Нейрофизиологические механизмы готовности к речи в норме и при заикании
В теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурии (1969) детально проанализированы все факторы, входящие в функциональную систему речи, за исключением выделяемого им (Лурия, 1948), но не локализуемого фактора го-
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 040680194.
© Ж. М. Глозман, А. В. Вартанов, А. А. Кисельников, Н. Л. Карпова, 2004
товности к речи. Нарушение этого фактора центрально управляемой настройки периферического речевого аппарата для совершения речевого действия считается в дефектологии основным механизмом заикания (Абелева, 1976). Малоисследованны также вопросы меж- и внутриполушарного взаимодействия в осуществлении речевой деятельности при заикании, хотя многие авторы указывали на то, что дезорганизация интеграции лево- и правополушар-ных процессов в реализации психической активности может быть одним из механизмов этого расстройства речи (Шкловский, 1976; Лохов, 1996; Дмитриева, Зайцева, 1998; Sussman 1982; Greiner et al., 1986; Webster, 1990; Forster, Webster, 2001). Есть данные, что при возникновении заикания в раннем детском возрасте происходит прерывание процесса формирования специализации полушарий в отношении как сенсорных (всех модальностей), так и речевых функций (Матоян, 2001).
Спорным в литературе является также вопрос о том, отражает ли заикание только моторную проблему, или проблему высшего уровня организации когнитивных и моторных процессов. Сочетание нейропсихологических и психофизиологических методов исследования, как нам представляется, может пролить свет на локализацию механизма готовности к речи и его связь с нейропсихоло-гическими паттернами когнитивных нарушений при заикании.
Цель настоящей работы — исследовать мозговые механизмы нарушения речи при заикании на основе комплексного нейропси-хологического и психофизиологического исследования процессов восприятия и порождения речевых звуков. Нас интересовал прежде всего вопрос, как функционирует механизм подготовки высказывания и как он нарушается в этих случаях.
В работе были применены следующие методы:
— комплексное нейропсихологическое обследование испытуе
мых по схеме А. Р. Лурии (1973) с качественной и количественной
оценкой полученных данных (Глозман, 1999);
— исследование латеральной организации сенсорных и мотор
ных функций (метод дихотического прослушивания и набор воп
росов и тестов для определения латерализации психических функ
ций);
— метод вызванных потенциалов при восприятии и произнесе
нии звуков русской речи;
— метод дипольной локализации вызванных потенциалов для
пространственного определения внутри мозга источников активно
сти по усредненным вызванным потенциалам (Вартанов, 2002).
В нейропсихологических и психофизиологических экспериментах приняли участие 17 испытуемых — десять заикающихся и
семь нормально говорящих, в возрасте от 15 до 25 лет, все правши, со средним или неоконченным высшим образованием.
При нейропсихологическом обследованиигруппы заикающихся испытуемых были выявлены, качественно и количественно квалифицированы и диагностированы многочисленные нейропсихоло-гические симптомы нарушений праксиса, речи, памяти, отдельных составляющих интеллекта и нейродинамики протекания психической деятельности (рис. 1). Мы видим, что в наибольшей степени у наших испытуемых были представлены нарушения памяти (при запоминании пар слов и предложений, 10 не связанных смыслом слов, серий картинок и движений), а также примерно одинаковое количество двигательных и нейродинамических симптомов. Нарушения в остальных сферах были единичными. Речевые симптомы ограничивались нарушением плавности речи.
