Представления о культуре в античности.

Представления о культуре в античности.

Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю» (римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.). Считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.

Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек – гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек – воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

Представление о культуре в средневековье.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период - культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств. Культура для средневекового человека означала совершенство, которого он может достигнуть, только следуя заветам религии иморальным нормам. Под понятием «культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Культурное стало равнозначно духовному, отвечающее заповедям. Это было тем совершенством, к чему должны были тянуться люди через веру. Целью человека стало не познание себя, а познание Бога. Но так как в эпоху средних веков была жесткой социальная иерархия, при которой общество делилось на социальные классы, каждому из которых, поддержанное церковными установлениями разделение, вести отличный от других образ жизни, что сказывалось и на понимании культуры. Из-за этого сформировались такие типы культуры, как культура села и культура города.

На селе прослеживалась более тесная связь с природой, чем в городе, соответственно жители придавали особое значение сохранению языческих культов, всегда придерживались традиции проведения календарных праздников.

В понятии «культура» средневекового города соединилось своеобразное соотношении стабильного и изменчивого, официального и карнавального.

Представление о культуре 19-20 в.

В качестве основ, служащих основаниями осмысления культуры и одновременно нормами культуротворчества, в классической модели выступают:

1) знания, искусство, мораль, право, обычаи, культы;

2) общезначимые ценности — нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические;

3) универсальные структуры человеческого сознания;

Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени — материального производства.

Культура и цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1.Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3.Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная и общественно-гражданское устройство общества наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Структура культуры.

Структура культура имеет два направления – материальное и духовное.

Материальная культура – это материальные ценности, созданные руками человека (орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума).

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей, которая создана разумом человека (знание, навыки, умение, ценности и нормы регулирующие различные виды человеческих отношений).

Функция культуры.

- гуманистическая функция (связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей);

- функция социализации (социализация – это процесс освоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества);

- информационная функция (передача социального опыта во времени и пространстве);

- нормативная функция (связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);

- коммуникативная функция (обеспечивает общение людей друг с другом);

- творческая функция (проявляется в воспитании культуры личности, креативных способностей, уважения к традициям);

- досуговая функция;

- знаковая (язык, символы как средство кодирование информации).

Типология культур.

Это учение о типах культур, как относительно замкнутых социальных структурах. Типологию культур выделяют по следующим критериям:

- принадлежностью к религиозной культуре (Христианство, иудаизм, буддизм, мусульманство);

- региональная принадлежность (западная, Восточная и т.д.);

- регионально этническая культура (у каждого народа свои обычаи);

- принадлежность к различным сферам общества;

- политическая сфера;

- духовная культура;

- принадлежность к историческому типу обществ;

- уровень мастерства и тип аудитории (народная, массовая, элитарная культура).

Культура Нового времени.

В культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества, преимущественно по отношению к Европе. Хронологически охватывает в 17 в., 18 в. И первую половину 19 в., но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. Его началом явились научные, промышленно-технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм как мировоззренческая парадигма. В русле развития и углублений идей Нового времени возникает новая картина мира в центре которой находится человек. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника. Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры.

Русская барочная культура.

В Россию барокко пришло в 18 в. и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодоря чему появились такие понятия, как русское барокко, нарышкинское барокко. Барокко отождествляется с парадной торжественностью, декоративностью, напряженностью динамичности образов. Но более всего этот стиль преобладал в архитектуре. Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли, который построил для Елизаветы 1 дворец в царском селе и многое другое.

Культура вашего региона.

Представления о культуре в античности.

Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю» (римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.). Считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.

Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.

Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т. е. человек – гражданин, подчиняющийся законам своего полиса и выполняющий все гражданские обязанности, человек – воин, человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

Наши рекомендации