Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.

Изначально понятия «смысложизненные ориентации» не было как такового, а существовало понятие «смысл жизни». Чтобы иметь полное представление об изучаемом нами явлении, мы составим его определение из понятия «смысл жизни» в разные эпохи. Для этого мы создадим собственное представление о смысложизненных ориентациях –наше рабочее понятие. Для этого мы обратимся к толковым словарям С.И. Ожегова, Т.Ф.Ефремовой и к большому психологическому словарю В.П. Зинченко и Б.Г.Мещерякова.

Понятие «смысл» у разных авторов толкуется по-разному:

1. СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. п. - в отношении, относительно чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В том смысле что, союз - выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора отдохнуть. В полном смысле слова (разг.) - в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова одержимый. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.). (С.И. Ожегов);

2. СМЫСЛ, [ муж. род ] 1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом; значение. 2) а) Разумное основание, цель. б) разговорный Преимущество, выгода, польза, толк, прок. 3) устаревшее Способность понимать и рассуждать; разум. ( Т.Ф. Ефремова);

3. СМЫСЛ (личностный) (англ. personal sense, personal meaning) выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.( Большой психологический словарь В.П. Зинченко и Б.Г.Мещеряков).

Понятие «жизнь»:

4. ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. кому-н. (помиловать осужденного; высок.). 3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. 4. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж. 5. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться). (С.И. Ожегов);

2. ЖИЗНЬ (ж) 1. Особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.

2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения.

3.Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.

4.устар. То же, что: биография.

5.Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений. ( Т.Ф. Ефремова);

3. ЖИЗНЬ (англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. .( Большой психологический словарь В.П. Зинченко и Б.Г.Мещеряков).

Понятие «ориентация»:

1. ОРИЕНТАЦИЯ, -и, ж. 1. Избранная цель в жизни, поведении. Правильные жизненные ориентации. || прил. ориен-тирный. (С.И. Ожегов);

2. ОРИЕНТАЦИЯ (ж).

1. Действие по значению несоверщенного глагога: ориентироваться; определение собственного местонахождения в отношении стран света, окружающей местности.

2. перен. Умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах.

3. перен. Действие по значению несоверщенного глагога: ориентировать, ориентироваться; направление деятельности в определенную сторону, расчет в деятельности на кого-л., что-л.

4. Действие по значению несоверщенного глагога: ориентировать. ( Т.Ф. Ефремова);

3. ОРИЕНТАЦИЯ (англ. orientation) — определение животными своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве. ( Большой психологический словарь В.П. Зинченко и Б.Г.Мещеряков).

Проанализировав определения понятий у разных авторов, мы составляем рабочее понятие:

Смысложизненная ориентация – это направленность личности на достижение результатов в какого-либо рода деятельности; основная жизненная цель.

После составления опорного рабочего понятия перейдем к анализу понятия «смысл жизни» в разные эпохи.

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни. Вопрос о смысле жизни был в центре внимания на всех этапах развития философской мысли. В философии древней Греции существовали различные решения этого вопроса.

Сократ считал, что смысл жизни не в накоплении материальных благ, а в очищении и развитии своей души, он видел смысл жизни в счастье, источник которого – нравственность. Сократ часто употребляет слово «доблесть» — добродетель. «Не от количества денег бывает доблесть, а от доблести появляются различные блага. Стремиться к мудрости, которая и есть высшее благо — в этом смысл жизни человека. Делать добро, не думать о деньгах. Заботиться о душе, развивать душевные качества, не думать о себе много, если при этом ничего из себя не представляешь.»

Платон говорил, что смысл жизни в том, чтобы получить "высшее знание", которое является "идеей добра". Сущностью всякой добродетели он считал знание, то есть знание того, что надо делать и чего не надо делать. При этом знание и разум, о которых он говорил, были не абстрактным знанием и чистым разумом, далеким от жизни. Это были принципы самой человеческой жизни, которые придавали ей смысл и создавали ее структуру. Античная добродетель есть не просто знание и разум, но способность разума выбирать благо, необходимое для жизни.Основные античные добродетели человека и гражданина: Благо, Мудрость, Справедливость, Мужество, - присутствуют во всех диалогах Платона.[1]

Согласно Аристотелю смысл человеческой жизни заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. Рассматривая мнение древнегреческого философа Аристотеля о смысле жизни, можно сказать, что целью всех человеческой деятельности является счастье, соответственно смыслом жизни. По его мнению, счастье состоит в осуществлении сущности человека, т.е. его души, состоящей из мышления и познания. Т.е. мы видим, что смыслом жизни по мнению Аристотеля является именно способность мыслить, анализировать, а значит познавать, узнавать, а это своеобразное ментальное развитие проходящее на протяжении всей человеческой жизни. Также Аристотель считал, что духовная работа, заключающаяся в познании, мышлении имеет преимущество над физической. Аристотель также считал научную деятельность, занятия искусством дианоэтическими добродетелями, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Таким образов, философы античного времени видели смысл жизни в очищении и развитии своей души с помощью добродетелей, в получении «высшего знания», стремлении к счастью и использовании разума для гармонизации своей жизни.

В средневековой философии вопрос, в чем смысл человеческой жизни, сводился к следующему: необходимо почитать своих предков, следовать общепринятым религиозным воззрениям и передать своему потомству полученный при рождении социальный статус.

Августин Блаженный считает, что в своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра и зла. Добро — это Сам Господь. В результате Августин приходит к отрицанию земной жизни вообще. Земная жизнь людей — лишь преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной: "Чтобы душа могла без препятствий погрузить свою сущность в полноту истины, она начинает жаждать как наивысшего дара бегства и полного избавления от тела — смерти". Смысл жизни, считает он, в стремлении душой к Богу.

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов Фома Аквинский считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что смысл жизни в Средние века- это любовь к Богу, стремление к очищению души перед Богом.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) происходит возврат к прежним античным устоям, повышается интерес к античной культуре в целом.

Одним из первых философов этого времени является Франческо Петрарка. В трактате «О презрении к миру» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни; «Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении - вот моя цель.»

Данте Алигьери не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. Смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Таким образом, эпоха Ренессанса пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Теперь счастье и блаженство достижимо не в загробной жизни, а в рациональном познании окружающего мира. Эпоха Возрождения взрастила индивидуализм как мировоззрение, согласно которому человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл состоит в получении удовольствия.

Эпоха Просвещения во многом развивала гуманистические идеи Возрождения. Рассмотрим несколько точек зрения зарубежных философоф:

Одним из представителей этой эпохи был английский философ Томас Гоббс.

Эгоизм, неистребимое желание назвать вещь своей, а не чужой, с другой стороны самосохранение, столь же неистребимое желание сохранить свою жизнь и избежать насильственной смерти - вот "два самых верных стремления человеческой природы", которые выделял Гоббс.

Джон Локк он был убеждён, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой "здоровый дух в здоровом теле".

Немецкий философ И. Кант видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели, ибо человек «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». [2]Однако достигать своего счастья человек может лишь в соответствии с универсальными моральными законами. И. Кант настаивал на том, что человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья.

Маркс и Энгельс отрицают универсальный смысл жизни. Сам этот концепт они считают искусственным. Они полагают, что жизнь индивида всецело подчинена интересам рода. С их точки зрения смысл жизни человека обусловлен характером существующих производственных отношений и его местом в них, а данные условия могут меняться не только от поколения к поколению, но и в течение жизни индивида.

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Таким образом, образ человека Нового времени автропоцентричен. Бог смещается на переферию человеческой жизни и человек отрывается от него. Теперь люди видят смысл жизни в счастье, подчинении себе природы , подготовке Земли к появлению «сверхчеловека».

Теперь рассмотрим теории отечественных философов Нового времени:

Евгений Трубецкой в своей работе «Смысл жизни» говорит о человеке как единственном на земле существе, который может принять откровение совести, «...ибо в совести объединяется и ум, и сердце. В ней выражается духовный подъем всего человеческого естества. Именно в силу этого подъема... над ощущением, над чувством, над аффектом человек может сочетаться с Богом не узами инстинктивного влечения, а теми узами сознательной духовной солидарности, которые преображают и жизнь душевную...»

Концепция смысла жизни у А. Ф. Лосева, изложена им в виде размышлений в повести «Жизнь»: «То, что рождает человека, и то, что поглощает его после его смерти, - рассуждает он, - есть единственная опора и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и часто даже слишком незаметно. В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно - наша Родина. Значит, жизнь и смерть наша - не пустая и бессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, но - жертва. В жертве сразу дано и наше человеческое ничтожество и слабость, и наше человеческое достоинство и сила.» [3]

Отсюда следует, что отечественные философы Нового времени рассматривают понятие «смысл жизни» как сознательную духовную солидарность с Богом, стремление к духовному подъему, как значимый след, оставленный при жизни человеком.

Философами и психологами начала 20 столетия вопрос определения смысла жизни также поднимался неоднократно.

Так, австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал, что человек так или иначе стремится к счастью, но стремление это выявляется в двух направлениях. Согласно первому - боль и отсутствие удовольствия, а с другой стороны - переживание сильных чувств наслаждения.

Американский психолог Абрахам Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации и именно стремление к самоактуализации является смыслом человеческого существования ( максимальная реализация человека во всех сферах жизни).

Американский психолог Милтон Рокич в своих трудах также занимался проблематикой ценностных ориентаций и отмечал в них, что смыслом жизни человека является стремление к комфортному существованию и достижение поставленных перед ним задач и целей.

Можно сделать вывод, что психологами 20 века смысл жизни представлялся как стремление к удовлетворению своих желаний, потребностей и целей и стремление к комфортной жизни.

Новейшее время изобилует различными точками зрения по поводу раскрытия понятия «смысл жизни». Эта разноплановость мнений обусловлена активным развитием психологической науки в послевоенные годы.

Представления С. Л. Рубинштейна о смысле жизни как о жизненном обязательстве и моральном императиве во многом сходны с положениями логотеории В. Франкла. Между индивидуальными потребностями и социальными ценностями в структуре смысла жизни должен быть установлен разумный баланс, что является залогом полноценной в психологическом отношении человеческой жизни. Рубинштейн ведет речь о регуляторной роли ценностей в человеческой жизни. Теоретические представления С. Л. Рубинштейна о смысле жизни проникнуты этическими убеждениями. По его мнению, смысл жизни должен быть укоренен в надындивидуальных, сверхличных ценностях, которые превышают личные интересы и потребности индивида. Психологический анализ смысла жизни должен освещать то, что человек делает в жизни для других людей, то есть вскрывать меру этичности смысла жизни . Подлинный смысл человеческой жизни всегда совпадает с общечеловеческими ценностями и удовлетворяет высоким моральным требованиям. «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь.» [4]

Л.С. Выготский пишет о смысле жизни как о психологическом новообразовании, наличие которого обеспечивает его обладателю возможность ведения полноценной осмысленной продуктивной жизни. По мнению Л.С. Выготского, эти новообразования в психике специфичны для каждого возрастного периода и успешность их формирования может служить критерием для определения степени удовлетворенности жизнью человека.

Российский психолог А. Н. Леонтьев, который пишет следующее: «В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать очень разное содержание и разную объективную значительность, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути – человек, ставший, по словам Горького, человеком человечества» [5]

С точки зрения Д.А. Леонтьева смысл жизни не имеет конкретного отношения к правильности или к успеху, он сугубо индивидуален и воплощен в ощущении человеком «неслучайности» своей жизни, т.е. в ощущении причастности к этому миру и влияния на него.

В.Э. Чудновский в своей книге «Становление личности и проблема смысла жизни» феномен смысла жизни рассмотрел с точки зрения соотношения «внешнего» и «внутреннего». По мнению автора, смысл жизни – особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, этапы становления, психологическую структуру. Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система «противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов.[6] Наряду с этим Чудновский отметил, что смысл жизни может играть и негативную роль в становлении личности.

Отечественный психолог В.С Мухина в своих трудах говорит о том, что «потерять навсегда жизненную перспективу — это экстремальная ситуация. Человек, лишенный будущего, теряет смысл своего существования.» [7] В.С Мухина говорит о том, что смысл существования человека в немалой степени представлен как ориентир на достижение будущих планов и наличие таких планов – уже показатель осмысленности действий.

Итак, мы проследили специфику изменения определения понятия «смысл жизни» на разных этапах развития человечества. В разные эпохи это понятие трактовалось по-разному, это объясняется изменением укладов жизни, моральных ценностей и принципов жизни людей с развитием общества и различных отношений. Кроме того, мы составили опорное рабочее понятие смысложизненных ориентаций личности для того, чтобы, оперевшись на выделенную нами специфику изменения смысла жизни людей в разных эпохах, выстроить полное представление об изучаемом нами предмете.

Наши рекомендации