Философия эпохи Возрождения или Ренесанса.
Это был период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Это был период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период (греческая культура времен Перикла), когда человек существовал как цельное духовное существо. Идеологи Ренесанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Эта эпоха отвергает аскетизм (отказ от чувственной ориентации).
Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Для эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях человека. Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует в художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Основная тенденция эпохи – гуманизм. В науке тоже были сделаны выдающиеся открытия (Коперник). Великие философы эпохи – Джордано Бруно (1548-1600), Н.Кузанский (1401-1464).
Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Бог есть все вовсем , но в свернутом виде. Творение мира развертывание этого свернутого всего. Бог – бесконечное бытие. Кузанский считал, что в бесконечности не может быть центров и периферии, - это была почва для гармонической модели Вселенной Николая Коперника. Человек может бесконечно приближаться к истине, никогда не достигая полного познания. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.
Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. В бесконечности теряется разница между большим и малым. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество, например, муравьем или всеми другими существами. Бруно – понтеист (понтеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.
Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией.
Философия нового времени.
Этот период философии начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая особенность этого периода – ослабление влияния религии и церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось усиление науки в обществе. Новое мировоззрение наиболее ярко проявляется в философии Ф. Бекона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.)
Ф. Бекон был политиком, однако его политическая карьера оборвалась на самом пике. Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органом», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органом» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бекон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:
1. Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума. Антропомортизация – перенесение на природу человеческих качеств и свойств. В природе целей не существует.
2. Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.
3. Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов. Слова насилуют разум.
4. Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.
Помимо вышеприведённой критической части, он разработал и позитивную часть, в которой важную роль отдаёт методу. Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:
1. плодоносные – они приносят практическую пользу
2. светоносные – они проявляют фундаментальные знания
Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.
Другим великим философом того времени является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, – Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с антологии (?) (изучение проблемы бытия) на гносеологию (?) (теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:
1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)
2. Духовная субстанция (характеризуется единством)
Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического (?) параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.
Философия Спинозы.
Бенедикт Спиноза родился в 1632 и умер в 1677. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть бог. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:
протяжение
мышление
Субстанцию характеризуют модусы – единичные конкретные вещи. Спиноза детерминист (всё в природе строго упорядочено). Важнейший принцип гносеологии (?) Спинозы – «Этика». Три вида познания:
1. чувственное (недостоверный источник знаний)
2. понимание (противопоставляется чувственному)
3. интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)
Спиноза отвергает свободной воли. Воля есть разум человека. Спиноза – детерминист (никаких случайных явлений быть не может, случайность – результат нашего незнания причин). Свобода отожествляется с познанием необходимости. Спиноза разработал концепцию интеллектуальной любви к Богу: в человеке заложено желание постичь мир в целом, в его единстве. Смерть – это возвращение в единую субстанцию. В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным. Порядок и связь идей – это то же, что и порядок вещей.
Философия Джона Локка (1632-1704 гг.)
Это английский философ. Он продолжал линию эмпиризма, начатую Бэконом. Основное сочинение – «Опыт о человеческом знании». Он опровергает Декартову концепцию врождённых идей. Человеческий разум – чистая доска, на которой опыт оставляет свои следы – знания. Опыт бывает внешним (на основе чувств), где различают первичные и вторичные качества. Первичные качества – это протяжённость, масса, и т.д. Вторичные – цвет, звук и т.п. Опыт бывает и внутренним – рефлексия (?), из внутреннего опыта вытекают идеи состояния человеческого духа. Разум соединяет или разъединяет простые идеи и формирует более общие понятия, идеи, субстанции и т.д.
Истина для Локка – соединение или разъединение идей сообразно действительности. Познание Локк делит на:
- интуитивное
- демонстративное (истины математики, бытия, бога)
- сентетивное (наименее ясное)
Локк – автор концепции буржуазного либерализма. Локк придерживался концепции естественного права – люди рождены свободными, они являются хозяевами своей судьбы. Государство не должно узурпировать права. Локк разработал идею парламентской монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Выдвинул идею религиозной терпимости. Развивал идеи протестантства.
Философия эпохи просвещения.
Философия этой эпохи связана с утверждением в Европе буржуазных отношений. Крупнейшие философы эпохи – Вальтер, Руссо (деисты), Гольбах, Дидро, Гельвеций (материалисты). Общая идея эпохи – принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью). Французские просветители своими идеями подготовили французскую буржуазную революцию. Французские материалисты продолжали линию, заложенную во Франции Декартом (природа – стройная механическая система, человеческое тело – сложная машина). Для французских материалистов природа – самодостаточная сущность. В природе имеет место непрерывный круговорот вещества, движения и силы. Для французских материалистов природа, Вселенная и материя – синонимы. Эти материалисты – представители воинственного атеизма. Человек рассматривался как неотъемлемая частица природы. В теории познания материалисты продолжали линию гносеологического (?) сенсуализма (познания нам дают органы чувств). Основные сочинения Лосметри – «Человек – машина». Разум – способность комбинировать ощущения. Познание – это пассивное копирование реальности с помощью органов чувств. Материализм во Франции был механическим (законы механики – законы которым всё подчиняется). В своём учении об обществе французские материалисты «скатывались» на позицию идеализма – разумная организация жизни возможна на основе внесения в общество законов. Развивается идея общественного прогресса (неуклонного развития человеческого разума). В Англии просвещение было представлено Локком. Крупнейшие представители немецкого просвещения – Шиллер и другие.
Немецкая классическая философия.
Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеминг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания.
Философия И. Канта.
Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его деятельности различают 2 периода:
до критический (до 1770)
критический (с 1770)
Его произведения:
«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791).
В 1755 вышла «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он разработал теорию происхождения мира из туманности. Затем Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант совершил в философии коперниковский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Кант сформировал основные философские вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Область познаний ограничена областью явлений и феноменов (это явления), как они даются нашему пониманию: Кант выделяет такие вещи в себе (нормены ? )
Агностицизм (важная особенность кантовской философии) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.
Априоризм (вторая особенность кантовской философии) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм.
Познавательные способности:
· Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.
· Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.
Благодаря наличию категорий обеспечиваются объективная всеобщность.
Кант выделил несколько основных категорий:
Количество (единое множество)
Качество (реальность, ограничения)
Отношение
Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).
· Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.
И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.
Антиполии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте».
Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания; в этом Кант – субъективный идеалист. Однако он в то же время материалист, т.к. он настаивает на наличие причин в себе.
Практический разум – это морали, область отношений с другими людьми. Кант верил в существование морального закона «голос совести», требует от нас действовать не по своему желанию, а руководствоваться чувством долга.
Кант писал: «поступай так, чтобы максима (правило) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «поступай так, чтоб другой человек никогда не был средством для тебя, а целью».
В своих философских работах И. Кант отвечал на вопрос «на что я могу надеяться». Человек может надеяться на бога. Бытие бога невозможно доказать логическими аргументами, но признать его существование необходимо, т.к., если мы не сделаем этого, тогда нет возможности согласовать доброе поведение, требуемое моральным законом, со злом в мире (обществе). Кант подчёркивает онтогонизмы в истории развития. Конечная цель развития человеческого общества – гражданский мир.
Философия других немецких философов.
Развитие немецкой классической философии связано с критикой кантовских вещей в себе.
I. Одним из представителей этой философии был Фихте, который отвергал учение о вещах в себе. Особенность его философии – последовательный объективный идеализм. Реальность – это результат развёртывания познающего я.
II. Другим известным представителем немецкой философии был Гегель (1770-1831 гг.), который тоже отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественного изменения (?) в качественное.
3. Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.
· Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез
Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма)
Качество, количество, мера
Сущность, явление, действительность
Понятие, объект, идея и т.д.
· Мировой разум порождает природу и развивается в ней.
· Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе.
Субъективный дух – форма индивидуального бытия.
Объективный дух – форма надындивидуального бытия. Сюда можно отнести право, мораль, нравственность, гражданское общество, государство.
Абстрактный дух – к нему можно отнести искусство, религию и философию.
Финя (?) – высшая форма самопознания абсолютного духа.
В своих сочинения Гегель имеет идею противоречия между методом и системой. Для Гегеля метод является диалектическим, требующим рассматривать любую форму бытия как временную, которая должна уступить место более высокой форме. Система философии приходит к заключению самопознания самой себя. Философия – конечный разум, что противоречит методу. Не только философия имеет свой конец, но и история имеет свой конец – политические реалии Германии во время, когда жил Гегель.
Таким образом, Гегель был крупнейшим представителем диалектико-идеалистической философии.
III. Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Маркса и Энгельса.
Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)
Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику.
1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии.
2. Исторический материализм.
Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций.
3. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.
Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека.
Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе.
Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа.
Артур Шопенгауэр (философия жизни) В начале IXX в. Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской философии и считал учение Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» – это основное сочинение Шопенгауэра, которое легко читается и переиздается по сей день. Суть его философии в названии сочинения. Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть в себя. Подлинную сущность человека составляет не разум, а воля (космическое начало). Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом познания, это орган выживания существа в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается к наследию индийской философии. Он – основоположник философии жизни, продолжателями которой были Ницше и Берсон.
