Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

Идеология – понятие, обозначающее совокупность взглядов и идей, мифов и преданий, политических лозунгов и программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых общество или отдельные социальные субъекты (классы, социальные группы, партии и т.д.) осознают и оценивают действительность (прежде всего социальную), ее проблемы и конфликты и выражают свое отношение к ним путем активной деятельности (прежде всего, политической), направленной на сохранение или изменение данных общественных отношений.

Современное белорусское государство по своему статусу – это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. Это молодое государство, которое, конечно, имеет свои древние традиции государственного развития, но которое испытывает трудности в формировании адекватной историческому моменту идеологической основы государственной жизни. Это очень важный момент в жизни и формировании любого государства, т.к. сегодня именно государству принадлежит главная роль в национальной системе защиты и гарантии всех – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В этом контексте проблема формирования идеологии белорусского государства, заявленная как проблема государственной значимости, выступает как своевременный и оправданный шаг нашего государства.

Сегодня этот процесс во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности процесса формирования новой идеологии?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на открытую постановку проблемы поиска идентичной для современного белорусского общества идеологии. Естественно исторический путь европейских государств - формирование наций и национальных государств в эпоху перехода от традиционного к индустриальному, капиталистическому обществу, в эпоху модернизации. Формирование государственной идеологии оказывалось тесно связанным с национальным самосознанием, с процессом рационализации его стихийных уровней - уровня общественной психологии, и формирования его рациональных форм, уровня идеологии и философии.

Белорусское общество не пережило исторического этапа модернизации (индустриализации, формирования национального самосознания и т.д.) в рамках собственного национального государства, поэтому фундамент идеологии - общественная психология ( мотивации, установки, переживания и пр., как составные части национально-культурного опыта государственности) не успел сформироваться.

90-е годы ХХ века — период обретения Беларусью государственного суверенитета, национально-культурного возрождения, становления гражданского общества. Эти процессы оказались взаимозависимы в своем развитии. В этих условиях формирование государственной идеологии как регулируемый «сверху» процесс отвечает исторической необходимости «дотягивания» общественной психологии и национального самосознания до уровня, который бы обеспечил интеграцию гражданского общества и государства на национально-культурной почве.

Существуют большие трудности с определением идеологических приоритетов и консолидирующих общество идей.

Сложность формирования государственной идеологии в РБ состоит в том, что сложнейший процесс рационализации общественных настроений, обычно развертывающийся в исторической перспективе, должен быть многократно «сжат» во времени и фактически сведен к технологии селекции, выбора, рациональной отработки, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического истеблишмента. Была сформулирована весьма позитивная установка на фундирование государственной идеологии, с одной стороны, ценностями и интересами т.н. открытого общества, с другой, - национальными и государственными приоритетами.

Специфика момента состоит в том, что западное, т.н. открытое общество, исповедующее либеральные ценности, демократическую политику, многоукладную экономику, само находится в поиске новых мировоззренческих структур и отношений к миру, что показали ХХ и ХХI Всемирный философский конгресс (1998 г. в США и 2003 г. в Стамбуле). На ХХ конгрессе, в соответствии с его темой «Пайдейя: философия в воспитании человечества» была подчеркнута необходимость рационального поиска путей общечеловеческого существования и воспитания человечества, особенно молодежи, в духе: толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению др. к др., открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов.

Эти мировоззренческие приоритеты, в соединении с ценностями демократии, правового государства и гражданского общества, уважения прав и свобод личности, повышения качества жизни, создания условий для развития и самореализации каждого человека, стабильного мира, экологизма, культа знания и интеллекта и др. составляют ценностную базу постиндустриальной, в идеале – гуманистической по характеру – цивилизации.

С другой стороны – в основе государственной идеологии должны лежать фундаментальные приоритеты современного белорусского общества, а также исторически сформировавшиеся мировоззренческие ценности и традиции. В качестве таких приоритетов предлагаются: национальная безопасность; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, рыночной социально- ориентированной экономики; приоритеты в социальной сфере – принципы социальной справедливости, обеспечение условий для свободного развития личности, приоритеты социальной защиты; сохранение интеллектуального и духовного потенциала страны.

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, которые в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Белорусы веками нарабатывали уникальный опыт совместной жизни и неконфликтного сосуществования людей различных национальностей и вероисповеданий. Этот опыт в целом созвучен основной задаче постиндустриальной цивилизации – задаче сохранения природы, духовного и культурного богатства, социальных завоеваний человечества.

