Г. а. волкова, м. о. филиппова, 2004
ком уровне находятся динамическая координация движений, пере-ключаемость и самоконтроль в общей, ручной и пальчиковой моторике, менее сформированы пространственная организация и статическая координация движений. Темп движений ускоренный. На ухудшение лицевой мускулатуры влияют речевые судороги, гипер-кинезы, тики, миоклонусы.
Со значительной задержкой на протяжении дошкольного периода у заикающихся детей формируется восприятие-воспроизведение сенсорных свойств музыки, прежде всего ритмической структуры, звуковысотных, тембровых и динамических отношений, имеющих аналогичные характеристики в экспрессивной речи. Нарушено слуховое внимание (наличие рассеянности, отвлекаемости или гиперактивности), слуховое восприятие (снижение способности дифференцировать звуки), слуховая память (неправильное воспроизведение воспринятых ритмических структур), центральные процессы обработки речевых сообщений (низкий уровень вербальных аналогий, грамматического оформления фразы). Нарушена устойчивость внимания при зрительном восприятии объектов различной формы, величины и цвета. Ко времени обучения в школе у заикающихся недостаточно сформированы зрительно-пространственные отношения, нарушены точность, полнота, целенаправленность и обобщенность восприятия.
Дети этой группы более отвлекаемы, рассеяны, утомляемы. При выполнении заданий проявляют импульсивность, торопливость, несдержанность. Выслушав инструкцию, они сразу включаются в деятельность, но не могут сосредоточиться на выполнении задания. Им требуются дополнительные разъяснения для самоорганизации их психической деятельности
Большие сложности у заикающихся вызывает контекстная речь, когда детям приходится строить свое сообщение без опоры на наглядные пособия или действия. Во время рисования большинство детей не могут четко скоординировать действия руки и глаза. Двигательная неорганизованность связана с неустойчивостью внимания (особенно зрительного), которая обусловлена у одних повышенной возбудимостью, у других — заторможенностью.
Между здоровыми и заикающимися детьми имеются различия в ь мыслительной деятельности, в непроизвольной зрительной, произ-эльной зрительной, оперативной вербальной памяти. У детей за-руднена актуализация слов из долговременной памяти. Прежде |чем ребенок вспомнит необходимое слово, он произносит много Пополнительных слов, которых не было в предложенном ряду, гот факт можно рассматривать как компенсаторный механизм, Юмогающий заикающемуся при перечислении слов найти нужное.
Уровень волевой регуляции у большинства заикающихся дошкольников низкий. Они склонны к быстрому завершению деятельности, у них повышенная утомляемость, нет интереса к заданию, нет четко намеченного плана действия. Дети не могут оценить результат своего волевого действия. Работоспособность характеризуется низкой врабатываемостью, что связано со снижением концентрации внимания, недоразвитием мотивационной сферы.
У заикающихся детей преобладают позитивные мотивы учения что связано с интересом к новой ситуации и новой социальной роли. Но их привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни, у них слабо развиты учебно-познавательные и социальные мотивы. Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на успешность усвоения знаний. Дети занимаются при побуждении со стороны логопеда или воспитателя. Преобладание позиционного и внешних мотивов у заикающихся детей может быть связано с не-сформированностью у них правильных представлений о школе и учении, но более всего — с боязнью и тревогой перед предстоящим обучением.
Таким образом, у заикающихся 6-7 лет, по нашим данным, недостаточно сформированы психодинамические свойства (общительность, эмоциональность, психомоторика, сенсорные функции, произвольное внимание, зрительное восприятие, невербальный интеллект) и психосодержательные свойства личности (познавательная деятельность, критичность вербального мышления, психологическая готовность к школьному обучению).
В основу коррекционного воздействия положены следующие принципы.
1. Принцип учета структуры дефекта, то есть рационального
соотношения работы над речевыми и неречевыми процессами, опре
деляет, наряду с основными задачами преодоления заикания и раз
вития свободного речевого общения, формирование таких психи
ческих функций, как восприятие, внимание, память, мышление, твор
ческая активность.
2. Принцип развития позволяет наметить задачи, этапы кор
рекции, «зону ближайшего развития» ребенка.
3. Принцип комплексности реализуется в комплексном меди
ко-психолого-педагогическом подходе устранения заикания.
4. Деятельностный принцип определяет использование игро
вой деятельности на индивидуальных и подгрушювых занятиях
для развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер, зри
тельно-моторных координации, психических функций.
Методические рекомендации даны на основе материалов, представленных в работах Н. И. Гугкиной (2000), В. М. Минаевой (2000), Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова (2001), Л. В. Фоминой (2001).
Формирование эмоций
Игра «Прочитай письмо»
Цель:Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Ход игры:Почтальон (им может быть логопед, затем ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме с помощью мимических схем изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме. Когда дети научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений и предложить им самим сочинить и написать письмо (в виде пиктограмм), а затем, обменявшись ими, расшифровать послания сверстников.
Игра «Нарисуй облако»
Цель:Развитие воображения, сосредоточенности, умения передавать свое эмоциональное состояние в рисунке.
Ход игры:Детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.
Игра «Радость»
Цель:Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом; учить слушать и понимать музыкальные произведения; учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию (сопереживание).
Ход игры: 1.Слушание пьесы П. И. Чайковского «Новая кукла». Вопросы к детям: О чем вы думали, когда слушали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное слушание музыкального произведения. Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании звуча-
ния музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали ря дость.
3. Беседа. Сделать акцент на том, что все дети во время танца
выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как
человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к
выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека
его способностей и от самого события.
4. Рисование по теме «Радость». Предложить желающим рас
сказать о своем рисунке.
5. Ответы детей на вопрос «Что такое радость?»
Игра «Доктор Айболит»
Цель:Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.
Ход игры:Логопед (затем ребенок) выполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них больше ничего не болит.
Воспитание воли
Упражнение «Графический диктант»
Цель: Научить детей слушать логопеда и выполнять его инструкции, развивать способность управлять своей деятельностью в соответствии с поставленной задачей, сформировать графический навык, зрительный анализ, пространственные представления.
Ход работы:«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: логопед дает пошаговую инструкцию, диктует последовательность графических действий, а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование последовательности условных знаков. Например, логопед предлагает детям рисовать узор: «Поставьте карандаш на красную точку (в тетради заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку... а теперь продолжите этот узор до конца строчки».
Для тренировки волевой готовности заикающихся детей полезны и графические диктанты, в которых они рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоуголь-0яки под диктовку или по заданному образцу. Ребенок может подчеркивать или вычеркивать определенную геометрическую фигуру или букву (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться, работоспособность.
Игровая ситуация «Разнести письма»
Цель: Развитие внимания, умения сосредоточиться и способности выполнять действия по словесной инструкции.
Игровой прием: На доску прикрепляются изображения разных домиков, это город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача: разнести письма точно по адресам.
Ход игры: Ребенок получает задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и не повторяется. Об этом детей предупреждают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо. Логопед сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро шел, домик он быстро нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть, его надо повторить».
Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более развернуто, с большим количеством признаков.
По мере коррекции заикания задания усложняются: доставить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются отдельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется. Например: «Дом, в котором живет бабушка, которая любит голубей» — на окне этого дома сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «Дом, в котором ищут потерявшуюся собаку» — у дома стоит конура с оборванной веревкой.
Таким образом дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание задания с реально воспринимаемой ситуацией. Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные приметы не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату.