В методике устойчивой нормализации речи

ЗАИКАЮЩИХСЯ

Мы давно пришли к выводу, что в основном лечение заикания должно проходить не в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении. В связи с этим особую роль в процессе терапии мы отводим функциональ­ным тренировкам (ФТ). ФТ используются практически в любой методике. Обычно их задача заключается в формировании навы­ков уверенного поведения, в смягчении логофобии, в повышении самооценки и т. д. (Gregory, Hill, 2000; Шкловский, 1974; Rustin, Botterill,2000; Неткачев,1973; Van Riper, 1974).

В разработанной нами методике ФТ играют совершенно иную роль. По сути, весь курс лечения, который длится 7 месяцев, пред­ставляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в условиях естественного обще­ния пациенты последовательно отрабатывают и доводят до авто­матизма все элементы и приемы методики, которым обучаются в логопедическом кабинете. Они как бы сами строят дом по нашим чертежам.

В проведении ФТ мы выделяем два основных периода: базовый (4 мес.) и заключительный (Змее.). Групповые логопедические за­нятия в течение базового периода распределены следующим обра­зом: вначале интенсивный курс логопедических занятий — 12 дней, затем 5 двухдневных занятий, как правило — первые через 2 неде­ли, а далее каждый месяц. В заключительном периоде проводятся три двухдневных занятия. Продолжительность каждого занятия 5-6 часов. Группы (не более 5 чел.) формируются по возрастному принципу без учета тяжести и формы заикания.

Цель данной работы — обозначить основные особенности пред­ложенной нами системы ФТ во время базового периода, описать

1 Л. 3. Арутюнян, М. А. Арутюнян, 2004

примерные схемы их проведения и с помощью дневниковых запи­сей показать, что поставленные задачи реально выполнимы.

Характер ФТ в заключительном периоде существенно изменя­ется и в данной работе обсуждаться не будет.

Представленная система ФТ стала возможной потому, что разра­ботанная нами методика (Арутюнян, 1991,1993, 2003; Harutyunyan, 1997) уже в самом начале лечения позволяет пациентам понять, что можно говорить без заикания. Уточним, что мы понимаем под словом «не заикаться». Мы считаем, что основой заикания являет­ся триада: желание скрыть дефект, волнение, связанное с актом коммуникации и речевые неплавности (Арутюнян, 1993). Поэтому, с нашей точки зрения, можно сказать, что человек не заикается, если даже в эмоционально значимых ситуациях, он способен говорить без спазматических задержек, не прибегая к приспособительным уловкам, не скрывая факта лечения, не испытывая тяжести произ­несения слов, ощущая спокойствие во время речи.

Безусловно, «не заикаться» еще не означает говорить нормаль­но. Например, на значительно замедленном темпе как правило все заикающиеся говорят не заикаясь, однако далеко не нормально. Тем не менее «не заикаться» в течение всего курса лечения явля­ется необходимым условием достижения устойчивых положитель­ных результатов. Мы считаем, что бессмысленно пытаться изле­чить заикание на фоне заикания.

Такой подход определяет одну из принципиальных особеннос­тей предложенной системы ФТ. С первых дней лечения речь на­ших пациентов (пусть вначале на значительно замедленном тем­пе) свободна от заикания. Фраза «Я больше не заикаюсь» как девиз, как определитель цели, повторяется на каждом этапе лече­ния с той лишь разницей, что речь пациентов постепенно стано­вится нормальной по темпу, интонации, сложности и продолжи­тельности высказывания.

Другой важной особенностью наших ФТ является то, что они позволяют с помощью посильных шагов постоянно достигать но­вых положительных результатов, приближая пациентов к цели. Как показала практика, это единственный способ, позволяющий надежно формировать и поддерживать мотивацию. Действительно, именно положительный результат после выполненного задания побуждает желание выполнить следующее. Наоборот, любые кар­тины неудач, при удивительно развитом у заикающихся «черном» воображении, дорисовываются и укрупняются, что расшатывает веру в успех, приводя к потере мотивации.

