Часть 2. Кармическая вселенная

Философия кармы

В понятии «карма» заложен один из древнейших символов мировой религии и философии. Само слово индийского происхождения – от санскритского kar, что означает «делать», «деяние», «содеянное». Смысл его прост и ясен: всякое действие (и бездействие) есть следствие кармы. Это понятие является важнейшим в философии индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма, где они составляют основу причинно-следственного ряда, называемого в данном случае сансарой . И хотя в различных религиозных традициях даются неоднозначные философские толкования термина, главная концепция остается неизменной.

Через закон кармы наши последствия создают прошлый, настоящий и будущий опыт, перекладывая на индивида ответственность за свою собственную жизнь и за страдания и наслаждения тех, кто его окружает. Кстати, нередко карму путают с ее плодами, что приводит к известному фатализму. Примером такого заблуждения могут служить высказывания типа «Такова моя карма». Это в принципе неверно, поскольку в данном случае имеют в виду именно последствия, а не причину.

По отношению к человеку карма – это вся совокупность его деяний. Все, что человек представляет собой в настоящем и каким он увидится в будущем, является следствием его поступков в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное и завершенное, она представляет собой результат прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души. Как говорится в древнеиндийском религиозно-философском трактате Упанишады, все живые существа несут ответственность за свое пребывание в этом мире – и за свои деяния, и за свое освобождение из круговорота рождения и смерти.

В самом общем значении последователи буддизма и многих традиций индуизма рассматривают причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Но при этом в веданте определенная роль отводится Богу как распределителю плодов кармы или имеющему силу менять карму личности. Согласно другой точке зрения, гуру, действуя в качестве представителя Бога, может частично освободить ученика от его негативной или какой-либо другой кармы.

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Его главный герой Арджуна, готовясь к битве, осознает, что в рядах его противников находятся члены собственной семьи, учителя и наставники. Испытав невероятное смятение, Арджуна решает не принимать участия в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что таким долгом для него является сражение в предстоящей битве. В данном случае долг равнозначен карме. В дальнейшем изначальная концепция кармы в индуизме получила развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.

В более широком смысле карма, как уже упоминалось, олицетворяет универсальные принципы причины и результата, действия и воздаяния, которые присутствуют в жизни везде и всюду. В то же время карма не является судьбой – люди действуют в соответствии со свободой воли, сами являясь созидателями этой судьбы. Например, согласно Ведам, если мы сеем добро – мы его и пожнем; если мы сеем зло – то и жатва будет адекватной. Таким образом, карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путем разумной деятельности без привязанности к ее плодам – деятельности, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.

Несомненно, непреложный закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индусы видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение феномена. Такие последователи считают, что карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой лишь последствия деятельности индивида. Такие последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определенных действий и не обязательно являться частью судьбы личности, не поддающейся изменению. То есть определенное действие, совершаемое в настоящем, не привязывает индивида к какому-то определенному будущему опыту или реакции – карма не является столь простым соотношением между наградой и наказанием.

В отличие от современных течений, древнеиндийские философы рассуждали о карме целостно. Они не только рассматривали ее механизм, но и говорили о возможностях работы с ней. И первое, что, как они считали, необходимо делать, – это верить высшим силам! Раз дана задача, то к ней прилагаются способы ее преодоления – иного варианта нет. Однако порой люди видят в карме только «беду», «проблему», «наказание» или еще что-то такое же негативное. А на самом деле это своего рода игра или учеба, как бывает в детстве. Для двухлетнего малыша, например, конструктор «Лего» тоже может показаться кармой, пока он не научится с ним управляться. Почему же, умея в детстве сталкиваться с неведомым, сохраняя при этом прежнюю любознательность, мы теряем эту способность, когда вырастаем?

А теперь поставим вопрос по-другому. В каком состоянии – физическом и психическом – человек делает меньше всего ошибок? Когда он поступает оптимально хорошо в своем взаимодействии с окружающим миром? Когда ему легче включить интуицию и рациональный разум? На эти вопросы исчерпывающе отвечают те же индусы. Они говорят, что человек поступает оптимальным способом именно тогда, когда он спокоен, ум его чист и ясен, физическое тело здорово, легко и уравновешенно. Это состояние они называют саттвичным. Именно в нем, как говорят йоги, человек не создает карм.

