Всеопределяющее влияние мысли
Указание Совершающему Обряд: Продолжай говорить; с помощью этих наставлений, несмотря на предыдущие неудачи, Освобождение несомненно будет достигнуто. Возможно однако, что Освобождение не будет достигнуто даже после наставлений. Так как усердное и длительное произнесение наставлений имеет большое значение, вновь назови умершего по имени и скажи следующее:
О благороднорождённый, ты испытываешь сейчас мгновения небывалой радости, сменяемые мгновениями глубочайшей печали, что сродни натяжению и ослаблению катапульты1. Но ни в коем случае не привязывайся к радости и не отталкивай печаль.
Если ты должен родиться в одном из высших миров, перед тобой появится видение этого мира.
Твои родственники, оставшиеся на земле, вероятно, приносят тебе, умершему, в жертву множество животных2, исполняют религиозные обряды и раздают милостыни. Ты же, поскольку твоё видение не очистилось, можешь разгневаться на их поступки, что приведёт тебя к рождению в Аду. Что бы ни делали те, кого ты покинул, не позволяй возникнуть ни одной гневной мысли, сосредоточься на своей любви к ним.
Если ты испытываешь привязанность к земным благам, которые оставил, или, видя, что твоим имуществом овладели другие люди и пользуются им себе на благо, ты по своей слабости испытываешь к нему привязанность или гневаешься на своих наследников, то это чувство скажется в важнейшую минуту так, что, даже если тебе суждено было родиться в высших и счастливых мирах, ты обречён будешь родиться в Аду или в мире прет. К тому же, даже если ты привязан к оставленным земным благам, ты не способен обладать ими, они тебе бесполезны. Поэтому будь твёрд и отринь свои привязанности; отбрось мысли о них, вырви их из сердца. Какое сейчас имеет значение, кто пользуется твоим имуществом? Не жалей о нём, но будь готов отказаться от него по собственной воле. Считай, что ты принёс его в жертву Трём Сокровищам и своему гуру, и сохраняй чувство непривязанности, свободное от желаний.
Когда на погребальной церемонии читают Камкани Мантру3 или совершают какой-нибудь обряд для пресечения плохой кармы, увлекающей тебя к рождению в низших мирах, и при этом исполняют обряд неправильно, в сочетании с рассеянностью, сонливостью, несоблюдение обетов и отсутствием чистоты участников церемонии, равно как и с другими легкомысленными поступками, которые ты способен увидеть, наделённый ограниченной кармической способностью предвидения4, — всё это может привести тебя к утрате веры и полному неприятию своей религии. Ты будешь наблюдать испуг и страх, неблаговидные поступки, неблагочестивое поведение и неправильное исполнение обрядов5 и подумаешь: «Они обманывают меня, обманывают!» Эта мысль приведёт тебя в глубокое уныние; и, жестоко вознегодовав, ты обретёшь вместо любви и смиренной веры — сомнение и неверие. Если это случится в важнейшую минуту, ты несомненно родишься в одном из низших миров.
Такая мысль не только не принесёт тебе пользы, но и причинит великий вред. Как бы скверно ни совершался обряд, как бы ни вели себя участвующие в нём священнослужители, думай так: «Должно быть, мои мысли нечисты! Разве могут быть неверны слова Будды? Словно пятна на моём лице отражаются в зеркале: наверняка мои собственные мысли нечисты. Что касается священнослужителей, то тела их — сангха, слова — дхарма, в мыслях они — истинный Будда; я найду в них прибежище».
Так размышляй, доверься им и прояви к ним искреннюю любовь. В этом случае, что бы ни делали для тебя оставшиеся на земле, всё послужит тебе на благо. Вот почему так важно проявлять любовь. Не забывай об этом.
И даже если придётся тебе родиться в одном из низших миров, и свет этого мира засиял перед тобой, то, благодаря твоим наследникам и родственникам, совершающим белые обряды6, которые чисты от злодеяний, и монахам, и учёным священнослужителям, посвятившим себя, своё тело, речь и разум исполнению правильных ритуалов, твой восторг и великая радость, питаемые этим зрелищем, сами по себе окажут такое воздействие на этот важный момент, что ты попадёшь в высшие счастливые миры. Поэтому избегай нечестивых мыслей, но проявляй ко всем чистую любовь и смиренную веру. Это необычайно важно. Будь очень внимателен.
О благороднорождённый, слушай ещё раз: твой разум в Промежуточном Состоянии не имеет твёрдой опоры, легковесен и пребывает в непрерывном движении, и любая твоя мысль, благочестивая или нет, обладает огромной силою; поэтому не размышляй о нечестивом, но вспомни какой-нибудь религиозный обряд или, если не знаешь обрядов, прояви чистую любовь и смиренную веру, молись Сострадательному и своим божествам-хранителям и с полной решимостью произнеси молитву:
Во время блужданий в одиночестве, вдали от преданных друзей7, Когда пустые, отражённые облики моих собственных мыслей появляются передо мной, Да удостоят меня Будды своей милостью И рассеяют мой страх, ужас и трепет в Бардо. Когда я страдаю под властью плохой кармы, Да избавят меня от страданий божества-хранители. Когда Звук Реальности гремит раскатами тысячи громов, Да станут они звуками Шести Слогов. Когда меня настигнет карма и нигде нет защитника, Да защитит меня, молю, Сострадательный. Когда кармические склонности обрушивают на меня горести, Да засияет передо мной счастливый чистый свет С а м а д х и. |
Эта искренняя молитва несомненно станет твоим надёжным проводником. Можешь быть уверен: она тебя не обманет. Значение этой молитвы велико. Повторяй её, и к тебе вернётся воспоминание; и ты достигнешь осознания и Освобождения.
