Генезис установления теоретического знания в античной культуре (физика в античности).
Поговорить про эксперимент. Как мы определяем эксперимент?
Первый трактат по физике написал Аристотель: "Физика". "Метафизика". Нужно бы его прочитать. (а ещё у него первые трактаты по психологии, философии, ...). Что понимал Аристотель под физикой? Под предметной областью физического познания, как он объяснял, может делал предсказания?
Впервый институциализировал физику, а до него были просто трактаты о природе. Цель науки физики – перейти от понятного нам к понятному по природе. Понятное нам – наше мнение, чувства, восприятие. Задача физики – перейти от этой субъективности к объективному предмету, как он существует по природе. Аристотель впервые утверждает принцип объективности, тем самым произведя в некотором роде революцию. В науке, кто-то выбирает идеи Аристотеля (логика), кто-то Платона (идеализм, интуитивизм) (?). Аристотель, в противоположность Платону, думает об эмпиризме, пытается "заземлить" физику. До экспериментальной физики он, правда, не дошёл. Цель физики – постичь природу в целом, как сущность, и ориентироваться на природу как целостное. А такое можно сделать только теоретически.
Теория (греч.) – зрелище. Созерцание неких божественных сущностей; умозрение.
Аристотель одинаково допускал, что есть тяготение (гравитация) и легкотение (левитация), и они вместе диалектически определяют бытие Космоса. С Ньютона от левитации отказались. Короче говоря, там есть актуальные интуиции.
Деление научного знания по Аристотелю:
1) метафизика – теория абсолюта (пости теология)
2) физика – тоже теоретическая наука
3) математика
6. – 11. вопросы
А потом идут методологические и теоретические вопросы.
Февраля
Говорили ещё про Аристотеля (см. выше)
Наука Средневековья, в теологическом контексте
Становление экспериментальной науки в конце Ср.В. и в начале Возр
Научная революция 16-17 вв, формирование основ маематического естествознания.
Ренессанс, возрождение. Произошёл переход от преднаучной (протонаучной) фазы к классической науке. Произошла 2я революция естествознания (1я связывается с Аристотелем): переход от Птолемеевской астрономии к Коперниканской. Начался новый этап, длящийся до конца 19вв.
Рационализм в науке Нового Времени
Эмпиризм в науке Нового Времени
Классическая наука 18-19 вв., дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
Эпоха Просвещения. Ломоносов. Складывалась система образования. Интенсификация развития науки.
Происходит переход от классической науки к неклассической: начало 20вв. Важно показать, каковы признаки классической науки (класс. мех. Ньютона, евклидова геометрия) и неклассической (СТО Эйнштейна, неевклидова геометрия)
19 вв – пока ещё романтика, связана с религией. А потом оказалось, что результаты науки могут эксплуатироваться отрицательно. Экологические проблемы, техногенные, социальные. Наука привносит много ценного, но есть и подводные камни.
На рубеже 20-21 вв перешёл переход от неклассической науки к постнеклассической науке, науке нового времени. Может быть, это условность.Виртуальная реальность, компьютеризация. В чём специфика постнеклассической науке?
Всё нужно подкреплять примерами, называть громкие имена и пр.
ДЗ: Дома посмотреть по 15 вопрос. Будем проводить семинар в режиме вопрос-ответ, то есть, нужно подготовить вопросы. Почитать по учебнику.
Из первоисточников, если оч хочется, можно прочитать Коперника об обращении небесных тел
Февраля
Вопросы: (стр – из Мамзина)
79 – Обоснованность научного познания? ++; 85 – наука не включает в себя условия своего обоснования
81 – Эволюционно-синэргетическая картина мира, категории
Кратко: класс: наблюдатель не учитывается, некласс – учитывается, постнекласс – учитываются ещё вненауч. (социальные) цели и ценности
89 – космология
Влияние церкви на университеты. Алгебраисты (оксфорд) и геометры (париж) в физике.
Ренессанс: рассмотрение вещей отдельно от бога; человек подражает богу в своём творчестве.
16-17 вв: научная революция: преодоление разрыва между математикой и эмпирикой.