Но самая главная задача ФТ — связать речь и спокойствие. Заикающимся практически незнакомо состояние спокойствия во

время общения. Даже вне акта речи они заняты оценкой прощед. шей речевой ситуации, переживанием по ее поводу и прогнозиро­ванием очередной. Закрепленная эмоциональной памятью тревога сопровождающая процесс речи, становится для них настолько при­вычной, что, по сути, можно говорить о «рефлексе тревоги». Ддя достижения устойчивой нормализации речи необходимо противо­поставить ей «рефлекс спокойствия».

С обязательным учетом указанных особенностей строится схе­ма проведения ФТ на каждом этапе лечения.

Для того, чтобы изначально исключить заикание, занятия в пер­вые десять дней проводятся на фоне значительного ограничения речи. Спонтанная речь полностью исключается. На время мы как бы останавливаем старую патологическую речевую систему, а саму коррекционную работу начинаем не со слова и фразы, а с мини­мальной единицы речи — слога, так как даже слог «заражен» заи­канием (Harytyunyan, 1997). Понятно, что, минуя работу над сло­гом, мы рискуем строить здание речевого здоровья из некачествен­ных «кирпичиков» и не можем поручиться за успех такого строительства.

В начале лечения на логопедических занятиях и при функцио­нальных тренировках мы учим пациентов отрабатывать спокой­ный взгляд. Затем всего лишь озвучивать выдох и только после этого, используя мягкую атаку голоса, произносить отдельные сло­ги, связывая их с расслаблением.

Когда это задание достаточно легко выполняется, появляется возможность перехода к произнесению отдельных слов и фраз с ощущением расслабления. На третий-четвертый день лечения па­циенты уже начинают задавать вопросы посторонним, используя очень медленную (~ 1 слог/сек) послоговую речь. Известно, что она позволяет исключить спазматические задержки практически при любой степени тяжести дефекта (Жинкин, 1958; Harytyunyan, 2000). Но что еще более важно, появляется возможность ощутить расслабление и спокойствие во время речи с посторонними.

Такого рода вопросы представляют для заикающихся значи­тельные психологические трудности. Для того, чтобы пациенты решились на такой трудный шаг, нужно найти веские аргументы, которые помогли бы им понять, что это действительно необходи­мо. Для облечения этой задачи, вначале логопед или родитель на собственном примере показывают, что это вполне реально. Затем они обращаются к посторонним людям и просят выслушать леча­щегося. Совершенно необычная речь, не оставляющая никаких иллюзий относительно производимого впечатления, и, одновремен­но, впервые возникшие приятные ощущения, связанные с тем, что заикание больше не властвует над ними, приводит к тому, что, как

правило, после нескольких дней тренировок, необходимость посто­ронней помощи отпадает. Пациенты уже сами выполняют эти за­дания.

Послоговая речь используется не более 7 дней, пока пациенты обучаются речи синхронизированной с движениями пальцев веду­щей руки (Арутюнян, 1993). Условно такую речь мы называем «речью с рукой».

С этого момента вся дальнейшая речевая работа, в том числе и ФТ, проводится только с опорой на руку. Последовательно органи­зованные движения пальцев ведущей руки, включая альтернатив­ный канал обратной связи, восстанавливают внутреннюю синхро­низацию естественного речевого цикла, устраняя спазматические задержки (Арутюнян, 1993). Кроме того, характер движения паль­цев определяет темп речи, диктует ритмико-интонационный рису­нок фразы, налаживает паузацию.

С одной стороны — интенсивные тренировки, позволяющие свя­зать ощущение руки с состоянием расслабления и спокойствия, с другой стороны — постоянная речь с рукой приводят к тому, что сам акт речи начинает ассоциироваться с расслаблением и спо­койствием. В итоге, благодаря руке, новая речь становится как бы источником спокойствия, в противоположность старой речи, свя­занной с постоянной тревогой. Кроме этого, рука «хранит» па­мять о новом голосе, взгляде и осанке. Если к этому добавить еще то, что со временем характер движения пальцев меняется, а на заключительном этапе их видимые движения постепенно заменя­ются идеомоторными движениями (Арутюнян, 2003), то можно ска­зать, что рука воистину выполняет роль второго артикуляторного аппарата (Кольцова, 1970).

По сути, как только, после предварительной подготовки, рука подключается к речевой работе, начинается уверенный уход от заи­кания — вначале очень медленный и мало заметный, а далее все более стремительный.

