мечеть) и застать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) всё ещё совершающим первый рак'ат, настолько он был продолжительным»[286]. Также «они (т.е. сподвижники) думали, что он (умышленно) так поступал, дабы люди могли успеть на первый рак'ат»[287].
«В каждом из этих двух рак‘атов он читал около тридцати аятов как, например, суру «Земной поклон» (32:30) (после прочтения «Аль-Фатихи») »[288].
А иногда «он читал (суры, начинающиеся со слов): السماء والطارق و «Клянусь небом и ночным путником…» (сура ''Ночной путник'', 86:17), والسماء ذات البروج «Клянусь небом, усеянным созвездиями Зодиака…» (сура ''Созвездия Зодиака'', 85:22), والليل إذا يغشى «Клянусь ночью, когда она покрывает…» (сура ''Ночь'', 92:21) и другие подобные суры»[289].
Иногда же «он читал (суру, начинающуюся со слов): إذا السماء انشقت «Когда небо разверзнется» (сура ''Развержение'', 84:25) и тому подобные суры»[290].
«Люди знали о том, что он читал (Коран) во время полуденного и послеполуденного намазов из-за шевеления его бороды»[291].