Общим для всех заикающихся был симптом повышенной тор-мозимости следов, сочетающийся у большинства из них со сниженным объемом запоминания и нарушением его избирательности. При этом нарушения памяти носили модально-неспецифический характер. Наиболее характерными двигательными нарушениями при заикании были трудности усвоения двигательной программы в динамическом праксисе и импульсивность. У трети этой группы наблюдались также тенденция к истощаемости в графической пробе на переключение и легкие кинестетические нарушения. Нейро-динамические нарушения выявлялись у 90% испытуемых с заиканием, однако, как правило, они охватывали не все психические сферы (кроме одного случая), а одну из них: снижение общей работоспособности, либо брадикинезия, или брадифрения. Мы видим,
Рис. 1. Выраженность нарушений в различных психических сферах при заикания
таким образом, что в наибольшей степени при заикании обнаруживается слабость задне-лобных и глубинных структур, связанных с серийной организацией и энергетическим обеспечением движений и действий. При топической квалификации симптомов методом соотнесения с числом возможных симптомов, порождаемых дисфункцией каждой зоны мозга (Глозман, 1999), далее в степени заинтересованности в процессе следуют теменно-височно-затылоч-ные (11%) и затылочные (10%) зоны мозга. В меньшей степени страдает функционирование теменных (8%), передне-лобных (6%) и височных (5%) зон мозга. Эти данные о локальной соотносимо-сти нейропсихологических симптомов позволяют думать о дефи-цитарности достаточно разных областей головного мозга заикающихся, вместе с тем — они, скорее, отражают общее неблагополучие мозга, в то время как «точка действия» этого неблагополучного неврологического фона локальна и представляет определенное звено в системе речи, которое в наибольшей степени связано с дисфункцией глубинных и заднелобных структур. Межполушарная топическая квалификация полученных нами нейропсихологических симптомов показывает, что в патологическом процессе более заинтересовано правое полушарие, что соответствует данным и других исследователей.
Результаты методики дихотического прослушивания (средний коэффициент правого уха по группе заикающихся равен +12,7%, а = 12,6) показывают, что у заикающихся по речи умеренно доминирует левое полушарие. В целом можно сказать, что заикающиеся немного менее (на уровне тенденции) латерализованы по речи, чем норма.
Исследование зрительной асимметрии показало, что у 70% заикающихся ведущим является правый глаз, у 10% наблюдается симметрия, у 20% доминирует левый глаз. В мануальной асимметрии в нашей выборке мы выявили (по данным эксперимента) 70% правшей и 30% амбидекстров (по данным опроса, левшами и ам-бидекстрами себя никто не считал). Это соответствует нормативным показателям для группы здоровых людей, полученным на большой выборке В.А. Москвиным (2002).
В психофизиологической части исследования после обработки были получены 96 вызванных потенциалов. Рассмотрим сначала потенциалы речевой готовности к произнесению, зафиксированные за 1000 мс до начала произнесения. Важно отметить, что в нашем случае испытуемому требовалось не пассивно слушать звуки, но слушать их с установкой на последующее воспроизведение, то есть активно, что подразумевает включение механизмов внимания, сознательного контроля, памяти, идентификации и категоризации.
При локализации волны, полученной в ответ на восприятие фонем
оказалось, что главные генераторы этой волны расположены в ви
сочной коре, включая ближайшую подкорку и островок. Также
были обнаружены и глубинные срединные генераторы (что соот
ветствует данным Smith, Sidman (1982), хотя в этих исследовани
ях генератор расположен билатерально-симметрично, а у нас _
только в левой височной доле). Возможно, это связано с тем, что стимулами у нас были не невербальные щелчки, а звуки, что должно подключать левополушарную вербальную систему. Далее для выявления специфики в локализации у нормы и группы заикания был проведен сравнительный анализ волн, полученных в ответах на восприятие фонем в группах нормы и заикания. Было обнаружено, что данные потенциалы отличаются функционированием и взаимодействием следующих локусов: правой теменной, теменно-затылочной и базально-лобной коры. Эти результаты соответствуют данным нейропсихологического обследования, свидетельствующим о несколько большем вовлечении правого полушария в патологические процессы, а также о наличии теменно-височно-заты-лочных и базально-лобных симптомов у обследованных заикающихся.
Рассмотрим потенциалы речевой готовности, как наиболее интересующие нас в аспекте изучения механизмов заикания (рис. 2). У группы нормы на отрезке от 1000 до 600 мс до реакции развивается сложная волна, состоящая из комплекса нескольких низкоамплитудных (0,5-2,0 мкв) негативных и позитивных отклонений. Амплитуды и латенции этих отклонений обладают большой межиндивидуальной изменчивостью, однако можно выделить некоторые тенденции. В период от 1000 до 600 мс до начала речевой реакции потенциал мало отличается в группе нормы и группе заикания, но после 600 мс до вокализации различия в его форме становится значительными.
