История взаимоотношений философии и медицины.
Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии.Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того,она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет.Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания.Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философииФ.Бэкона, И.Кантаи других мыслителей.
Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербахназвал медицину «колыбелью материалистической философии».
Иррационалистическая философия. Характеристика и особенности.
Иррационализм - философское направление, представители которого отрицают идею упорядоченного устройства мира. Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично. Иррационализм означает признание средством познания - чувства, инстинкты, интуицию. В рамках философского иррационализма развивались: «Философия жизни» - Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Бергсон. «Философия воли» - Артур Шопенгауэр. Экзистенциализм - Хайдеггер, Жан поль Сартр. Ницше осн. работы: «Так говорил Зарапустра», «По ту сторону добра и зла», «К геологии морали». Основное внимание уделял проблемам морали, моральный идеал - «сверхчеловек». Ницше считает, что основное различие между людьми - одни люди сильные, другие слабые. Сильные ценят, то что соответствует их типу: агрессивность, настойчивость. Слабые: сострадание и милосердие. Черты и идеалы сверх человека: признает ценности зла, потому что оно является источником страдания, он признает ценность страдания и отрицает ценность сострадания. Сверхчеловек независим от любых убеждений, в первую очередь от своих собственных.
Экзистенциализм как философское течение.
Экзистенциализм - одно из крупнейших направлений философии XX века. Возникает накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс) и в период второй мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Камю). Различают экзистенциализм религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В экзистенциализме понятия добра и зла оказываются лишь функцией совершаемого избрания, его следствиями: что бы человек ни избрал, это для него благо. Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших западную цивилизацию в первой половине XX века. В центре их внимания - непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире, его самоопределение в бытии, свобода и ответственность.Медицина в Древнем мире.
Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.Магическая медицина породила знахарство – по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове.