Критерии оценивания выполнения заданий устной части

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух Баллы
Интонация  
ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения  
ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
Максимальное количество баллов за всё задание

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Таблица 2

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
П1 Сохранение при пересказе микротем текста Баллы
  Все основные микротемы исходного текста сохранены
Упущена или добавлена одна и более микротем.
П2 Работа с высказыванием  
  Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.
Максимальное количество баллов за всё задание

Таблица 3

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1).
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов.
Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.
Максимальное количество баллов

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.

Задание 3. Монологическое высказывание

Таблица 4

Критерии оценивания монологического высказывания (М).
Выполнение коммуникативной задачи  
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют.
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки.
Речевое оформление высказывания (Р2)  
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).
Максимальное количество баллов

*Примечание.Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.

Круг возможных вопросов для диалога

К теме 1 «Праздник»

1) Какие праздники Вам нравятся больше: домашние, праздники в кругу друзей, школьные праздники?

2) Когда можно сказать, что праздник удался?

3) Вы любите готовиться к празднику? Как Вы это делаете?

К теме 2 «Поход (экскурсия)»

1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?

3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе?

К теме 3 «Мода»

1) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?

2) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?

3) За что можно уважать человека?

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам.

Таблица 5

Критерии оценивания диалога (Д).
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге.
Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ.
Максимальное количество баллов

Максимальное количество баллов за диалог – 3.

Таблица 6

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2).
Грамотность речи  
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Допущено более 3 ошибок.
Речевое оформление  
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов


Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы оннабрал 8 и более баллов.

Спецификация КИМ

1. Назначение КИМ– оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ для устной части по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологическое высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.

Экзаменационная работа построена с учетом вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и беседы.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.

Структура КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из четырех заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Наши рекомендации