Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.
Философия 20 в. выработала представления о базисных характеристиках человека. Одной из таких характеристик выступает коммуникация.
В соответствие с тем, как трансформируется коммуникация, можно проследить, как развивается человеческое общество.
Коммуникация – это знаково-символьное взаимодействие между людьми, несущее в себе смысловую нагрузку. Это смысловой аспект взаимодействия. Коммуникативные действия предполагают ориентацию на другого и выявление смысла этой ориентации.
Пример классификации типов коммуникаций: индивидуальная коммуникация (небольшое число людей), публичная коммуникация (большое число людей), массовая коммуникация (огромное число людей). Можно структурировать и по другому принципу. Автокоммуникация – мы ведем диалог с самим собой, и этот другой в нас – это представитель некой референтной группы, общества, совесть. Герберт Маклюэн в своих работах проанализировал фундамент функционирования общества массовой коммуникации.
Выделяют различные типы коммуникации, и различные типы общественных отношений по принципу господствующей коммуникации.
Общество аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возможность внушение, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.
Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возможность анализировать, сопоставлять различные фрагменты и т.д.
Во второй половине 20-го в. появляется радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность информации, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда человек воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировая деревня.
Массовая культура и дегуманизация социальных отношений в современных обществах.
Массовое общество - это общество, в котором массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великий героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процессы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ – движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем.
Элита и массы. Первым анализировал эту проблему Хосе Ортега-и-Гассет. Массовое общество с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость – такой же стандарт – выглядеть не так как все). Ценится непрерывно расширяющееся потребление. Это общество массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие человека, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры – все-таки есть какой-то просветительский момент, например, борьба с наркоманией.
Массовый человек. Усредненность притязаний, не стремится к высоким свершениям, у него отсутствует жизненный проект. Он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя. Некритичное отношение к реальности, конформизм. Аполитичность. Непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общества требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты. Довольство собой, переходящее в самодовольство. Отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Отсутствие человека… Что отличает человека элиты? – Труд, интеллект и ответственность.