Послание от имени госпожи Е.П.Блаватской
зачитанное Бертрамом Кейтли[640]
Е.П.Блаватская поручила мне зачитать за нее, насколько я сумею это сделать по памяти, то, что она пожелала передать съезду через меня, поскольку сама она слишком больна, чтобы лично написать свое обычное приветственное письмо.
Братья и соратники теософы!
Новый цикл, открывшийся для теософии, уже начал приносить свои плоды. Прогресс, достигнутый нашим движением за последний год, заметен как никогда, однако, вдохновляя нас, он служит и напоминанием о том, что не за горами время сбора урожая, а за ним вскоре наступит зима с буранами и метелями. Поэтому, поздравляя всех вас, мои искренние и активные соратники, и особенно моего дорогого коллегу, г-на У.К.Джаджа, вынуждена, настоятельно рекомендовать вам не расслабляться, а скорее умножить ваши усилия.
Оглядываясь на прошедший год, видишь, как много было достигнуто благодаря силе единства и бескорыстной преданности работе.
В течение 1888-1889 гг. в Америке было образовано только шесть отделений, тогда как за прошлый год возникло пятнадцать дополнительных отделений и, соответственно, еще более выросло количество членов Теософского Общества.
Но еще более важно изменение в настрое членов относительно Общества и его работы, и признаков этого предостаточно. Прошедшие двенадцать месяцев свидетельствуют о повышении активности в истинно теософском труде и стремлении помочь ближним, чем за любой предшествующий год в истории Теософского Общества на Западе. Есть зримые, хотя и постепенно вырисовывающиеся признаки того, что члены Общества, наконец, пробуждаются от спячки, от апатии и постепенно принимаются по-настоящему осуществлять на деле первый принцип теософии — Всемирное Братство. Они постепенно оживают для выполнения своего долга помогать окружающим, как в свое время помогали им самим, донося до всех знание животворных истин теософии.
Растущую поддержку получает программа распространения брошюр по почте, многие предлагают свое добровольное содействие, на наш счет со все большей эффективностью и рвением пересылают денежные средства для осуществления этой работы. Отделения Теософского Общества на тихоокеанском побережье подали пример того, как брать на себя задачу систематического и организованного выполнения этой работы как вспомогательной, и душевный подъем, искренность ее исполнителей заслуживает всяческих похвал. Должна выразить искреннюю признательность множеству честных и преданных членов Теософского Общества в Америке, столь благородно и великодушно откликнувшихся на мою просьбу помочь спасти и продолжить издание журнала «Lucifer». От всей души хотела бы поблагодарить их лично, всех и каждого в отдельности; результаты их усилий непременно скажутся на дальнейших успехах журнала в будущем.
В Англии мы за минувший год стали свидетелями быстрого роста и стремительного расширения Теософского Общества и его деятельности. Наше дело приобрело двух преданных и благородных приверженцев, чьи имена вот уже многие годы широко известны в связи с усилиями по оказанию реальной помощи страждущему человечеству. Это Анни Безант и Герберт Бэрроуз. В их лице наше движение обогатилось талантливыми пропагандистами, умело пользующимися и пером, и ораторской трибуной. Они в немалой степени восполнили острую потребность в ораторах, способных в истинном свете показать теософию самой широкой аудитории; особенно глубоко я признательна Анни Безант за ее сотрудничество и неоценимую помощь в руководстве журналом «Lucifer».
За прошедшие двенадцать месяцев здесь были образованы новые отделения Теософского Общества, наши ряды пополнились большим количеством новых членов, между тем как рост общего интереса к теософии заметен по изменившемуся тону публикаций в прессе, частому появлению в печати писем и статей, касающихся теософии. В Лондоне этот интерес настолько усилился, что для еженедельных собраний Ложи Блаватской нам пришлось построить большой конференц-зал в новой Штаб-квартире, куда мы переедем в августе, так как старое здание уже слишком мало, чтобы вместить всех интересующихся, желающих присутствовать на собраниях.