В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму. Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берется некая пригоршня. Это та сумма действий, которая уже начала приносить свои плоды и которая истощится только после того, как ее плод будет испробован. Тогда он называется прарабдха-кармой. Таким образом, пока запас санчита-кармы еще не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая человеку кармические результаты в этой жизни и удерживая его в круговороте рождения и смерти.

Джива (духовное, вечное живое существо, душа) не может достичь мокши (освобождения из круговорота рождений и смертей) до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится. Как сказано, «по неумолимому закону кармы тот, кто ест мясо, становясь таким образом соучастником греха убийства коров, будет убит в своей следующей жизни».

Последователи некоторых систем философии индуизма, таких как ньяя и вайшешика, считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом – верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта (невидимая сила кармы, судьба) не может сама по себе дать желаемые результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, – это Бог. Однако в некоторых других системах – например, санкхья и мимамса – закон кармы совершенно автономен и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью всего одного закона кармы без признания бытия Бога.

В буддийской теории понятие кармы означает не всякое действие, а только намеренное. В этой терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; ее результаты известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака). Намерение может быть относительно хорошим или плохим – так же, как и желание может быть относительно хорошим или плохим. Так что и карма может быть хорошей или плохой относительно. Хорошая карма (кусала) производит хорошие последствия, а плохая карма (акусала) производит плохие последствия.

А вот христианские конфессии, как известно, не признают закона кармы. Однако ряд раннехристианских гностических течений, а также современные исследователи, не принадлежащие к христианской традиции, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. Учение о карме и переселении душ принимали такие христианские гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы. В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла свое отражение как «закон причины и следствия». Примечательно, что некоторые тексты из Послания Павла к Галатам трактуются как указание на существование закона кармы: «Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Послание к Галатам [6:7–8]).

Согласно одной из трактовок, в предыдущем стихе также содержится указание на идею кармической, или причинной, ответственности за поступки индивидуума. В той же части Послания, сразу после высказывания о посеве и жатве, апостол Павел объясняет, каким образом происходит эта жатва: «Сеющий плоть свою от плоти пожнет тление». Эти слова некоторые трактуют как то, что деяния человека настигнут его в земной жизни.

В Книге Откровения есть следующие слова: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен, кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (Откровения Иоанна Богослова [13:10]). Указанный фрагмент является цитатой из пророка Иеремии. В различных рукописях и переводах (в том числе в синодальном) Книги Откровения оригинальные слова: «Кто обречен на смерть, тот предан будет смерти; и кто в плен, пойдет в плен; и кто под меч – под меч» (Книга пророка Иеремии [43:11]) – переданы в искаженной форме, утратившей основной смысл. Если же толковать слова из синодального перевода буквально (как толкуют отрывки из некоторых книг Библии), то также можно прийти к идее о карме и реинкарнации. Многие солдаты, например, спокойно умирают в своей постели, вдали от поля битвы, и не от мечей. Поэтому чтобы сбылись слова Откровения, можно предположить, что воздаяние может ожидать их в следующей жизни.

Итак, все превратности судьбы, наши чувства и действия, переживания и откровения, радость и горе, плач и смех, неприязни и благословения, болезни и выздоровления – суть проявление кармы. Всякие деяния: благородные и злонамеренные, умственные и физические – тоже карма, оставляющая неизгладимый след в нашем биополе. По сути, в нашей земной жизни закон причинно-следственных связей действует так же, как и закон физики о действии и противодействии, причем работает он на всех уровнях человеческого бытия. Более того, кармические цепочки причинно-следственных связей существуют во всей Вселенной, и разъединить их не могут даже высшие божественные силы.

Мы знаем, что наши поступки могут быть как сознательными, так и неосознанными. Любое действие тем или иным образом оказывает влияние на окружающую среду, и не имеет значения, является ли она социальной или естественно-природной. Всякие наши проявления вовне побуждают пространство соответствующим образом реагировать на эти действия. В тех случаях, когда поступки согласуются с законами природы и не приносят вреда всему, что нас окружает, Вселенная, как правило, не вмешивается в наши дела и деяния.

