Г. а. волкова, м. о. филиппова, 2004


ком уровне находятся динамическая координация движений, пере-ключаемость и самоконтроль в общей, ручной и пальчиковой мото­рике, менее сформированы пространственная организация и стати­ческая координация движений. Темп движений ускоренный. На ухудшение лицевой мускулатуры влияют речевые судороги, гипер-кинезы, тики, миоклонусы.

Со значительной задержкой на протяжении дошкольного пери­ода у заикающихся детей формируется восприятие-воспроизведе­ние сенсорных свойств музыки, прежде всего ритмической структу­ры, звуковысотных, тембровых и динамических отношений, имею­щих аналогичные характеристики в экспрессивной речи. Нарушено слуховое внимание (наличие рассеянности, отвлекаемости или ги­перактивности), слуховое восприятие (снижение способности диф­ференцировать звуки), слуховая память (неправильное воспроизве­дение воспринятых ритмических структур), центральные процессы обработки речевых сообщений (низкий уровень вербальных анало­гий, грамматического оформления фразы). Нарушена устойчивость внимания при зрительном восприятии объектов различной формы, величины и цвета. Ко времени обучения в школе у заикающихся недостаточно сформированы зрительно-пространственные отноше­ния, нарушены точность, полнота, целенаправленность и обобщен­ность восприятия.

Дети этой группы более отвлекаемы, рассеяны, утомляемы. При выполнении заданий проявляют импульсивность, торопливость, не­сдержанность. Выслушав инструкцию, они сразу включаются в де­ятельность, но не могут сосредоточиться на выполнении задания. Им требуются дополнительные разъяснения для самоорганизации их психической деятельности

Большие сложности у заикающихся вызывает контекстная речь, когда детям приходится строить свое сообщение без опоры на наглядные пособия или действия. Во время рисования большин­ство детей не могут четко скоординировать действия руки и глаза. Двигательная неорганизованность связана с неустойчивостью вни­мания (особенно зрительного), которая обусловлена у одних повы­шенной возбудимостью, у других — заторможенностью.

Между здоровыми и заикающимися детьми имеются различия в ь мыслительной деятельности, в непроизвольной зрительной, произ-эльной зрительной, оперативной вербальной памяти. У детей за-руднена актуализация слов из долговременной памяти. Прежде |чем ребенок вспомнит необходимое слово, он произносит много Пополнительных слов, которых не было в предложенном ряду, гот факт можно рассматривать как компенсаторный механизм, Юмогающий заикающемуся при перечислении слов найти нужное.




Уровень волевой регуляции у большинства заикающихся до­школьников низкий. Они склонны к быстрому завершению дея­тельности, у них повышенная утомляемость, нет интереса к зада­нию, нет четко намеченного плана действия. Дети не могут оценить результат своего волевого действия. Работоспособность характери­зуется низкой врабатываемостью, что связано со снижением кон­центрации внимания, недоразвитием мотивационной сферы.

У заикающихся детей преобладают позитивные мотивы учения что связано с интересом к новой ситуации и новой социальной роли. Но их привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни, у них слабо развиты учебно-познавательные и социальные мотивы. Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учеб­ной деятельности и не оказывают существенного влияния на ус­пешность усвоения знаний. Дети занимаются при побуждении со стороны логопеда или воспитателя. Преобладание позиционного и внешних мотивов у заикающихся детей может быть связано с не-сформированностью у них правильных представлений о школе и учении, но более всего — с боязнью и тревогой перед предстоящим обучением.

Таким образом, у заикающихся 6-7 лет, по нашим данным, недостаточно сформированы психодинамические свойства (общи­тельность, эмоциональность, психомоторика, сенсорные функции, произвольное внимание, зрительное восприятие, невербальный ин­теллект) и психосодержательные свойства личности (познаватель­ная деятельность, критичность вербального мышления, психологи­ческая готовность к школьному обучению).

В основу коррекционного воздействия положены следующие принципы.

1. Принцип учета структуры дефекта, то есть рационального
соотношения работы над речевыми и неречевыми процессами, опре­
деляет, наряду с основными задачами преодоления заикания и раз­
вития свободного речевого общения, формирование таких психи­
ческих функций, как восприятие, внимание, память, мышление, твор­
ческая активность.

