Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению
Игра «Разложи фигуры»
Цель:Развивать восприятие формы, величины, цвета, ориентировки в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий.
Ход игры:Игра состоит из 24 картинок (8 на 6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник,
круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.
1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется Логопед молча раскладывает карточки на группы по какому-либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8-12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем раскладываются карточки по другому признаку.
2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Логопед выкладывает на столе карточку, ребенку надо положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нужно положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и так далее.
Игра «Похож— не похож»
Цель: Научить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивать наблюдательность, мышление и речь.
Ход игры: 1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Чаще всего дети подбирают предметы по цвету и размеру. Задача логопеда обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию. Например, лисичка на картинке и плюшевый мишка похожи, потому что они животные.
2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Логопед предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая едет тихо» (трактор и грузовик). Дети складывают ладошки «лодочкой», взрослый обходит всех и делает вид, что у каждого прячет камушек в ладонях. Тот, у кого оказался камушек, загадывает первым, все остальные отгадывают. Тот, кто отгадал первым, говорит свою загадку.
Игра «Лото»
Цель: Развивать у детей обобщение, то есть научить их классифицировать предметы по основным существенным признакам и подводить под общее понятие.
Игровой материал: Карты и карточки с изображениями предметов мебели, посуды, животных, транспорта, овощей, фруктов, обуви и т. д.
Ход игры:Ведущий называет картинки, игроки по очереди нарывают соответствующее изображение на своих больших картах.
i окончании игры каждый ребенок анализирует свои картинки и обобщает их по логическим категориям. Например: «На моей карте посуда (овощи, транспорт и т. п.)».
Игра «Лодочки»
Цель:Развитие предпосылок логического мышления и мысли-| тельных операций анализа и синтеза.
Ход игры:Ребенку показывают картинку, где в виде человечков I нарисованы красный и синий карандаши, стоящие возле реки. | У берега находятся три лодки: красная, красно-синяя (наполовину красная, наполовину синяя) и синяя. Показывая на картинку, ло-I гопед предлагает ребенку следующую сказочную задачу: «Красный ]и синий карандаши хотят вместе покататься по реке на одной (лодке. У берега реки три лодки. Красному карандашу нравится лодка красного цвета, а синему карандашу нравится лодка синего цвета. Какую лодку им выбрать, чтобы они могли покататься вместе в одной лодке и чтобы и красный, и синий карандаши были довольны?» Успешно справиться с этим заданием ребенок может только в том случае, если совместит данные сразу о двух объектах, содержащиеся в условии задачи (желание красного и синего карандаша), что позволит ему выбрать лодку красно-синего цвета.
Таким образом, в коррекционном воздействии на заикающихся детей необходимо не только учитывать структуру дефекта, но проводить специальную работу по развитию положительных свойств личности, психологической и социальной готовности заикающихся детей к школе.
Предложенные игры помогут ребенку ярче воспринимать окружающий мир, улучшат память, научат избавляться от неприятных переживаний.
Литература
Божович Л. К. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.
Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольника // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста // Нервно-психические и речевые нарушения. Л., 1982. С. 3-Ц.
Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей 7 лет // Изучение динамики речевых и неречевых психических нарушений. Л., 1983 С. 17-27.
Волкова Г. А. Индивидуально-личностные особенности заикающихся дошкольников как фактор, затрудняющий адаптацию детей к школе // Актуальные проблемы логопатологии: Исследование и коррекция. СПб., 2001. С. 100-112.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1986.
Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольника: Занятия. Игры. М., 2000.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
Фомина Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-5,5 лет. М., 2001.
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Галина Анатольевна Волкова, профессор кафедры логопедии Ин-та специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, основанной в 1991 г. Санкт-Петербург. Т. 271-57-60.
Мария Олеговна Филиппова, учитель-логопед Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи. Центр психолого-медико-социального сопровождения Кронштадтского административного района г. Санкт-Петербурга. Т. 236-84-77.
Ж. М. Глозман, А. В. Вартанов, А. А. Кисельников, Н. Л. Карпова