Примечание:
1 Иными словами, пересиливает то хорошая карм а, которая возносит умершего к духовным вершинам, то плохая, которая повергает его в состояние духовной депрессии. Карма до предела натягивает катапульту, потом ослабляет её, снова натягивает и т. д.
2 Всякий раз, когда в жертву умершему приносится животное (которое впоследствии обычно используют в пищу), умершим, не способным избежать последствий кармы, овладевает страх. Он умоляет живых не делать этого, но те его не слышат, что может вызвать у него приступ гнева. Вместе с тем, гнева он должен любой ценой избежать, так как в мире Бардо он подобен тяжкой ноше, которая увлечёт умершего в низшие области Ада.
Жертвоприношение животных как в Тибете, так и в Индии было известно задолго до возникновения буддизма, запрещающего этот обычай. Его пережитки сохранились в Тибете, хотя они, как видно из текста, не одобряются ламами. Жертвоприношение практикуется и в наше время, но довольно редко и к тому же отсталым населением отдалённых районов, которое является буддистским лишь номинально.
Не считая йогов и лам, стремящихся к высшему духовному совершенству (с которым употребление мяса в пищу несовместимо), тибетцы, как и кашмирские брахманы, оправдывают употребление мяса климатическими и экономическими доводами (именно поэтому индийские брахманы не признают их истинными брахманами). Тибет действительно беден зерном, овощами и фруктами, но эти оправдания представляют собой скорее бессознательную попытку замаскировать склонность к мясной диете, которая была унаследована у предков-кочевников. Даже на Цейлоне, где у буддистов нет особых причин нарушать заповедь, запрещающую убивать живых существ, употребление мяса резко возросло с приходом христианства, которое, в отличие от буддизма, не проповедует милосердного отношения к животным в качестве религиозного принципа: «О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9,9). Однако на священной горе Цейлона Михинтале до сих пор стоит каменная плита, на которой вырублен древний закон, запрещающий (подобно законам Ашоки) умерщвление животных, как для жертвоприношений, так и в пищу.
3 Эта мантра магическим образом преобразует принесённую в жертву пищу так, что она становится пригодной к употреблению умершим.
4 Способность предвидения включает: знание прошлого, настоящего и будущего, умение читать чужие мысли, ясное понимание своих собственных пределов и возможностей. Только высокоразвитые люди (например, адепты йоги) обладают способностью предвидения в полном объёме. Как видно из текста, в Бардо, благодаря освобождению от физического тела, этой способностью наделены все.
5 Т. е. испуг и страх, ошибки или небрежность со стороны любого участника погребальной церемонии.
6 В противоположность «чёрным обрядам» (таким, как чёрная магия и колдовство).
7 Ср. отрывок из книги «Часы мудрости»: «Где теперь помощь друзей моих? Где благоволение родных и близких?»
ПОЯВЛЕНИЕ СВЕТА ШЕСТИ ЛОК
Указание Совершающему Обряд: Если же, несмотря на многократное повторение этих наставлений, осознание из-за влияния плохой кармы не удаётся, тогда полезно повторять наставления снова и снова. Поэтому ещё раз назови умершего по имени и скажи следующее:
О благороднорождённый, если ты не сумел понять сказанное прежде, то тело твоей прошлой жизни начнёт всё больше тускнеть, а тело будущей жизни — проясняться. Опечаленный этим, ты подумаешь: «О, какой я несчастный! Теперь, какое бы тело мне ни досталось, я пойду искать его». С этой мыслью ты будешь безостановочно и рассеянно блуждать с места на место. Затем перед тобой появится свет Шести Лок Сансары, и ярче других будет сиять свет того мира, где силой кармы тебе суждено снова родиться.
О благороднорождённый, слушай! Если ты желаешь узнать об этих шести сияниях, знай: тебе будет светить тускло-белый свет из мира дэвов, тускло-зелёный из мира асуров, тускло-жёлтый из мира людей, тускло-голубой из мира животных, тускло-красный из мира прет и тускло-серый из Ада. В это время под влиянием кармы твоё тело примет цвет того мира, в котором тебе предстоит родиться.
О благороднорождённый, наставления этого учения сейчас особенно важны: какой бы свет тебе ни сиял, сосредоточенно размышляй о нём так, словно это Сострадательный; из какого бы мира ни исходил свет, считай, что этот мир есть Сострадательный или пребывает в нём. Это глубочайшее знание: оно предотвращает новое рождение. И кто бы ни был твоим божеством-хранителем, как можно больше размышляй о том, что его образ — лишь видимость и что в действительности он не существует, наподобие образов, которые вызывают маги. Это так называемый чисто иллюзорный образ. Заставь образ твоего божества-хранителя постепенно исчезнуть, пока от него ничего не останется, а сам погрузись в состояние Чистоты и Пустоты1, которую не возможно представить себе как нечто, и некоторое время пребывай в этом состоянии. Затем вновь мысленно сосредоточься на своём божестве-хранителе и вновь — на Чистом Свете; делай так поочерёдно. После чего заставь свой ум постепенно исчезнуть2.
Где есть эфир3, там — сознание; где есть сознание, там — Дхарма-Кайя. Пребывай безмятежно в несотворённом состоянии Дхарма-Кайи; в этом состоянии ты избежишь нового рождения и достигнешь Совершенного Просветления.
Примечание:
1 Выражение «Чистота и Пустота», как видно из последующих наставлений, — синоним «Чистого Света» и «Чистого Света и Пустоты».
2 Этот процесс соответствует двум ступеням самадхи: ступени зрительных образов и ступени совершенства.
3 Тиб. шамха; санскр. акаша — «эфир», «небо».
Часть 2
ПРОЦЕСС НОВОГО РОЖДЕНИЯ.