Ницше – философ II половины IXX века. Он умер в 1900 году. Он считал, что сущность реальности выражает не воля к жизни, а воля к власти. Ницше рассматривает жизнь сквозь призму биологии. Он враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде всего мораль и христианство. По Ницше нормальное состояние общества – это господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, у которого воля к власти активизирована. Ницше выступал против философии. Ницше выступает против нарастания социализма и демократии.
Анри Берсон, французский философ, был продолжателем линии жизни. Он умер после первой мировой войны. «Творческая эволюция» – главное сочинение Берсона. Творческий порыв – иррациональный процесс. Жизнь – непрерывный творческий процесс с созданием новых форм. Жизнь демонстрирует антиэнтропийную направленность. Материя – выпавший в осадок дух, утративший свою энергию. Адекватный способ познания реальности – это интуиция, которая является более развитым инстинктом. Интеллект устроен по принципу кинематографа: он, имея дело с мёртвой реальностью, дробит реальность на картинки и создаёт иллюзию жизни.
Позитивизм.
Основоположник – французский философ О. Кант. Первоначально кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Кант начал с отрицания натур. Философии. Кант считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии:
1. Мировоззрение мифологическое
2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).
3. Позитивная стадия
Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия – , допускается , инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки.
Позитивизм прошёл три стадии:
1) Позитивизм О. Канта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г.
2) Спенсера.Эмпириокритицизм (Махири):
Основоположник – Э. Мах . Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.
3) Неопозитивизм.
Философия ХХ века.
В ХХ веке в философии продолжалась позитивистская линия.
Основные направления философии ХХ века:
1. Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.
а) Неопозитивизм – противопоставление научного эмпиризма философским абстракциям.
б) Экзистенциализм – существование понимается, прежде всего, как представление страдающего индивидуума о действительности.
в) Феноменология
г) Персонализм
2. Структурализм
а) Неотомизм – философия католицизма
б) Психоанализ
в) Герменевтика – в качестве главной гносеологической проблемы выдвигалась проблема понимания.
г) Постмодернизм – культура понимается как субъективно и произвольно интерпретируемые тексты и мысли.
3. Научный материализм
а) критический рационализм
4. Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.
Неопозитивизм.
Представители: Бертран Рассел, Шесип, Витгенштейн, Карнан и др. Неопозитивизм прошёл в своём развитии определённую эволюцию:
1. Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип пересикации: сведение сложных высказываний к более простым. Куте сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.
2. Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась
3. антиметафизическая установка.
4. Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Корн, Попер, Фейерабнт. Они разработали концепцию элистилиллогического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.
Антистенетистские концепции.
1. Психоанализ.
Он возник в результате деятельности З.Фрейда (Юнга, Эльфома). Психика человека имеет определенную самостоятельную динамику, во внутреннем мире человека огромную роль играют подсознательные процессы, которые не артикулируют сознанием, а, наоборот, могут руководить деятельностью человека.
сверх я – социальная структура, навязанная обществом.
я (эго)
оно
Инстинкт либидо-сознательное начало. Фрейд не ограничился разработкой методики лечения внутреннего мира человека, он читал, что все результаты человеческой деятельности являются результатами сублимации (трансформации человеческой сексуальной энергии в продуктивную деятельность).
Эрих Фром пытался соединить психоанализ с марксизмом. Юнг пересмотрел природу бессознательного, оно представляет сферу архитипов, колективную бессознательность.
2. Экзестенциализм.
Философия экзестенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзестенциализм возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдергер, К.Асперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзестенциализме выражены идеи гуманитарной интелегенции. Экзестенциализм-философия человеческого существования. Предшественниками экзестенциалистов в 19 веке были датские философы Керкегор, Гусель (он основоположник феминологии). Керкегор выделял три стадии человеческого развития:
1) чувственная (символ-Дон Жуан)
2) этическая (чувство долга)
3) стадия страдания
Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гусель разработал концепцию сознания как интенциональность – как смысл наделения. Экзестенциализм различает следующие существования:
А. Подлинное существование.
Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает.
Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзестенциализм бывает:
- Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”.
- Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти)
Экзестенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку.
12. Русская философия 19 – начала 20 века.
Развитие философии в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская философия достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен . Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.
Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопостовляемое индивудуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской философии обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея камизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.
Федоров развивал философию доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Федоров первым обосновывает неизбежность космической экспансии человека. Все это должно базироваться на этическом отношении к космосу. Нравственность должна распространяться не только на всю природу, в том числе и на неорганическую. Федоров сначала работал учителем в гимназии, затем – библиотекарем. Особенность русской философии – интуитивизм (Флоренский, Лопатин). В русской философии была выдвинута идея транссубъективности чувственных данных
ГЛАВА II.
Проблема бытия в философии.
Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.
Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
- Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
- Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
- Есть только небытие (Чанышев).
Есть такая категория - существование, т.е. мыш