Природные и социо-культурные обстоятельства возникновения античной цивилизации.
Теперь обратимся непосредственно к античной философии и рассмотрим обстоятельства ее возникновения.
Всюду где возникает цивилизация, мифологическая культура трансформируется и разлагается. В различных регионах этот процесс идет с различной скоростью и достигает различных степеней. В подавляющем большинстве цивилизованных обществ Азии, Африки и Америки теоретическая культура не достигла зрелости. При разложении мифа в этих обществах выделились как нечто самостоятельное, прежде всего, религия и государственная практика. Искусство же, знание и мораль оказались подчинены им. Связано это с тем, что для этих обществ характерно тотальное господство государственных структур. Вслед за историком Ю. И. Семеновым[12] я называю подобные общества политарными (у К. Маркса: «азиатский способ производства»). О характере этих обществ разумно сказать несколько слов.
Я не имею возможности рассматривать все разновидности политарных обществ, поэтому обращусь лишь к их классическому образцу характерному для Древнего Востока. Это тем более разумно, что Древний Восток непосредственно соседствовал с античной цивилизацией и находился с ней в интенсивном взаимодействии.
В классических политарных обществах Востока земледелие возможно было лишь при наличии ирригации (искусственное орошение полей). Наиболее эффективна и безопасна ирригация лишь в том случае, если она осуществляется как единый государственный проект в масштабах всей страны. Земля – основной источник дохода – плодоносит, если есть орошение. Если орошения нет, то эта земля – бесплодная пустыня. Соответственно, общегосударственная ирригация оказывается основой тотальной государственной собственности[13]. Государству – царю или фараону – принадлежит все общество. Собственностью царя являются земля, все, что на этой земле стоит и все, что по этой земле перемещается, в том числе и люди. Отдельная собственность существует, но она находится в статусе, выражаясь советским языком, личной собственности. По большому счету, это фикция, поскольку личность является собственностью государства – личность можно бросить в тюрьму или казнить, а имущество конфисковать или передать другому.
В итоге, господствующим классом общества является административная, военная и религиозная бюрократия (жречество). Такой тип общества оказывается крайне костным и консервативным, поскольку все живое раздавлено государственным контролем и регламентацией. Естественно, любые духовные формы находятся под бдительным контролем государства. Любой представитель духовной культуры является либо государственным чиновником (например, жрецом), либо работает на государство. Религия и государство слиты, поскольку царь или фараон, как наместник Бога на Земле, является верховным жрецом (часто он сам считается богом). Все общество служит царю, а царь, возглавляя общество, служит богам или Богу. Свободное развитие теоретической культуры в подобном обществе практически невозможно. Возникнув, теоретическая культура очень скоро костенеет и локализуется в стенах государственной канцелярии или храма. По большому счету, теоретичность такой культуры крайне низка. Несколько утрируя, можно сказать, что эта теоретическая культура растворена в океане симпрактического. Особенно хорошо это заметно в области религии и знания.
Религиозные взгляды этих обществ по своему содержанию представляют лишь неглубокую теоретическую обработку первобытной мифологии. Герои, сюжеты и идеи все те же, но они теперь существуют в виде систематизированных письменных текстов. И эти тексты время от времени переделывают сообразно политической обстановке. Например, бог, возглавлявший раньше пантеон богов, может быть разжалован, а на его место водружен другой. Все зависит от того, какая политическая или жреческая группа в данный момент господствует. Или может быть дано указание на усиленную пропаганду того ли иного мифологического сюжета, напрямую указывающего и подчеркивающего подвиги царя.
То же и в случае с различными протонаучными (преднаучными) знаниями. Например, математика. На Древнем Востоке она достигла определенных успехов, но так и не получила теоретической систематизации. Математика и геометрия носят практический, прикладной характер. Не существует разделения на арифметические и геометрические задачи. Древневосточные тексты математического содержания подобны сборнику рецептов, указывающих, как следует решать ту или иную практическую задачу. Эти «рецепты» расположены в беспорядке: «коэффициенты» для кирпичей, стен, треугольника, меди, диагонали, ячменя, грузового судна, резки тростника, сегмента круга и т. д.
Здесь не приходится говорить ни о какой философии. Опираясь на развитую философскую традицию Запада, мы можем попытаться вычленить в рамках восточных религий определенные зачатки философии. Но для самих восточных людей эти зачатки незаметны, поскольку в виде мудрости они сливаются с религиозными идеями. Профессионально философствовать и систематически познавать мир здесь просто некому. Чиновник занят административной работой, жрец служит богам, торговец торгует, архитектор строит. Эти общества не терпят бесполезных людей – философия же требует досуга. Даже если кому-либо из них вдруг пришло бы в голову измыслить нечто оригинальное и новое, то эта мысль тотчас бы встретила мощнейшее противодействие государства и храма и была бы воспринята как крамольная и чрезвычайно опасная – государство и храм обладают абсолютной монополией на духовную жизнь.
«Эти общества не терпят бесполезных людей». Здесь уместно привести, в качестве примера, империю инков - классичесий образец политаризма (восточное побережье Латинской Америки, XIII-XVI вв. н. э.). В этом обществе каждый человек находился на своем месте и всю жизнь трудился на государство. В свою очередь государство обеспечивало нетрудоспособных членов общества всем необходимым сообразно их статусу. Поданный этой империи от рождения знал, что он всем обязан государству, что государство всегда позаботиться о нем и что государство всегда имеет право потребовать от него любых жертв. Нетрудоспособные также выплачивали налог, как и все остальные. Этот налог заключался в том, что они ежегодно поставляли губернатору провинции коробочку со вшами. По свидетельству хрониста Гарсиласо де ла Вега «инки говорили, что этот символический налог должен был продемонстрировать, что каждый, независимо от того, чем он владел, был в долгу у государства за те блага, которые получал от него» (цит. По 30. с. 70). Праздность рассматривалась как один из худших пороков. Даже верховный Инка (император) трудился, плетя циновки. Естественно, этот труд был символическим. Он должен был продемонстрировать поданным немыслимость и невозможность праздности.
Совершенно иной тип социальной структуры мы обнаруживаем в античном обществе. Сельское хозяйство Запада не нуждалось в участии государства. Поэтому основной хозяйственной единицей средиземноморских обществ Запада оказывается отдельное (парцеллярное) крестьянское хозяйство. Чаще всего такое хозяйство являлось частной собственностью.
Политарное общество феномена частной собственности фактически не знает. В качестве примера, можно указать Россию. Московская Русь – это политарное общество. Впервые частная собственность возникает в России в середине XVIII века - «Жалованная грамота дворянству» Петра III и Екатерины II отдает государственные поместья в собственность дворян - и временно закрепляется в результате реформ Александра II. Временно потому, что уже в начале XX века частная собственность полностью отменяется в рамках советского индустрополитаризма.
Кроме того, географический характер «полуострова» Европа таков, что масштабные вторжения варваров извне весьма редки. Эти обстоятельства порождают достаточно рыхлую государственную структуру. Преобладают такие государственные формы как ограниченная монархия и демократия. Это очень важное обстоятельство. «Слабость» государства не позволяет жречеству завладеть монополией на духовную жизнь. С самого начала духовная деятельность оказывается прерогативой частного, свободного лица.
Более того, общественный, демократический характер государственной власти способствует развитию теоретической деятельности. Демократия с необходимостью предполагает дискуссию. Общественная дискуссия способствует развитию речевых и письменных практик, поскольку убеждение оппонента оказывается необходимым условием для принятия властного решения и сохранения гражданского мира. В результате, античная культура все больше сосредотачивается на развитии искусства мышления и убеждения, а, в итоге, - искусства рационального доказательства.
Это справедливо, прежде всего, для древнегреческих обществ. Но это относится и к Древнему Риму. В Риме философия не возникла, поскольку все интеллектуальные силы оказались сосредоточенными в политической и военной сферах. И эти сферы отличались крайним интеллектуализмом. Образно говоря, римское право – это философия Рима. Сколь-нибудь уважающий себя и амбициозный римлянин с детства учился аргументированному убеждению сограждан. Именно поэтому интеллектуальная культура древних греков так легко и органично была воспринята Римом.
Далее, сама повседневность древнегреческого общества способствовала преодолению косности традиционного мышления. Балканский полуостров не обладает обширными и тучными сельскохозяйственными угодьями. Но его рельеф крайне благоприятствует мореходству. Благоприятствует мореходству и обилие островов в Средиземном море – в те времена навигация осуществлялась посредством движения вдоль берега или от одного острова, находящегося в поле зрения, к другому. Излишки населения выбрасываются древнегреческим обществом в морскую торговлю, пиратство и колонизацию иных земель. Торговля и пиратство порождают личность с живым, подвижным умом, независимым характером и смелостью в суждениях. И торговля, и пиратство, и колонизация сталкивают древних греков с иными, чуждыми им культурами. Этот контакт обогащает их интеллектуально и расшатывает их предрассудки, поскольку очень скоро многие греки понимают, что иные цивилизации – это просто другие, но столь же возможные и правомерные формы жизни.
Все эти факторы определили особый характер античной культуры.