2. Принцип развития позволяет наметить задачи, этапы кор­
рекции, «зону ближайшего развития» ребенка.

3. Принцип комплексности реализуется в комплексном меди­
ко-психолого-педагогическом подходе устранения заикания.

4. Деятельностный принцип определяет использование игро­
вой деятельности на индивидуальных и подгрушювых занятиях
для развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер, зри­
тельно-моторных координации, психических функций.

Методические рекомендации даны на основе материалов, пред­ставленных в работах Н. И. Гугкиной (2000), В. М. Минаевой (2000), Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова (2001), Л. В. Фоми­ной (2001).

Формирование эмоций

Игра «Прочитай письмо»

Цель:Развитие способности определять эмоциональное состоя­ние по схематическим изображениям и объединять разные изоб­ражения единым сюжетом.

Ход игры:Почтальон (им может быть логопед, затем ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме с помощью мимических схем изображено по 2-3 эмоцио­нальных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме. Когда дети научатся сочинять рас­сказы по коротким письмам, можно увеличить количество изобра­жений и предложить им самим сочинить и написать письмо (в виде пиктограмм), а затем, обменявшись ими, расшифровать посла­ния сверстников.

Игра «Нарисуй облако»

Цель:Развитие воображения, сосредоточенности, умения пере­давать свое эмоциональное состояние в рисунке.

Ход игры:Детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.

Игра «Радость»

Цель:Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом; учить слушать и понимать музы­кальные произведения; учить детей передавать заданное эмоцио­нальное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию (сопереживание).

Ход игры: 1.Слушание пьесы П. И. Чайковского «Новая кук­ла». Вопросы к детям: О чем вы думали, когда слушали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное слушание музыкального произведения. Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или дру­гую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании звуча-

ния музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали ря дость.

3. Беседа. Сделать акцент на том, что все дети во время танца
выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как
человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к
выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека
его способностей и от самого события.

4. Рисование по теме «Радость». Предложить желающим рас­
сказать о своем рисунке.

5. Ответы детей на вопрос «Что такое радость?»

Игра «Доктор Айболит»

Цель:Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Ход игры:Логопед (затем ребенок) выполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор под­ходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. После того, как док­тор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них больше ничего не болит.

Воспитание воли

Упражнение «Графический диктант»

Цель: Научить детей слушать логопеда и выполнять его инст­рукции, развивать способность управлять своей деятельностью в соответствии с поставленной задачей, сформировать графический навык, зрительный анализ, пространственные представления.

Ход работы:«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: логопед дает пошаговую инструкцию, дикту­ет последовательность графических действий, а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование последовательности условных знаков. Например, логопед предла­гает детям рисовать узор: «Поставьте карандаш на красную точку (в тетради заранее проставляют необходимые для выполнения уп­ражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку... а теперь продолжите этот узор до конца строчки».

Для тренировки волевой готовности заикающихся детей полез­ны и графические диктанты, в которых они рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоуголь-0яки под диктовку или по заданному образцу. Ребенок может под­черкивать или вычеркивать определенную геометрическую фигуру или букву (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание де­тей, их умение сосредоточиться, работоспособность.

Игровая ситуация «Разнести письма»

Цель: Развитие внимания, умения сосредоточиться и способнос­ти выполнять действия по словесной инструкции.

Игровой прием: На доску прикрепляются изображения разных домиков, это город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача: разнести письма точно по адресам.

Ход игры: Ребенок получает задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и не повторяется. Об этом детей предупреждают заранее. Ребенок направляется к горо­ду, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо. Логопед сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро шел, домик он быстро нашел», «Что-то долго он идет, до­мик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нужный до­мик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть, его надо повторить».

Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более раз­вернуто, с большим количеством признаков.

По мере коррекции заикания задания усложняются: доставить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются отдельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «Дом, в котором живет бабушка, которая любит голубей» — на окне этого дома сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «Дом, в котором ищут потерявшуюся собаку» — у дома стоит конура с оборванной веревкой.

Таким образом дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопос­тавлять содержание задания с реально воспринимаемой ситуаци­ей. Иногда в адресе только частично указываются приметы доми­ка, а остальные приметы не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату.


Наши рекомендации