Глава 2. италийская философия

Пифагор.

Если вести повествование согласно хронологии, то о Пифагоре следовало бы написать раньше, чем о Гераклите, поскольку Пифагор является его старшим современником. Расцвет жизни Пифагора, акме приходится на 530-е годы, а смерть - на начало V века. Таким образом, если эти даты верны, то в тот момент, когда Гераклиту было четырнадцать лет, Пифагор достиг своего сорокалетия. Но чаще всего философию Гераклита помещают сразу после милетцев, поскольку он жил и творил в Ионии. В то время как пифагореизм традиционно относят к италийской философии.

Биография

Родился Пифагор на острове Самос. Остров этот находится в Эгейском море близ побережья Малой Азии. Он являлся одним из центров Ионийской цивилизации. По преданию Пифагор обучался наукам у египтян и в Вавилоне. Около 532 г. до н. э. он удаляется с Самоса в Кротон. Этот переезд, похоже, был вынужденным, поскольку ионийская цивилизация оказалась на краю гибели. Сохранилось письмо, которое якобы Анаксимен послал Пифагору, и содержание которого, судя по всему, прямо указывает на обстоятельства этого переезда: «Ты оказался гораздо разумнее нас, потому что ты переселился из Самоса в Кротон и живешь там спокойно. А здесь Эакиды творят несчетные злодейства; милетян не выспукают из-под власти их тираны; и мидийский царь (персидский царь – С. Ч.) грозит нам бедой, если мы не пожелаем платить ему дань. Иониане собираются подняться на мидийцев войною за общую свою свободу; и когда это произойдет, у нас не останется никакой надежды на спасение. Как же помышлять Анаксимену о делах небесных, когда приходится страшиться гибели или рабства? Ты же с радостью встречен и кротонцами, и остальными италийцами, а ученики стекаются к тебе даже из Сицилии». (11, с. 94)

Город Кротон (современное название Кротоне) расположен в южной части Аппенинского полуострова. Это был богатый и могущественный греческий город. К тому времени греки основательно колонизировали юг Италии. Города этой области достигли такого расцвета, что сама область в древности получила название «Великая Греция». Название говорит само за себя. Собственно греческие города на Балканском полуострове выглядели куда более блекло, чем города Великой Греции. Кстати, один из этих городов - Сибарис столь прославился роскошью и богатством, что и поныне человека, склонного к роскошной, комфортной жизни, называют сибаритом. Искусство и науки процветают там, где есть богатство, бедность же не способствует вольному творчеству. Неудивительно, что Пифагор покинул неспокойную родину и обосновался в Италии.

Здесь он основал религиозно-философский орден, который очень быстро достиг политического господства в некоторых городах Италии. «Все… говорит за то, что Пифагорейский союз выступал аристократической политической организацией (гетерией), имевшей целью, однако, не восстановление власти прежней родовой аристократии, уже потерявшей свой смысл существования, а господство «лучших» в смысле религиозном, научном, философском – короче, «нравственном». Пифагор пытался создать «аристократию духа», в том числе политическую, в лице своих учеников…».(5, с. 66) Кстати, именно по инициативе и под предводительством пифагорейцев кротонское войско разрушило Сибарис.

Но очень скоро пифагорейцы крайне раздражили народ своим «нравственным» и «аскетическим» деспотизмом. Города, в которых господствовали пифагорейцы, восстали: пифагорейские дома собраний были сожжены (иногда с самими пифагорейцами), а члены союза частью истреблены, частью рассеяны. Согласно одному из преданий, во время этого разгрома погиб и Пифагор.

Несмотря на эту катастрофу, пифагорейский союз не распался и продолжил свое существование. Но, похоже, политических притязаний он больше не имел, либо же реализовывал их более осторожно. Эта школа существовала еще несколько столетий и оказала влияние на многие философские учения. В первые же века нашей эры эта философия переживает второе рождение в учениях неопифагорейцев.

Философия

Относительно учения самого Пифагора нам мало что известно. Сочинения Пифагора до нас не дошли. Что же касается упоминания об этом учении в античных текстах, то в них трудно отделить то, чему учил сам Пифагор от того, что исходит от его учеников и последователей. Дело в том, что религиозный союз пифагорейцев был обществом закрытым, и знание было доступно лишь посвященным.[27] Лишь в V веке до н. э. пифагореец Филолай опубликовал несколько пифагорейских книг. Причем неясно - сделал ли он это по согласованию с остальными пифагорейцами или же на свой страх и риск. Кроме того, у пифагорейцев существовал обычай: все достойные тексты школы приписывать Пифагору со словами: «Так сказал Учитель…». Поэтому мы можем говорить лишь о реконструкции учения Пифагора.

У пифагорейцев общими были не только знания и открытия, но и имущество. Пифагор заявил, что «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство». Соответственно, все свое добро его ученики сносили воедино.

Другой необычной особенностью пифагорейского союза было то, что в нем участвовало и некоторое количество женщин (напомню, что женщины в древнегреческой цивилизации были изолированы от общественной деятельности и интеллектуальных занятий). Нам известна пифагорейка Дейноно (Теано). «К ней как-то пришли жены кротонцев с просьбой уговорить Пифагора, чтобы тот побеседовал с их мужьями о том, что они должны к своим женам относиться благоразумно. В письме к Никострате Дейноно писала: «Добродетель супруги не в том состоит, чтобы стеречь своего мужа, но чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет»». (27, с.197.)