Если они несут разрушения или вредят окружающей среде, возможна ответная негативная реакция. Правда, это может произойти не сразу, а с короткой или долгой задержкой, которая будет лишь следствием инертности действия в той среде, с которой вступают во взаимодействие. Другой причиной такой паузы могут быть процессы, зависящие от накопления критической массы негатива, превышение которой запускает механизм кармы. Но даже если в результате неправильных поступков человека никакой реакции не последовало, это вовсе не значит, что он не будет нести ответственности за содеянное. Роковые последствия непременно настигнут его в будущем. К сожалению, эти негативные «накопления» могут также распространиться на его детей и внуков.

Карма безжалостна и справедлива, она не щадит ни царей, ни нищих, для нее все равны. Об этом хорошо знали древнеиндийские мудрецы, разделявшие любое действие на «белое» или «темное». «Белое» действие совершается согласно предписанию свода норм и правил под названием дхарма, следуя которым человек застрахован от ошибочных негативных поступков, утяжеляющих его карму.

Иначе говоря, «белым» действием является поступок, совершаемый без какого-либо стремления к собственной выгоде или какого-либо преимущества. И наоборот, «темное» действие бывает результатом, как правило, эгоистических устремлений или закрепления за собой ощутимого превосходства. В итоге «положительная» или «отрицательная» карма возникает лишь в результате того или иного поступка или действия, становясь его следствием. В народе об этом говорят так: «Делай добро – и оно к тебе непременно вернется. Совершаешь зло – оно злом тебе аукнется либо сейчас, либо впоследствии». В этом плане всякое деяние можно по-библейски сравнить со всходами на полях: если сеешь хорошее, доброе семя, то пожнешь хороший урожай; если сеешь гнилое, плохое семя, то можешь остаться без урожая.

Таким образом, очевидно, что поводом для возникновения любой кармы являются внутренние намерения, мысли и стремления. Не случайно буддисты, например, говорят, что карма – это не какая-то абстрактная сущность. Это процесс, действие, энергия, сила. Кое-кто называет эту силу «действие-влияние». Это реакция наших поступков на нас самих. Можно сказать и так: «Карма – это поступок». Его повторение трансформируется в привычку, а та, в свою очередь, с течением времени становится характером человека. Это означает, что в настоящий момент мы являемся результатом того, какими мы были до сегодняшнего дня. Личность постоянно меняется, но идет ли наше развитие по пути эволюции или инволюции, во многом зависит от нас самих. Сами же поступки являются лишь следствием наших помыслов.

Известно, что в мире кармических связей мысль имеет огромную силу. У каждой идеи есть собственная жизнь. В мире причины и следствия она обладает формой и субстанцией. В зависимости от силы, страсти и ясности разума своего обладателя каждая мысль создает различные колебания в энергоинформационном поле планеты. Действия и слова порождают огромные энергетические волны, эхо которых разносится по всей Вселенной.

Не случайно в восточной философии мысль есть первопричина возникновения кармы. В учении Будды под названием «Дхаммапада» об этом говорится следующее: «Умственным процессам предшествует интеллект, он их возглавляет и создает. Если с нечистым интеллектом кто-нибудь говорит или действует, то за ним следуют несчастья, как колеса вслед за упряжным животным. Если с чистым интеллектом кто-то говорит или действует, то счастье следует за ним, неотступное, как тень». Тем самым древние указывали на то, что качество мышления может изменить карму, а в некоторых случаях даже совершенно освободить человека от ее воздействия. Только посредством своих мыслей мы способны постоянно создавать и уравновешивать карму.

Все вышесказанное является составной частью трех сил, которые строят человеческую судьбу.

Мысль человека.Именно эта сила строит характер человека. Каковы его мысли, таким и будет сам человек. Каждая новая мысль прибавляет новую черту к возводимой постройке, ни одна из них не пропадает даром. Группы однородных мыслей, повторявшиеся на протяжении нескольких жизней, определяют строй человеческого характера, а так называемые врожденные мысли и способности – это не что иное, как результат умственной работы прошлого.

Желаниеи воляпредставляют собой два полюса одной и той же силы. Желания притягивают к предметам внешнего мира, они образуют страсти, и они же определяют судьбу. Желания притягивают человека всегда в ту среду, где его желания могут получить удовлетворение: желание земных благ приковывает душу к земле, а высокие желания притягивают ее к небесам.