114 – метафизика и предпосылки
Революция естествознания могла произойти под эгидой платонических идей. Галилео Галилей был платоником. В любом случае, всё произошло под влиянием античных философов, поэтому нужно в первую очередь хорошенько разобраться в них.
Начало всей философии: что такое бытие как бытие? Бытие само по себе парадоксально. Парадоксальны и другие науки. Основной тезис Парменида: бытие есть, небытия нет: принцип актуальности бытия (бытие есть, оно актуально). Отсюда выводятся признаки бытия: не рождается, неподвижно, неприкасаемо (нет деления внешнего/внутреннего), неделимо. Парменид говорил, что бытие одно, и движения нет (для мысли; в чувственном движение, конечно же, есть), бытие всюду плотно. Демокрит же считал, всё сущее – атомы, движущиеся в пустоте (в т.ч. атомы мысли). Гераклид: бытие покоится, но всё течёт, всё меняется. Зеноновские апории: тупики мысли, парадоксы. Если есть теоретическая мысль движения, то она парадоксальна. Аирстотель: есть движение, или нет? Как его помыслить, или как помыслить, что его нет? Аристотель создаёт учение о времени: время парадоксально. Что измеряется чем: движение временем или время движением? Время мы измеряем движением: год – обращение Земли вокруг Солнца, и т.п.. Лейбниц и Ньютон – разные концепции пространства-времини: реляционная(пространство и время находятся в отношении) и абсолютистская(пространство – вещь, субстанция). Парадокс времени Аристотеля; настоящее – неуловимый момент между двумя небытиями, прошлым и будующим, и точка настоящего крайне парадоксальна; точка эта – буквально ничто, но в ней помещается всё.
С логический точки зрения, парадокс – это нечто есть когда его нет, или его нет когда оно есть. К Аристотелю сформировалась некая система парадоксов, и эти коренные парадоксы образовали свои зоны ответственности, которые потом вылились в науки. Можно эту диспозицию продемонстрировать даже в некоторой табличке наук. Арифметика базируется на парадоксе: единица и двоица(принцип математической индукции), диалектика единицы и двоицы. Геометрия: оппозиция точки и линии. Физика: проблема соотношения покоя и движения. Сейчас науки, в частности физика, очень сильно дифференцируются, а Аристотель рассматривал физику как целое
Можно бы почитать Галилея "Диалог о двух системах мира".
Чтобы разрешить парадоксы движения, Аристотель ввёт энергию (акт) – действительность, и дюнамис (потенция) – возможность. Движение (абсолютное) – переход от возможности к действительности. А есть ли покой? Аристотель утверждал, что есть "энергия покоя", а теперь говорят только о "потенции покоя". Все движения должны быть согласованы в своих соизменениях, и есть единое – космос. Если движения не согласованы, то космос распадается в хаос.
Схематично, общая смысловая панорама физики Аристотеля.
Февраля
А есть ли сверхъестественное?... (метафизическое) Учение об уме-перводвигателе. Для Аристотеля это, фактически, бог; ум – божественное начало в космосе. Ум и обладает абсолютным покоем. Учение об Уме аристотель позаимствовал у своего предшественника Анаксагора, который постулировал, что "Ум рулит (управляет, правит) Вселенной". Что это означает? И находится ли это ум во Вселенной? Скорее всего, ум трансцендентен космосу, за пределами, но тем не менее им управляет. Аристотелевское движение – самодвижение, "автомат". Природа – нечто самодвижное (подобно дереву, растущему само собой, и вплоть до космоса в целом). Ум запускает движение. Иначе, первичен хаос (беспорядок, бесструктурность), и мир постоянно переходит (осциллирует) от хаоса к космосу и наоборот
Илья Пригожин – "Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой". Синергетики, non-linear sciences. Относится к 29 вопросу.
Ум вносит некий организующий импульс в хаос, и хаос начинает двигаться, возникают спиралеобразные движения, и пошло-поехало. И здесь интересно, что ум-перводвигатель у Аристотеля есть перворичиной всех вещей, и самого себя, и вселенной. Ум пребывает в абсолютном покое; но это не пассивный покой, а активный ("энергия покоя"); но он приводит в движение всё остальное, и в этом парадокс.