Большую помощь нашей работе оказало продолжительное пребывание в Англии полковника Олькотта. Лекции, которые он читал по всей Англии и в Ирландии, дали толчок созданию нескольких новых отделений Теософского Общества, а его личный пример и огромное влияние внесли немалый вклад в нашу деятельность по всем направлениям. Лично мне присутствие полковника принесло огромное удовлетворение и несказанную радость и прибавило сил, когда «двое основателей» еще раз потрудились вместе, рука об руку, что сказалось во всех сферах нашей работы.
Я с большим сожалением восприняла тот факт, что г-н Олькотт уехал в Индию, так и не сумев нанести обещанный визит в Америку, но Теософскому Обществу на Востоке присутствие этого человека нужнее, а кончина г-на Пауэлла способствовала безотлагательному возвращению полковника в Индию. Не будучи лично знакома с г-ном Пауэлом, все же не могу не отдать дань уважения его памяти и признательности за блестящую работу, проделанную им для нашего Общества, и за его благородное, абсолютное самопожертвование для служение человечеству. Полковника Олькотта при его возвращении в Индию сопровождали два наших здешних сотрудника: г-н Баулз Дэйли и г-н Э.Д.Фосетт, присутствие которых в Адьяре, я уверена, будет весьма ценным для моего дорогого коллеги, нашего президента-основателя.
В значительной степени мы обязаны нашими результатами крепнущему духу солидарности и, в первую очередь, притоку свежих сил, которые влились в Теософское Общество благодаря организации Эзотерической Секции. Членам этой Секции хочу сказать: посмотрите и осознайте, каких огромных результатов могут достичь те, кому приходится по-настоящему, искренне, объединив бескорыстные усилия, трудиться на благо человечества. Пусть достижения, которыми ознаменовался этот год, станут безошибочным подтверждением огромной ответственности, возложенной на вас, ответственности не только перед Теософским Обществом, но и перед всем человечеством.
Поэтому не ослабляйте своих усилий ни на мгновение; каждый день работайте сплоченно, плечом к плечу, встаньте, как один, что бы ни было на дворе — прекрасная погода или гроза, — и тогда победа нашего дела, которому вы поклялись служить, будет обеспечена. Если действовать в унисон с вашим Высшим Я, то ваши усилия могут и должны оказаться плодотворными для Теософского Общества, для вас самих, для Человечества. И ближайшие годы обеспечат устойчивый, здоровый рост, крепкую, единую организацию, прочный, надежный, эффективный инструмент, готовый к тому, чтобы его взяли в свои руки наши Учителя.
Сумеете сплотиться, проникнувшись истинным чувством солидарности, подлинным духом Всемирного Братства — и тогда никакая сила не сможет вас одолеть, никакое препятствие не сможет остановить ваше развитие, никакая преграда не сумеет сдержать продвижение теософии в грядущем веке.
Но довольно о прошлом. Пусть вдохновение, которое мы черпаем из этого обзора результатов, достигнутых в истекшем году, подвигнет нас на еще большие старания и более напряженные усилия. Пусть все почувствуют, что есть сила, стоящая за Обществом, которая даст нам столь необходимую энергию, что позволит нам перевернуть мир, если мы всего лишь объединимсяи будем работать,как один разум, одно сердце.
Наставники требуют лишь, чтобы каждый делал все, что в его силах, и прежде всего — чтобы каждый стремился по-настоящему ощутить себя единым целым со своими товарищами по работе. Требуется не бесцветное согласие по интеллектуальным вопросам или невозможное единодушие в том, что касается всех деталей работы, а истинная, искренняя, сердечная преданность нашему делу, благодаря которой каждый будет готов изо всех сил помогать собрату трудиться ради этого дела, и неважно, пришли мы к согласию относительно точной методики выполнения работы или нет. Единственный человек, который абсолютно неправ в своих методах, — это тот, кто ничего не делает; каждый может и должен сотрудничать со всеми и все — с каждым в духе благожелательного товарищества, дабы способствовать тому, чтобы теософия в вашей стране вошла в дом каждого ее обитателя.