Зная эту истину, человек должен быть очень разборчив в своих земных желаниях и не допускать в душу те желания, которые могут задержать внутреннее развитие. Желания также определяют место будущего воплощения. Если, например, они были нечистые, невоздержанные, то создадут для его нового воплощения подходящее тело страстей и душа его устремится в ту область, которая сможет дать подходящее физическое тело страстей. И наоборот, человек с чистыми помыслами и желаниям родится в хорошей семье, получит хорошее образование, и ему добрые желания дадут все то, что необходимо для дальнейшего самосовершенствования. Точно так же, соединяя нас путами любви или ненависти, наши желания создают нам будущих друзей и врагов и т. п.

Из этого следует, что наши желания, действуя на нас самих, создают наше тело страстей и через него влияют на образование физического тела в ближайшем воплощении; они же определяют место нашего рождения, влияют на подбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.

Поступки человекаопределяют внешние условия его последующего воплощения. Если они послужили причиной страданий для других, он в той же мере будет страдать сам; если они приносили благо и радость окружающим, то это отразится на его последующем воплощении в виде благоприятных земных условий. Влияя позитивно или негативно на жизнь того человека, в отношении которого совершен поступок, последствия связывают нас так же, как наши мысли и желания, с теми людьми, на судьбу которых мы имели то или иное влияние. Если в прошлом мы были причиной страданий для окружающих, то в будущем мы испытаем не меньшие страдания именно от тех людей, кому причиняли зло в данном воплощении. И наоборот, если мы содействовали улучшению их внешнего и внутреннего благосостояния, то кармический счет выплатит нам за содеянное счастливыми условиями земной жизни. Эти условия, какими бы они ни были – плохими или хорошими, погасят навсегда результаты как дурных наших поступков в прошлом, так и хороших.

Если человек вполне поймет эти три составные части, из которых образуется закон кармы, и научится применять свое знание, тогда он сделается творцом своего будущего, хозяином над собственной судьбой, который способен творить ее по мере своего понимания и своей воли.

Тем не менее карма не является абсолютной предопределенностью. Мир бесконечно многообразен, и в нем всегда существует некоторая неясность, расплывчатость или потенциальная вероятность последствий, которая все же допускает свободу выбора. Если бы все было заранее «расписано», мы, наверное, стали бы рабами своего прошлого. В этом случае бессмысленно было бы придерживаться правил поведения и стремиться к духовному росту и самосовершенствованию. Только обладая свободой выбора, возможно осуществить правильное направление в любых кармических условиях.

С другой стороны, если бы предопределенность отсутствовала, то торжествовала бы абсолютная свобода выбора. В этом случае мы могли бы совершать поступки, какие нам вздумается, и никто и ничто не смогло бы препятствовать выполнению желаний – как созидательных, так и разрушительных. Но в том и суть, что, согласно существующим законам понятия кармы, этих двух крайностей – абсолютной свободы выбора и абсолютной предопределенности – в нашем мире быть не может. Поскольку мы не одни во Вселенной, на любое наше действие возникает противодействие со стороны других людей, да и самой природы, которая обладает такой же свободой выбора, как и человек. Поэтому результат причинно-следственных кармических связей нельзя считать ни неизбежным, ни полностью невозможным. Его проявление всегда является итогом сочетания предопределенности и действий, совершенных в результате свободы выбора.

На самом деле все в жизни переплетено и связано между собой. Мы находимся в живой пульсирующей Вселенной, где самые разные вещи взаимозависимы друг от друга. Как ни покажется парадоксальным, но, к примеру, замерзшая бабочка на хребте Кавказских гор влияет на торнадо у берегов Филиппин, который, в свою очередь, отзывается на младенце, сосущем материнскую грудь где-нибудь во французской деревушке, и т. д. Человек постоянно опутывает себя причинно-следственными связями. Поэтому, с одной стороны, карма становится мощным ограничителем в его свободе выбора и не дает ему полной раскрепощенности действий. С другой же стороны, она не позволяет человеку опускаться, терять свое предназначение, создавая ситуации, в которых сложно нарушать законы развития и эволюции.

Из этого следует вывод, что кармические ограничители являются важнейшим механизмом Вселенной, защищающим ее от инволютивных (обратных) тенденций. И если человек не справляется со своими космическими задачами в этой жизни, его «направляют» на новое перевоплощение. Последнее же воплощение можно представить как отражение всех прошлых жизней, в которых карма играет не последнюю роль.