По своему призванию Пифагор был религиозным пророком и реформатором. Он говорил: «Разумные живые существа подразделяются на [три вида]: люди, боги и существа, подобные Пифагору» (26, с. 141) Пифагор счел необходимым реформировать орфический культ. Культы и мистерии Древней Греции ставили своей задачей очищение души. Это очищение достигалось посредством ритуалов и мистерий. Судя по всему, Пифагор посчитал, что очищение души будет более эффективным, если использовать не столько ритуалы, сколько интеллектуальные занятия. Возможно, Пифагор был первым, кто задумался об особом характере человеческой души и ее принципиальном отличии от материальных вещей. И если это так, то разумно душу очищать посредством духовной деятельности.

Согласно Пифагору, душа бессмертна и включена в цикл перерождений. Образ жизни и проистекающий из него характер души человека определяют то, кем будет человек в следующей жизни. Рассказывают, что однажды Пифагор увидел, как некто бьет собаку и вступился за нее, заявив, что он узнал в ее лае и визге голос умершего друга. Соответственно, духовная деятельность и добродетель способствуют облагораживанию души и улучшают последующие жизни.

Наука – главное средство очищения, философ ближе всех стоит к благой жизни. От Пифагора начинается формирование современного смысла термина «теория». Это слово прежде было орфическим: «страстное и сочувственное созерцание». Для Пифагора оно есть интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем в математическом познании.

Таким образом, преследуя чисто религиозные цели, Пифагор и пифагорейцы обратились к философии и внесли в нее существенный вклад. В философском знании они предпочитали математику, а в искусстве – музыку. Именно увлечение математикой определило характер философских взглядов Пифагора. Согласно Пифагору, «все вещи суть числа». Этот тезис родился из открытия, что в основе всего лежит математическая регулярность. Ей подчиняется музыкальная гармония, и ей подвластны природные процессы. Числовые пропорции присутствуют в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и т.д. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказалось, также регулируются числовыми законами.

О пифагорейцах Аристотель сообщает следующее: «…так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начало началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали (так им казалось) много сходного с тем, что существует и возникает, - больше, чем в огне, земле и воде (например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то – душа и ум, другое – удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же); так как, далее, они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа – первые во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего и что все небо есть гармония и число» (3, т. 1, с. 75 – 76).

Коплстон Ф. же пишет: «Они были полны энтузиазма, как всякие ученые, стоящие у истоков той или иной науки, и их поразило, какую важную роль играет число в нашей жизни. Все вещи поддаются исчислению, и многие из них могут быть выражены математически… Но больше всего поразило пифагорейцев открытие, что музыкальные интервалы между струнами лиры также могут быть выражены численно! Можно сказать, что высота звука зависит от числа, иными словами, от длины струны, а интервалы между нотами могут быть выражены соотношениями чисел. И подобно тому как музыкальная гармония зависит от числа, так и гармония во вселенной, по мнению пифагорейцев, тоже зависит от числа».(14, т. 1, с. 48)

Но если в основе всего лежит числовая гармония, то мир, окружающий нас, - это не хаотичное нагромождение вещей, а гармонично упорядоченное целое. Соответственно, пифагорейцы называли универсум космосом (древнегреческое «kosmos» - порядок). Они воспринимали мир как гармоничное совершенное целое, проницаемое разумом. «Все известные вещи имеют число, - утверждал Филолай, - без этого ничего нельзя было бы ни мыслить, ни знать»; «когда-нибудь ложь умрёт через число».

Более того, однажды обнаружив связь между числом, гармонией и музыкой, пифагорейцы «открыли» и «музыку сфер». Мир есть космос – наибольший же порядок и гармонию мы обнаруживаем в небесных сферах. Светила имеют гармоничную форму и движение их так же гармонично. Следовательно, это движение должно порождать необыкновенную «космическую» музыку.

Однажды, во время лекции один мой студент с крайним недоверием и почти с насмешкой воскликнул: «И что, они слышали эту музыку?!» На что я ответил: «Установить это трудно, поскольку пифагорейцы к нашему дню перевелись. Но если исходить из их учения, то разумно сказать следующее. Безусловно, человек с душой грубой и приземленной не может слышать не только небесную музыку, но и земную – из всех мелодий он предпочитает самые разнузданные и чувственные. Но если человек очищает свою душу интенсивной духовной деятельностью, если он упорядочивает свою жизнь посредством добродетели, то тогда он в состоянии заняться «теорией», то есть страстным и сочувственным созерцанием космоса. И вот в этом созерцании, ему может открыться «музыка сфер»».

Мне этот ответ представляется адекватным духу пифагореизма. Но скептик может заметить, что после многих лет осваивания пифагорейских мистических практик человек может не только услышать музыку сфер, но и вступить в контакт с зелеными человечками и прочими иллюзиями. Замечание справедливое, хотя и обоюдоострое. Как это ни странно, наука находится в точно таком же положении. Весьма трудно объяснить туземцу, что болезнь вызвана действием микроорганизмов в то время, как он уверен, что она есть следствие злого колдовства соседа. Для того чтобы объяснить туземцу эту элементарную вещь, ему следует дать образование. Но скептик от лица первобытной магии также может заявить, что после многих лет осваивания научных практик человек не только микроорганизмы начнет видеть, но уверует и в прочие иллюзорные вещи.

Наши рекомендации