«Охранительный» исторический опыт белорусов имеет в этом смысле большой потенциал. Укрепление этого опыта – важнейшая задача.

Синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими культурными и социальными завоеваниями как западного, так и восточного общества – это путь, который поможет, с одной стороны, избежать национальной замкнутости, угрозы национального шовинизма. С другой – это гарантия интеграции белорусского общества в объединяющееся мировое сообщество.

Идеологическая доктрина белорусского государства, учитывает исторические традиции белорусского народа, его менталитет и базовые ценности. Эта структура массового национального сознания, которая составляет ядро массовой психологии народа и фундирует усилия по созданию идеологии и превращению ее в практически действующие ориентации. Практическая задача государства и общества сегодня - завершение процесса становления белорусской национальной культуры и обретения устойчивости национально-культурной самоидентификации.

Национальная и культурная самоидентификация опирается на особенности национального характера, а также систему ценностей народа.

Национальный характер является выражением особенностей исторического, социально-экономического, политического развития народа, а также естественно-природных, географических условий. Он проявляется в поведении людей, их нравах, обычаях, привычках, вкусах, традициях, культуре в целом. В национальном характере любого народа главное место занимает система ценностей.

Ценности — это социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям материального и духовного свойства.

Характер государственной идеологии во многом определен выбором социально-экономической модели развития РБ. В свою очередь, государственная идеология задает теоретическое видение этой модели.

Можно выделить ряд ее концептуальных положений.

· Построение сильного и эффективного государства. Проведенные в 2003 г. социологические исследования показали, что на вопрос, вокруг какой идеи могло бы сплотиться белорусское общество, 43% выбрали из предложенных 9 позиций идею сильного белорусского государства.

Эта стратегия заявлена в Конституции: РБ – унитарное демократическое социальное правовое государство. В этой краткой характеристике «свернуты» основные инновации исторического выбора белорусского государства.

Особенность нашего выбора - в акцентировании социального характера государства, что подтверждается в официальном закреплении такого важного государственного приоритета, как защита социальных прав граждан. Важно подчеркнуть единство и различие моделей правового и социального государства, которые характеризуют современные развитые государства.

Государство избрало особый путь перехода к рыночной экономике – плавное, постепенное вхождение в рынок при государственном контроле за ценами, смягчении социальных издержек взамен «шоковой» модели резкой либерализации экономики. Причем в процессе реформирования экономики роль государственного регулирования и управления экономикой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Этот путь более длительный, что порождает свои издержки, но и более социально ориентированный.

· Обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Реализация белорусской модели развития ориентирована на то, чтобы в Республике осуществлялась не массовая приватизация, а просчитанная, способная сформировать эффективно действующего собственника.

Это важные проблемы для стран, переходящих от преимущественно государственных форм собственности к многоукладной экономике. Много нерешенных проблем: отстает агропромышленный комплекс, медленные темпы и небольшие масштабы развития предпринимательства; чиновничья коррупция; высокие государственные поборы в виде налогов и др.

· Сильная социальная политика.

· Многовекторность внешнеэкономической политики.

· Интеграция с Россией и странами СНГ.

Проведенный в 2003 г. республиканский социологический опрос показал, что 36% граждан выступают за независимость РБ; 29% - за равноправный союз с Россией с формированием наднациональных органов; 5% - за вхождение в РФ; 28% - за интеграцию по типу Евросоюза.

Понятие «социальное государство» в широкое научное и политическое обращение в белорусском обществе вводится в сер. 90-х г.г. ХХ века. Социальное государство обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от правового государства (государства как конституционно-правового института). Применительно к государствам, уже создавшим условия для цивилизованного существования всех членов общества, понятия «правовое государство» и «социальное государство» тождественны. Для тех стран, в которых политические элиты предпринимают попытку перескочить через этап раннего либерализма в развитии общества (к ним относится РБ), социальное государство и конституционно-правовое государство - несовпадающие состояния.

