Формирование учебных мотивов
В процессе подготовки детей к школе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихотворений школьной тематики рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок «В какой школе я хочу учиться») и игры «в школу».
Рассказы и стихотворения следует подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать товарищам, правила поведения на уроке и в школе. Приведем примеры.
Стихотворения
Скоро в школу
Слыхали радостную весть? Мне скоро будет ровно шесть. А если человеку шесть, И у него тетрадки есть, И ранец есть, и форма есть, И счетных палочек не счесть, И он читать старается, То значит он (вернее, я), То значит он (вернее, я), Он в школу собирается.
И. Токмакова.
Я спрятала кукол, Играть не хочу. Мне некогда очень — Я буквы учу! Из них я сама Составляю слова. Сама прочитала «Дрова» и «трава». Дрова на дворе И трава на лугу. Теперь я большая, Читать я могу.
Н. Найденова.
Текст для пересказа После школы
Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать — будешь много знать».
Важно показать детям образ «хорошего ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.
При организации игр в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок
в 1 класс (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.
Развитие памяти
Игра «Дощечки»
Цель:Улучшение тактильной памяти, развитие запоминания ощущений.
Игровой материал:10 дощечек с разной шероховатостью. На обратной стороне поставлены порядковые номера от 1 до 10 и наклеены материалы: 1 — мех; 2 — наждачная бумага; 3 — ткань типа байки или фланели; 4 — расплавленный воск со свечи; 5 — толстый шнурок; 6 — спички или маленькие палочки; 7 — разломанные, наклеенные в беспорядке спички; 8 — целлофан, или клеенка, или фольга; 9 — бархат, замша, бархатная бумага; 10 — вельвет, рубчатая или джинсовая ткань.
Ход игры:Логопед раскладывает дощечки в ряд по порядку от 1 до 10. Ребенок закрывает глаза и тщательно, не торопясь, несколько раз ощупывает поверхность каждой дощечки, стараясь запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем логопед перемешивает дощечки (глаза у ребенка закрыты) и говорит: «А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке». Игра повторяется неоднократно.
Игра «Узор»
Цель:Развитие зрительной памяти.
Игровой материал:Бумага, карандаши, образцы с любыми несложными узорами.
Ход игры:Узор на образце предъявляется ребенку на 1-2 минуты. Затем логопед просит его нарисовать точно такой же по памяти. Можно предложить подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Дается возможность 1 минуту рассмотреть ее и воспроизвести по памяти из своих кубиков. Можно дать образец на бумаге, а дети выполняют задание из кубиков или из других объемных фигур.
Игра «Исчезнувший предмет» («Чего не стало?»)
Цель:Развитие зрительного внимания и памяти.
Ход игры:Логопед расставляет на столе 5 небольших игрушек. Детям предлагается запомнить, что находится на столе. Затем они отворачиваются, логопед прячет одну игрушку (первую или последнюю) и предлагает участникам игры отгадать, какая игрушка исчезла.
Игра «Что изменилось?»
Цель:Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
Ход игры:Логопед расставляет на столе 5 игрушек. Детям предлагается посмотреть на них, затем они отворачиваются. Логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (при повторении игры — в середине ряда) и предлагает детям восстановить последовательность игрушек в прежнем виде.
Упражнение «Запомни и нарисуй»
Цель:Развитие ориентировки образа в графическом пространстве, совершенствование зрительной памяти.
Раздаточный материал:На листах в клетку с левого края нарисовано несколько геометрических фигур (не более 4), по одному листу для каждого ребенка.
Ход работы:Логопед говорит: «Посмотрите на изображение на рисунке слева, запомните его и накройте листом бумаги. Теперь нарисуйте это изображение справа — в пустой клетке, соблюдая предложенную разметку».