Итоговая запись после 3,5 месяцев лечения
Вчера на работе, мы отмечали Новый год, естественно без тостов не обо шлось. Обычно, тосты произносят одни и те же, причём желающих выступить мало, и начальник нашего отдела начинает выбирать жертву, которую прину. дительно просит что-нибудь сказать. На этот раз первой жертвой стала я раньше ничего подобного не происходило, коллеги, зная мою проблему, просто не трогали меня.
Я не буду кривить душой, говоря, что я, не волновалась, — нет, конечно зке волновалась, понимая, что людям интересно, что же произошло с моей речью за эти три с половиной месяца, но я говорила, и меня слушали! Я первый раз говорила тост (не рассматриваю тосты, произнесенные на кухне мужу или подруге), в полной тишине в окружении 20 человек, не выкрикивая параллельно с кем-то отдельные фразы, а одна. Я говорила, а в моей голове сидела мысль: как же это здорово говорить, и как мне нравится это делать. Мне нравится рассуждать, разглагольствовать, если хотите, быть в центре внимания, не думая: «Господи, когда же это закончится!», и как здорово, когда тебя слушают. Почему люди, не страдающие заиканием, стесняются высказываться — это так здорово!
Кто-то может сказать: «Подумаешь, сказала тост, ну и что!», возможно, он будет прав, но только отчасти. Когда человек чего-то лишен, пусть даже такой малости, и вдруг эта «малость» ему удается, ощущения — супер!
Всем очень понравилось мое поздравление, выпили, закусили, как полагается, и начался всеобщий восторг! Все, как один, решили, что я уже вылечилась, не припомню, сколько раз я плевала через левое плечо, говоря всем: «Подождите, еще много нужно работать, не сглазьте», в итоге мои коллеги начали убеждать меня, что все, все уже сделано, все позади, и я больше не заикаюсь! А когда я им рассказала, некоторые варианты речевых тренировок, новогоднее празднество превратилось в настоящее веселье. Честное слово, я никогда не видела, чтобы мои коллеги так от души смеялись.
Ну да ладно, все хорошо, хоть я и понимаю, что впереди еще, пахать и пахать.
А если честно, больше всего мне понравился ответный тост моих коллег, причем он был произнесен честно, до веселеньких рассказов про устраивания на работу и выступления в школах. А тост был очень прост, всего лишь одно, и не очень-то длинное кстати, слово — за ПРЕОДОЛЕНИЕ! Но как много оно значит для нас!
В любом случае, если бы я поаерила в реальность всего этого в самом начале, не было бы столько переживаний и комплексов по поводу медленной речи. Ведь действительно, все то, что мы делали, вызывает у окружающих только уважение и признание.
Все это наше «пение» только повышает наш человеческий статус! Сплошные плюсы: избавляешься от заикания и становишься сильнее, увереннее во всем и везде. Ведь все окружающие не дураки, и признают гораздо быстрее то, что доступно не всем, а то, что делаем мы, может сделать далеко не каждый. В нашем случае цель оправдывает средства! Очень хочется победить!
Литература
Арутюнян (Андронова) Л. 3. Как лечить заикание. М., 1993.
Арутюнян Л. 3. Способ лечения заикания. Патент № 1337085. Россия, 1991.
Арутюнян Л. 3. Способ лечения заикания. Патент № 2210395. Россия, 2003.
}Кинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: Новый психологический способ лечния. М., 1913.
Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логонев-розов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974.
Gregory H., Hill D. Modifying stuttering and modifying speech in the treatment of stuttering // Proceedings of the third World congress of fluency disorders. Nyborg, 2000. P. 263-266.
Harutyunyan L. F method for elimination speech disfluency while preserving intonational contures // Proceedings of the Second World Congress on Fluency Disorders. San Francisco, 1997.
Harutyunyan M., Haruryunyan L. Time characteristics of some speech types used in stuttering therapy // Proceedings of the third World congress of fluency disorders. Nyborg, 2000. P. 240-242.
Rustin L., Botterill W. A Family approach to communication skills training in stuttering children // Proceedings of the third World congress of fluency disorders. Nyborg, 2000. P. 288-291.
Van Riper C. The nature of stuttering. 2nd ed. Englewood, Cliffs, New York, 1982.
Арутюнян Мигран Арутюнович
Арутюнян Лия Зиновьевна
Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова
E-mail: [email protected]
Г. А. Волкова, М. О. Филиппова