В то же время, согласно некоторым философским течениям, если существует душа, то она не может иметь карму. Она возникает от иллюзий, в которых пребывает дух. Нам кажется, что мы есть тело, эмоции, ум и т. п., а раз мы отождествили себя с этими символами, то уже стали частью этого мира, где причины и следствия связаны воедино. К подобному выводу пришли йоги, достигшие уровня просветления путем практического осознания кармического опыта как средства накопления необходимых знаний. Они вырабатывают в себе одинаковое отношение ко всем проявлениям вселенского «противодействия». Поскольку их жизнь не управляется ни удовольствием, ни страданиями, ни особыми устремлениями, они не имеют ни «белой», ни «черной» кармы. Отсутствие желаний позволяет им изменить будущее даже в этой жизни.

В целом школа древнеиндийской философии рассматривает существование планеты и всего, что на ней есть, как единую сущность, а следовательно, в некотором смысле любой живой организм является всем миром, и наоборот. Сейчас эта мысль присутствует в системах многих эзотерических течений, составивших основу их миропонимания. Правда, древнеиндийские мудрецы еще не были знакомы с энергетикой в том смысле, который мы сейчас вкладываем в это понятие. Они считали, что поступки, мысли, намерения личности суммируются, накладываются, подсчитываются, но никогда и никуда не исчезают. Они порождают последствия, которые личность получает в следующем воплощении.

Сегодня эксперты основываются главным образом не на прежних определениях, а на энергоинформационных структурах и полях. В этом смысле нам проще определить, что такое карма. Например, есть такое понятие, как Хроники Акаши. Это «теософский эзотерический, а также антропософский термин, описывающий мистическое знание, закодированное в нефизической сфере бытия». Считается, что «акашические записи» представляют собой своеобразный «банк информации», в котором записано прошлое, настоящее и будущее. Его еще сравнивают с геном, регулирующим развитие клеток и целых организмов.

Мистики считают, что Хроники Акаши содержат в себе весь совокупный и коллективный человеческий опыт и историю возникновения Вселенной. Для их определения используются образные аналогии с «библиотекой», «вселенским компьютером» или «Разумом Бога». Предполагается, что содержащаяся в них информация постоянно обновляется с ходом происходящих в мире событий. Однако наряду с данными об истории и фактической реальности там могут быть получены и сведения о возможных будущих событиях, а также вневременных «вечных истинах». В связи с этим концепция Хроник Акаши нередко предлагается в качестве источника вообще всех человеческих открытий, изобретений и произведений как в научной, так и в художественной области творчества.

Впервые концепция Хроник Акаши появилась в теософских движениях XIX в. В XX в. с развитием «нью-эйдж» (мистических религий «нового века») Хроники становятся одним из доминирующих понятий философии этого движения. Кроме того, с конца XX в. в этом же значении часто используется термин «единое информационное поле Земли» (Вселенной) или подобные ему. Развитие технических средств записи информации на магнитных носителях послужило еще одним стимулом для выдвижения таких гипотез.

Если использовать это понятие, то получится, что карма представляет собой ответственность за то, что было сделано душой ранее. Она создавала проблемы, строила узлы в прошлом, а теперь пришло время их «развязывать». Однако полевую структуру имеет не только личность, но и семья, род, общность людей и т. д. У каждого из больших и малых человеческих объединений есть свой эгрегор (душа вещи, ангел). Он является совокупностью полей людей, образующих сообщество. В Хрониках Акаши для него создается «свой протокол». То есть карма есть не только у личности, но и у любой общности. Например, человеку зачастую приходится отвечать не только за свои грехи, но и за те, что свершили члены его семьи; порой даже целые народы вынуждены преодолевать негативные тенденции прошлого, которые повлияли на ход истории.

Важно помнить и о самой сути работы механизма причин и следствий, на который несведущие люди очень часто не обращают внимания, – его многоплановости. Люди забывают, что на первом месте причины зарождения кармы стоит побуждение, затем – мысль и сопровождающая ее эмоция, а поступок или результат действия является второстепенным фактором. То есть в образовании кармы существует строгая иерархия глубинных и поверхностных причин и следствий. В жизни, конечно, прошлое неотделимо от настоящего и влияет на будущее, однако в каждом конкретном случае проявление кармических последствий имеет свои исключения.

С точки зрения психологии карму можно отождествить с незавершенными гештальтами (от нем. слова «гештальтен», что означает «облечь в форму, придать значимую структуру»). Гештальттерапия говорит о так называемых гештальтах, незавершенность которых приводит человека к постоянным психологическим проблемам. Как следствие, восприятие человеком внешнего и своего собственного внутреннего мира становится неадекватным. Под «незавершенным гештальтом» подразумевается незаконченность психоэмоциональной ситуации, реакция на которую не была полной. Сюда же можно отнести нереализованность наших стремлений, желаний, действий и т. п.

Психологические зажимы и барьеры накапливаются в человеке из месяца в месяц. Это все, что мы себе не позволили, что подавляли в себе, терпели, сомневались, не решались сказать или сделать и т. п. Такие незавершенные гештальты накапливаются, превращаясь в хронические проблемы, которые усугубляют внешнюю социальную ситуацию, но в то же время способствуют образованию внутренних очагов напряжения, что в дальнейшем приводит к болезням.

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Карму можно улучшить. Для этого, во-первых, не следует нарабатывать новую, а в своих действиях руководствоваться космическими законами или, как говорят на Востоке, следовать законам дхармы. Во-вторых, надо стараться создавать положительную карму, помогая другим людям словом и действием, а также способствуя сохранению окружающей среды.

Согласно многим традициям, действие кармы можно представить в виде засеянного поля. Итак, наше казуальное тело – это поле, на котором растут пшеница (положительная карма) и сорняки (карма отрицательная). Если пшеница сильная, то она не дает сорнякам развиваться и проявлять себя. Но если собран урожай, то есть израсходована вся положительная карма, то вредители не замедлят появиться, что грозит последствиями негативной кармы. Тогда возникает необходимость подкармливать пшеницу и сеять новые зерна.

Но есть и другой способ улучшения кармы – выдергивать сорняки с корнем. Если провести диагностику негативной кармы, то, узнав о своих негативных качествах и кармических долгах, можно избавиться от их влияния. Для этого придется проявить собственную волю, опирающуюся на интуицию, и знание космических законов. И наконец, улучшить негативную карму можно, использовав для этого специальные техники.

Своевременное исправление жизненных ошибок позволяет не создавать кармических узлов в будущем. Однако это требует определенной жизненной энергии, человек должен проявить волю и характер. Например, для того чтобы загладить вину искренним раскаянием или каким-либо поступком, требуется время, энергия и душевные силы. Если все сделано верно, то кармически обусловленное событие остается только на ментальном плане в виде памяти о прошлом и не затрагивает причинно-следственного плана будущего. Однако если ошибка остается неисправленной, то она может повлечь за собой в настоящей жизни новые неожиданности, которые будут нарастать подобно снежному кому. Человек впадает в заблуждение, следствием которого является искаженное восприятие мира; его взгляд на жизнь становится болезненно неверным.

Дальше происходит подмена ценностей, и пути, ведущие к цели, становятся опасными, в результате образуется мощнейший кармический блок. Поэтому в своих действиях человек должен постоянно учитывать изменчивость мира. Ну и, разумеется, поле, из которого мы выдернули все сорняки, не должно быть пустым – его необходимо засеять позитивной кармой, иначе оно быстро зарастет новыми «вредителями».

Даже смерть физического тела не может прервать эту работу, а наоборот, освобожденная от физической оболочки душа человека начинает претворять весь опыт земной жизни. В следующем воплощении при возвращении на Землю она принесет с собой ранее приобретенные мысли, которые в загробной жизни трансформировались в наклонности и способности, соответственно им выстроится деятельность мозга и нервной системы. Таким образом, сохраняется бессмертное содержание человеческой души: ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, которую достигла в предыдущем воплощении.

И наконец, о мотивации, с которой совершается тот или иной поступок. Мотив реализуется исключительно в сфере мысли, страстей и духа. Но когда мысль или чувство превращается в поступок, он может найти свое отражение только в земной среде, притом независимо от мотива. Например, если человек строит хорошую школу или больницу для бедных и сирот, важны его истинные побуждения: честолюбие, желание наград и похвалы или искреннее сострадание и желание помочь нуждающимся.

Конечно, не слишком состоятельные люди, которые воспользуются школой или больницей, выиграют одинаково, ведь побуждения мецената были внешне благородны и бескорыстны. Но для истинной сути человека, для его бессмертной души разница между честолюбием и настоящим благородством будет чрезвычайно важна. В первом случае побуждение было эгоистическим и плоды его деятельности появятся только в физической среде, но душа его не облагородится; во втором случае, когда его побуждением было бескорыстное стремление к добру, данный мотив облагородит душу и человек будет нарабатывать положительный кармический счет.