В мировой науке, политической и социальной практике к настоящему времени уже сложились и стали общепризнанными основные характеристики социального государства. Важнейшая среди них – юридическое и фактическое право каждого человека на достойный уровень жизни. Это означает, что социальное государство не только декларирует и юридически закрепляет право каждого человека на прожиточный минимум (что обязательно для правового государства), но и реально обеспечивает его. Кроме того, существенная характеристика социального государства – социальное равенство. Утверждению социального равенства способствовало и правовое государство, провозглашая равенство всех граждан перед законом. Социальное равенство – это равенство социальных возможностей, которыми располагает каждый человек для проявления своих природных способностей и реализации своего творческого потенциала. Еще один существенный признак социального государства – постоянное повышение благосостояния людей как низших, так и высших слоев умножающего общественное богатство общества. Разумеется, это возможно только на основе успешного экономического развития общества, на основе развития социально ориентированной рыночной экономики.

Из существующих уже в мировой практике моделей социального государства – либеральной, консервативной и социал-демократической – РБ в большей степени склоняется к модели социал-демократического социального государства (типа Дании, Норвегии, Швеции). Эта модель предполагает, что деятельность социального государства должна быть направлена на ликвидацию нищеты, стимулирование экономического роста, создание условий для реализации творческого потенциала индивида, поощрение альтруизма в обществе, соблюдение принципов социального равенства, свободы и социальной интеграции.

Аналитики утверждают, что Беларусь располагает достаточными ресурсами, чтобы в кратчайший исторический срок совершить социально-экономический «рывок».

Во-первых, это ее удачное географическое расположение – между странами СНГ и Европой, Балтийским морем и Черноморским регионом. Беларусь – важное звено не только в системе европейско-российской безопасности, и один из самых перспективных регионов для развития и процветания в Восточной Европе.

Во-вторых, укреплению позиций РБ способствует также и внутренняя административно-территориальная структура – радиальная экономико-географическая конфигурация со столицей в центре; равномерное расположение важнейших промышленных центров, хорошее качество коммуникаций.

Далее – очень важный, с точки зрения современных политологов и социологов ресурс – т.н. социальный капитал: достаточно квалифицированный трудовой потенциал, традиции трудолюбия, исполнительности, законопослушности, толерантности. Население, по сравнению с соседями, имеет очень высокий процент высокообразованных и квалифицированных работников.

Кроме того, РБ встала на путь формирования новых демократических государственно-правовых институтов.

РБ имеет полезные ископаемые, хорошие лесные, водные, земельные ресурсы, умеренно-континентальный климат.

Все эти ресурсы позволяют прогнозировать хорошую перспективу социально-экономического, политического и духовного развития нашей страны. Задача – в умелом и рачительном распоряжении этими ресурсами.

По всем направлениям наблюдаются как достижения, так и наличие проблем. Достижения этой модели:

ü не дала сформироваться в Беларуси олигархическим кланам за счет недобросовестного присвоения общественного достояния;

ü не допустила криминал к власти (по оценкам экспертов, РБ – в шестерке наименее коррумпированных стран мира);

ü не привела к массовой безработице и обнищанию людей;

ü не привела к разрыву традиционных экономических связей с партнерами и развалу реального сектора экономики.

Среди факторов, которые мешают реализации модели демократического социального правового государства, можно выделить как важнейшие:

ü социально-экономический, политический, нравственный и духовный кризис, начало которому положили процессы перестройки (модернизации) и развал Советского Союза. По данным Глобального отчета о человеческом развитии за 2001 год, Беларусь по ИЧР (индекс человеческого развития) заняла 53 место среди 162 государств, т.е. передвинулась из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала;

ü недостатки административно-командной политики, проводимой правящей политической элитой. Эксперты отмечают, что среди факторов, определяющих динамичное развитие любого общества, ведущая роль принадлежит фактору государственного и хозяйственного управления. Наша система регулирования и управления пока находится в стадии становления, но уже сейчас можно отметить ее огромный бюрократический аппарат: в РБ на 10000 человек приходилось 68 бюрократов, в России в 2,4 раза меньше по данным на 1999 г.

ü внешняя самоизоляция РБ, повлекшая прекращение инвестиций в экономику, тормозящая процесс перевооружения промышленности и других отраслей экономики;

ü распад СССР и разрыв экономических связей с бывшими республиками Союза, жесткая привязка белорусской экономики к российской;

ü невысокая политическая культура населения, отсутствие устойчивых демократических традиций в правовом и политическом сознании и поведении всех политических и правовых субъектов - от индивидов до государства и государственных институтов.

Понятие культуры.

Наши рекомендации