Обобщая, можно сказать, что при локализации полученной волны речевой готовности главные генераторы этой волны расположены в лобно-височной коре левого полушария и срединных подкорковых структурах. Таким образом левая височная кора участвует и в процессе восприятия речи, и в обеспечении речевой готовности. В группе нормы и группе заикания эти потенциалы отличаются функционированием и взаимодействием следующих локусов: активностью глубинных (срединных) структур (Варолиев мост и ствол мозга), правых подкорковых ядер (головка хвостатого ядра, бледный шар), правой фронтальной коры, левой средней височной коры. Эти результаты соответствуют данным нейропсихологического обследования о вовлечении подкорковых структур при заикании,
а также факту некоторой правополушарной асимметрии выявленных симптомов.
Все испытуемые с заиканием проходили комплексную социоре-адаптацию (Карпова, 1997), составляющую единство психолого-педагогического, психотерапевтического и логопедического воздействия и состоящую из 4 этапов: пропедевтического, сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, активной логопсихотерапии и поддерживающей логопсихотерапии. Улучшение речевой деятельности коррелировало с положительной динамикой в части показателей нейропсихологического и психофизиологического обследования.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы:
1. Обнаруживаются различия в восприятии речевых звуков при необходимости их повторения нормально говорящими и заикающимися испытуемыми, что проявляется в изменении амплитуды компонентов N100 и Р200 ВП и связано с различием в функционировании и взаимодействии правой теменной, теменно-затылоч-ной и базально-лобной коры.
2. Различия ВП при исследовании речевой готовности нормаль
но говорящих и заикающихся испытуемых оказываются связан
ными с изменением активности глубинных (срединных) структур
(Варолиев мост и ствол мозга), правых подкорковых ядер (головка
хвостатого ядра, бледный шар), правой фронтальной коры, левой
средней височной коры у заикающихся.
3. Заикание не является изолированным речевым нарушением,
оно сочетается с синдромом специфических мнестических, нейро-
динамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию
заднелобных и срединных структур мозга (I и III функциональные
блоки, по А. Р. Лурии), а также личностными расстройствами, тре
бующими комплексного нейропсихологического и психотерапевти
ческого воздействия.
Литература
Абелева И. Ю. Психологический аспект заикания (на материале взрослых больных) / Автореф. канд. дис. М., 1976.
Вартанов А. В. Многофакторный метод разделения ЭЭГ на корковую и глубинную составляющие // Журнал высшей нервной деятельности. 2002. Т. 52. N 1.С. 111-118.
Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М., 1999.
Дмитриева Е. С., Зайцева К. А. Особенности латерализации речевой функции у заикающихся в зависимости от пола испытуемых // Физиология человека. 1998. № 2. С. 45-50.
Лохов М. И. Особенности электрической активности полушарий головного мозга при нарушениях и коррекции ритмики речи // Физиология человека. 1996. № 6. С. 35-42.
Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Матоян Дж. С. Асимметрия тактильного восприятия и межполушарных взаимодействий у заикающихся //Физиология человека. 2001. № 2. С. 62-67.
Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.; Оренбург, 2002.
Шкловский В. М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании // Дефектология. 1976. № 1.
Forster D. С., Webster W. G. Speech-motor control and interhemispheric relations in recovered and persistent stuttering // Developmental Neuropsychology. 2001. Vol. 19. P. 125-145.
Greiner J. R., Fitzgerald H. E., Cooke P. A. Bimanual hand writing in right-handed and left-handed stutterers and nonstutterers // Neuropsychologia. 1986. Vol. 24. P. 441-447.
Smith D., Sidman R. et al. Evoked potentials in clinical testing. London, 1982.
Sussman H. M. Contrastive patterns of intrahemispheric interference to verbal and spatial concurrent tasks in right-handed, left-handed and stuttering populations // Neuropsychologia. 1982. Vol. 20. P. 675-684.
Webster W. G. Evidence in bimanual finger-tapping of an attentional component to stuttering // Behavioural Brain Research. 1990. Vol. 37. P. 93-100.
Глозман Жанна Марковна, докт. психол. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, проф. ф-та психологии Моск. гос. ун-та. E-mail: [email protected]
Вартанов Александр Валентинович, старший научный сотрудник ф-та психологии Моск. гос. ун-та.
Кисельников Александр Александрович, аспирант ф-та психологии.
Карпова Наталья Львовна, профессор Психологического ин-та РАО. Москва.
И. А. Поварова
ФОРМИРОВАНИЕ У ЗАИКАЮЩИХСЯ
ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