В первые полтора месяца «речь с рукой» по своему темпу прак­тически не отличается от послоговой, но новая речь без спазмати­ческих задержек, связанная с расслаблением и спокойствием, ста­новится решающим противовесом заиканию. В ней есть уже на­дежная основа (уверенность, спокойствие), чтобы в дальнейшем сформировать интонационно окрашенную, прекрасную речь.

С первых вопросов посторонним, мы постоянно подчеркиваем, что вопросы просто без спазматических задержек малого стоят. Новая осанка во время речи, зрительный контакт, мягкая атака звука, расслабление, связанное с речью — вот задача, которую мы ставим перед пациентами.

Вся речевая работа должна проводиться очень интенсивно. Число вопросов посторонним в день не менее 30. Они задаются в самых разнообразных ситуациях ( на улице, в магазинах, очередях, на остановках и т. д.). В конечном итоге «все решают речевые побе­ды» — количество и качество вопросов.

Уже на такой медленной речи на восьмой день интенсивного курса лечения пациенты начинают выступать самостоятельно. По окончанию интенсивного курса лечения каждый пациент получает письмо в школу, институт или на работу, в котором сообщается, что в течение первых двух месяцев пациент должен говорить в любых ситуациях медленно, школьников необходимо опраши­вать как можно чаще, не долго, не утомляя, не обязательно на оценку, в основном с целью речевой тренировки. Мы обращаемся к учителям и коллегам также с просьбой оценивать речь и речевое поведение заикающегося, заполняя рейтинговые опросники. Кроме того, просим об оказании моральной поддержки.

Обязанностью родителей становится устанавливать тесную связь с учителями, время от времени присутствуя на уроках. О каждой замеченной ошибке сразу сообщается логопеду. Невозможно пред­ставить себе работу по коррекции заикания без самой тесной по­стоянной связи родителей и специалиста.

Кроме выступлений в своей школе, институте, на работе пациен­ты постоянно расширяют круг общения, выступая в других школах, общаясь в различных учреждениях (например, с руководителями школ, аптек, больниц), закрепляя и проверяя новый навык речи и поведения. Поскольку значительная роль в лечении отводится са­мостоятельной работе, то понятно, что качество выполнения этой работы во многом определяет успех лечения. Известно, что заикаю­щиеся во время волнения, как правило, стремятся ускорить темп речи, причем они сами чаще всего не замечают этого. Поэтому мы просим их быть на вопросах с диктофонами, с тем чтобы они затем всегда могли оценивать свою речь и исправлять ошибки.

Раз в месяц в большой аудитории (в этом нам помогают лого­педические отделения педагогических вузов) проводятся речевые экзамены, на которых обязательно присутствуют все лечащиеся. Слушатели оценивают речь пациентов, используя рейтинговые опросники. Весь ход речевых экзаменов фиксируется на видеока­меру и затем детально анализируется вместе с пациентами. Есте­ственно, что отметить все недостатки речи может только специа­лист. Однако оценка аудитории имеет большое значение для на­ших пациентов, в том числе и психологическое.

Такие экзамены являются необходимым элементом системы ФТ и проводятся как во время всего курса лечения, так и в течение года после его окончания. И если все это время пациенты уже без

помощи руки, на нормальном темпе не испытывали речевых зат­руднений, навязчивых мыслей, не прибегали к приспособительным уловкам, не контролировали речь, мы считаем, что их речь действи­тельно устойчиво нормализована.

Продуманные и посильные задачи, их добросовестное и точное выполнение позволяют пациентам уже на четвертом месяце лече­ния добиться совершенно плавной речи с рукой на нормальном темпе. По внутреннему спокойствию и уверенности они часто даже превосходят многих нормально говорящих людей. За это время у пациентов рождается и укрепляется вера в невозможность рециди­вов заикания.

В качестве примера мы приводим ниже в сокращенном виде отдельные дневниковые записи двух пациентов одной группы.

М.Т. 34 года.

Запись до начала лечения

При заикании сильно напрягаются мышцы лица и шеи. Бывает трудно начать говорить, вообще выдавить из себя какой либо звук. Одна только мысль о необходимости публичного выступления приводит меня в ужас. Довольно часто я не могу назвать своего имени. И меня удивленно спрашивают: «Ты что, свое имя забыла?».

Наши рекомендации