Точка-покой (точка постулируется безразмерной), а линия – не множество точек, а движение точки /*ха ха ха*/. Ум – это и есть точка; точка – всё и ничто одновременно. В точке всё и помещается. Движение противоречиво, потому что вещь здесь – и уже не здесь.
Если коротко, в философии Аристотеля - мыслящее себя мышление, пребывает в абсолютном, блаженном покое. Ум в космосе, и одновременно космос в уме; имеется некая диалектика хаоса и космоса.
Подробнее про точки. Что русское, что латинское слово точка – от глагола ткнуть. В греческом, два слова – или сеять (семя), или протыкать. Почему точка одна? Это не физическая и не геометрическая точка, а метафизически-онтологическая. (одна из монад Лейбница). Можно мыслить множества точек, но мы тогда впадаем в зависимость от метрических конструкций. /*а альтернатива лечше?*/ Аналогия: Николай Кузанский: белых вещей много, но идея белого одна. Таким образом, идея точки – одна.
Философия – точка, а другие науки – линии. Время и линия есть движение неподвижной точки. Точка – абсолютный покой, а движений множество. /*проглядывается аналогия с векторным и аффинным пространствами*/
/*Да и вообще, возникает впечатление, что они просто пытаются помыслить аксиомы и откуда они взялись*/
Ум изменяет себя, но эти изменения носят постоянный характер, и в этом и есть постоянность. Ум своим покоем допускает движение и покой. Если движение согласовано, то есть постоянство, а если нет, то это уже не космос, а хаос. Эту согласованность и обеспечивает энергия ума.
Можно мыслить, что мир един, но эмпирически это не доказать.
Весь пафос Аристотеля в том, что чтобы помыслить движение, есть физика – теоретическая наука .... (что-то там). У ума Аристотеля есть разные ипостаси. Человеку зачастую присущ пассивный ум.
/*Похоже, что преподаватель любит играть в язык и называть одним и тем же словом разные сущности, не всегда конкретизируя, о чём идёт речь.*/
А ещё у Аристотеля была проблема: отделим ум или неотделим? (и до смерти, и после). Аристотель говорил, что пассивная часть ума умирает вместе с телом, а активная (энергийная) часть способна полностью отделиться от тела и стать неделимым, бессмертным.
Февраля
/*Математика – наука? С точки зрения позитивизма? Особый статус... А суперсимметрия? Нужно спросить на семинаре.*/
Теория начинается с интуитивного узрения объекта (не эмпирического, а умозрения). Чтобы просто видеть реальность, достаточно позитивных наук. Интуиция точечна в том смысле, что она мгновенна. Из точки потом разворачивается некоторая схема. Интуиция – взаимоиднуцирующееся, взаимовозбуждающееся движение субъекта и объекта к их совпадению. Акт интуиции внеопытен, или априорен. Но имеется опыт самой интуиции; для неё нужен свой опыт. Бытие является уникальной универсальностью или универсальной уникальностью.
Математика и логика в некотором смысле тоже являются эмпирическими, т.к. для занятий логикой нужет опыт логики.
Философия по отношению к наукам выполняет 2 функции: мировоззренческая (построение единой общей научной картины мира из разрозненных наук) и методологическая (даёт некоторые образцы научной методологии).
Кратенько по вопросам
12. Позитивизм: сделать базисом познания позитивные науки, наезд на философию и её амбиции. Это проходило во время секуляризации (отхода церкви) и развития науки. Конт, Агюст-Миллер(?). Нужно перечислить этапы: ранний п., эмпириокритицизм, неопозитивизм (Рассел и др.), после 2 мировой – постпозитивизм (до 18 вопроса). Парадигмы Куна, научные революции, ... Сам позитивизм предлагал свою методологию; позитивисты хотели отказаться от спекуляций, религии, мифа, метафизики, и выявить основания чистой науки. Когда возникли парадоксы теории множеств, теоремы Гёделя и Тарского (может ли математика доказать свою доказательность? оказалось, что нет, а только может доказать свою недоказательность: всегда в формальной системе будет остаток, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть: неполнота). Это дало сигнал к тому, что претензии позитивистов на благи науки оказались романтическими грёзами.