Безличный мотив останется для души без последствий, дурной – задержит ее развитие, хороший – обогатит ее, а вот высший мотив, имеющий в виду только волю Бога, ничего не желающий для себя, дарует человеку свободу и совершенство души. И чем выше источник, из которого исходит внутренняя деятельность человека, тем продолжительнее и радикальнее будут ее последствия.

Мы знаем, что бывают ситуации, когда не совсем понятно, как поступать или какое решение в том или ином случае будет не только самым важным, но и самым правильным. В этих случаях индийские мудрецы призывают вспомнить закон кармы, разобраться во всех своих мотивах, очистить сердце от всего эгоистического и выбрать наиболее бескорыстный мотив. Решив, как поступить, действовать без страха и промедления, зная при этом о последствиях возможной ошибки.

В странах, где законы перевоплощения и кармы известны любому крестьянину, вера в них порождает спокойное отношение к неизбежным тяготам жизни, что сохраняет равновесие и душевный покой. Человек, удрученный всевозможными несчастьями, не станет жаловаться на судьбу и на своих ближних, ибо он видит в своих затруднениях результаты своих же прошлых ошибок и грехов. Он примет их безропотно и таким отношением отведет от себя многие тревоги и мучения, которыми не знающие закона еще более усиливают бедствия своей жизни. Он ясно знает, что его будущее зависит от его собственных усилий и что тот же закон, который несет ему страдание, принесет ему с такою же неизбежностью радость, если он посеет добрые семена.

Это позволяет сформировать философский взгляд на жизнь, который способствует общественной устойчивости и терпимости. Люди, даже не знающие основ метафизики, прекрасно улавливают те понятные принципы, по которым каждый человек воплощается от времени до времени на земле и по которым каждая его последующая жизнь строится по предыдущим жизням. Для них перевоплощение представляется таким же неизбежным явлением, как восход и закат солнца; оно для них часть естественных законов природы, против которых бесполезно роптать и возмущаться.

Когда мы восстановим эти древние мысли в сознании, они проложат себе путь среди всех общественных классов, распространяя понимание природы жизни и терпеливое принятие всех результатов прошлого. И тогда исчезнет тревожное недовольство, которое возникает главным образом из безнадежного чувства, что человеческая жизнь непонятна и несправедлива; и чувство это заменится спокойной силой и терпением, являющимися последствием просветленного разума и ясного знания закона, которыми отличается уравновешенная деятельность человека, созидающего для вечности.

В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ясность и понимание всегда могут поставить все на свои места.

Кармические связи и встречи

Кармические связи и встречи случаются с нами ежедневно. В принципе, любая встреча в жизни – кармическая. Каждая дана для чего-то и по какой-то причине. И каждая откладывает свой отпечаток в чьей-то судьбе. Примечательно, что даже скептики признают: некоторые встречи время и пространство посылает нам не случайно. При этом некоторые эпизоды общения напрочь забываются, а некоторые врезаются в память на всю жизнь. Это может быть и роковая любовь с первого взгляда, и некий судьбоносный эпизод, который затем окажет огромное влияние на дальнейшее существование.

Кармическую встречу несложно распознать, и иногда уже с первого контакта можно ощутить, будто знаком с человеком всю свою жизнь. Бывает и так, что, перестав общаться или расставшись с кем-то, чувствуешь разочарование, боль от разлуки, вину, ощущение паники, обреченности. В таком случае, скорее всего, один человек теряет кармически связанного с ним другого человека. Люди, имеющие такую связь, как будто магнитом притягиваются друг к другу и, даже расставшись, продолжают встречаться как бы «случайно». Так появляется некая зависимость от общения с конкретной личностью.

Очень часто кармические отношения формируются на протяжении всей жизни, в том числе и как результат неправильных действий в недавнем прошлом. С другой стороны, к кармической связи имеет прямое отношение и понятие «родственных душ», когда человек чувствует необъяснимое родство с партнером либо ощущает, что именно этого человека знает «целую вечность». В таких случаях важно внимательно и бережно относиться в первую очередь к своим чувствам.

Такие отношения, безусловно, имеют сильную энергетику. Души встречаются вновь, чтобы вместе ид<

Наши рекомендации