Давайте смотреть вперед, а не оглядываться. Что год грядущий нам готовит? Первым делом должна кое о чем предупредить. По мере того как разворачиваются приготовления к новому циклу, с появлением на американском континенте предвестников новой подрасы начинают пробуждаться к жизни и расти дремлющие в человеке скрытые силы. Отсюда и быстрый рост таких движений, как Христианская наука[641], Излечение разума, Метафизическое исцеление, Духовное исцеление и т. д. Все эти движения представляют собой не что иное, как различные фазы проявления подобных растущих сил, пока еще не понятых и, следовательно, слишком уж часто по невежеству неправильно используемых.
Поймите раз и навсегда, что ни в одном из этих проявлений нет ничего «духовного» или «божественного». Осуществляемые с их помощью исцеления обусловлены всего-навсего бессознательным применением оккультной силы на низших планах бытия: обычно это прана, то есть потоки жизненной энергии. Противоречивые теории всех этих школ основаны на неправильно понимаемой и неверно применяемой метафизике, а нередко — на гротескно нелепых логических заблуждениях.
Но вот одна общая черта, присущая большинству из этих школ, — черта, которая представляет наибольшую опасность в ближайшем будущем. Почти в каждом случае общий смысл всех этих учений сводится к тому, что в результате люди начинают рассматривать процесс исцеления как связанный с воздействием на разум пациента. Здесь кроется опасность, ибо любой подобный процесс, какими бы хитрыми словами ни пытались замаскировать и скрыть его бросающиеся в глаза изъяны, представляет собой манипуляцию пациентом.
Иначе говоря, всегда, когда целитель покушается на свободное мышление человека, которого он лечит, — это черная магия.
Так называемые «целительские» науки уже используются как способ заработать себе на жизнь. Вскоре какой-нибудь проницательный человек поймет, что подобными процессами можно активно воздействовать на сознание окружающих, ориентируя его в самых разных направлениях, и если однажды позволить корыстным побуждениям — мотивам личной выгоды, зарабатывания денег — закрасться в душу, то бывший «целитель» незаметно привыкнет использовать свою силу для обретения богатства или иного объекта своих желаний.
Это — одна из опасностей нового цикла, чрезвычайно усугубляемая давлением конкуренции и борьбы за существование. К счастью, возникают и новые тенденции, работающие на изменение основы повседневной жизни людей от эгоизма к альтруизму. Национальное движение является приложением к теософии[642]. Однако, помня о том, что национальное движение является приложением к теософии, на первом месте для вас должна стоять все-таки теософия. Теософия — это сама жизнь, вечно пребывающий дух, благодаря которому всякая подлинная реформа становится жизненной реальностью, ибо теософия — это Всемирное Братство, сама основа, краеугольный камень всех движений, направленных на улучшение условий нашей жизни.
То, что я говорила в прошлом году, остается верным и по сей день; я имею в виду, что этика теософии гораздо важнее любого обнародования психических законов и явлений. Последние целиком относятся к материальной и эфемерной части семеричного человека, в то время как этика связана с глубинной сутью истинного человека — перевоплощающимся Эго. Внешний человек — всего лишь создание-однодневка, внутренний — вечен. Так постарайтесь же хорошо усвоить учение о карме и перевоплощении и сами преподавайте, осуществляйте и пропагандируйте ту систему жизни, которая одна лишь и может спасти грядущие расы. Трудитесь не просто ради Теософского Общества, но через негоради всего человечества.
Пусть теософия становится все более и более живой силой, питающей жизнь всех наших членов, и пусть предстоящий год еще больше наполнится хорошей работой и здоровым развитием, нежели год завершающийся, — вот чего вам желает ваш скромный собрат и соратник.
Письмо 4[643]