После 2 мир.в. возник постпозитивизм: раз нельзя получить абсолютную истину, давайте хотя бы релятивизмом займёмся. Позитивизм начал за здравие, закончил за упокой.
15. Поппер, Логика и рост научного знания. Идея "открытой науки", и открытого общества ("Открытое общество и его враги": манифест современного либерализма). Открытая наука – открыта новым фактам, новым способам получения научного знания. Закрытое общество способно принимать новизну. Критерием является баланс (диалектика) принципом верификацизма и фальсификацизма. Наука должна быть верифицируема и фальсифицируема. Поппер, кстати, общался с Фрейдом и понял, что фрейдизм – закрытая наука (можно избежать фальсификации). Ещё одним примером закрытой науки Поппер считал марксизм.
По большому счёту, все научные закона – запреты.
19. Интернализм и экстернализм (понятия) касаются мезанизмов развития научного познания: то ли в науке есть собственный внутренний механизм развития, либо развитие науки диктуется внешними факторами (политическими, экотомическими, психологическими, ...). Внутренние связаны с логико-методологическими, эмпирическими, ... Внешние связаны с финансированием (во многом прогресс науки связан с милитаризацией; гранты, фонды; компьютеризация). Чтобы в целом оценить прогресс науки, нужно учитывать и то, и то.
20. Вопрос на риторику, публицистику. Определить понятие системы. Классифицировать науки можно по-разному, но самое общее деление – социо-гуманитарные, естественные, технические. Естественный: физика, химия, биология. С математикой вообще спорный вопрос. /*Поговорить про математическую лингвистику.*/ Главное – поставить вопрос, а раз философы в этом не разобрались, то и от нас особо не требуется. Универсальный десятиричный классификатор (УДК): посмотреть, где там математика, и всякое другое.
Деление наук м.б. не только предметным, но и методологическим. Естественные науки стремятся объяснить, а социо-гуманитарные – метод понимания (понять другого субъекта).
21-22. На уровне популярного изложения в учебниках, там всё просто.
Можно на экзамене говорить, что понял из каких учебников, а что осталось непонятным. Возможна ли теория, оторванная от практики? Каких-то вещей ни студент не знает, ни профессор, а в философии дак вообще. После Сократовского "Я знаю, что ничего не знаю", все с этим ок. Философия - учёное незнание. Интересно, когда студент на экзамене формулирует осмысленный интересный вопрос (ставит осмысленную проблему).
23. Для объяснения явления выдвигается гипотеза, выводятся следствия, которые затем проверяются эмпирически. Эмпирическая верификация.
24. Языковой апарат каждой науки – терминосистема. (Термин – в лат. традиции столбы/идолы, фиксирующие границы, межевые знаки, закрепляют право собственности). Термины фиксируют некий завершённый смысл. Наука говорит на языке понятий, которые должны быть корректно определены. Есть эмпирические термины, есть сугубо теоретические (абсолютно твёрдое тело).
25. Что такое проблема в науке? С греческого, "проблема" есть затруднение.
26. Рациональность – разумность. Была классическая рациональность, 20 вв – неклассическая рациональность (наука), сейчас – постнеклассическая рациональность.
27. Околоначуная тематика всё это. Академия наук, унаверситеты... Можно развернуть вопрос в историческом плане: пифагорейская школа, элейская.
28. Паранаука – околонаука, квазинаука (паразит).
29. Синергетика, глобальной эволюционазм, антропный принцип в космологии.
30. Аспект нравственности учёного. Подраздел: биоэтика. Экологический кризис, техногенные катастрофы, ответственность учёного за научные открытия. Идеал ценностно-нейтральное научное исследование: нейтрально. Атомную бомбу сделали, но мы за неё не отвечаем, а отвечают политики и военные.