Формирование учебных мотивов

В процессе подготовки детей к школе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чте­ние рассказов и разучивание стихотворений школьной тематики рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рису­нок «В какой школе я хочу учиться») и игры «в школу».

Рассказы и стихотворения следует подобрать так, чтобы пока­зать детям различные стороны школьной жизни: радость детей идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содер­жание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать товарищам, правила поведения на уроке и в школе. При­ведем примеры.

Стихотворения

Скоро в школу

Слыхали радостную весть? Мне скоро будет ровно шесть. А если человеку шесть, И у него тетрадки есть, И ранец есть, и форма есть, И счетных палочек не счесть, И он читать старается, То значит он (вернее, я), То значит он (вернее, я), Он в школу собирается.

И. Токмакова.

Я спрятала кукол, Играть не хочу. Мне некогда очень — Я буквы учу! Из них я сама Составляю слова. Сама прочитала «Дрова» и «трава». Дрова на дворе И трава на лугу. Теперь я большая, Читать я могу.

Н. Найденова.

Текст для пересказа После школы

Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у сто­ла, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Бу­дешь книги читать — будешь много знать».

Важно показать детям образ «хорошего ученика», строить бесе­ду с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения.

При организации игр в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок

в 1 класс (закрепление полученных знаний и представлений), моде­лирование школы будущего (формирование эмоционального отно­шения к школе, развитие творческого воображения и свободы мы­шления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

Развитие памяти

Игра «Дощечки»

Цель:Улучшение тактильной памяти, развитие запоминания ощущений.

Игровой материал:10 дощечек с разной шероховатостью. На обратной стороне поставлены порядковые номера от 1 до 10 и на­клеены материалы: 1 — мех; 2 — наждачная бумага; 3 — ткань типа байки или фланели; 4 — расплавленный воск со свечи; 5 — толстый шнурок; 6 — спички или маленькие палочки; 7 — разло­манные, наклеенные в беспорядке спички; 8 — целлофан, или кле­енка, или фольга; 9 — бархат, замша, бархатная бумага; 10 — вельвет, рубчатая или джинсовая ткань.

Ход игры:Логопед раскладывает дощечки в ряд по порядку от 1 до 10. Ребенок закрывает глаза и тщательно, не торопясь, не­сколько раз ощупывает поверхность каждой дощечки, стараясь за­помнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем логопед перемешивает дощечки (глаза у ребенка закрыты) и гово­рит: «А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке». Игра повторяется неоднократно.

Игра «Узор»

Цель:Развитие зрительной памяти.

Игровой материал:Бумага, карандаши, образцы с любыми не­сложными узорами.

Ход игры:Узор на образце предъявляется ребенку на 1-2 ми­нуты. Затем логопед просит его нарисовать точно такой же по памяти. Можно предложить подобное задание и на создание про­стой постройки из строительного материала. Дается возможность 1 минуту рассмотреть ее и воспроизвести по памяти из своих куби­ков. Можно дать образец на бумаге, а дети выполняют задание из кубиков или из других объемных фигур.

Игра «Исчезнувший предмет» («Чего не стало?»)

Цель:Развитие зрительного внимания и памяти.

Ход игры:Логопед расставляет на столе 5 небольших игру­шек. Детям предлагается запомнить, что находится на столе. За­тем они отворачиваются, логопед прячет одну игрушку (первую или последнюю) и предлагает участникам игры отгадать, какая игрушка исчезла.

Игра «Что изменилось?»

Цель:Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Ход игры:Логопед расставляет на столе 5 игрушек. Детям предлагается посмотреть на них, затем они отворачиваются. Лого­пед меняет местами первую и последнюю игрушки (при повторе­нии игры — в середине ряда) и предлагает детям восстановить последовательность игрушек в прежнем виде.

Упражнение «Запомни и нарисуй»

Цель:Развитие ориентировки образа в графическом простран­стве, совершенствование зрительной памяти.

Раздаточный материал:На листах в клетку с левого края на­рисовано несколько геометрических фигур (не более 4), по одному листу для каждого ребенка.

Ход работы:Логопед говорит: «Посмотрите на изображение на рисунке слева, запомните его и накройте листом бумаги. Теперь нарисуйте это изображение справа — в пустой клетке, соблюдая предложенную разметку».

Наши рекомендации