Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель:
магистр психологии,
ассистент М. Д. Батаева
Автор:
Студентка 1 курса
Д. О. Сорокина
Москва, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….…6
1.1 Представление о понятии «смысложизненные ориентации» в философии и психологии ……………………….............................6
1.2 Динамика смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе………………………………………………………………………...18
1.3 Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте………………………………………………………………………...…25
Глава II. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….30
2.1 Обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………….30
2.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………………………………………………..36
Заключение………………………………………….………………...….47
Список литературы…………………………………...………………....50
Приложения
Введение
Актуальность исследования.Человек живёт и развивается в определённом культурно - историческом пространстве, специфика которого обусловлена территориальным фактором и соответствующим ему уровнем развития информационных технологий. С ходом исторического развития информационных технологий, человечество подвергалось воздействию всё больших объёмов различного рода информации, что оказало непосредственное влияние на самосознание каждой отдельной личности, становление её смыслов и ценностей. Актуальность исследования смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте обуславливается необходимостью выявить особенности воздействия информационного потока на ценностно-смысловую сферу личности.
Смысложизненные ориентации - это сложные социально-психологические образования, создаваемые значимыми жизненными взаимоотношениями личности и бытия. Они задают направление и границы самореализации личности с помощью структурирования целей-ценностей.
В период юности наблюдается возникновение новых целей и освоение новых социальных ролей, функционирует процесс дальнейшей возрастной социализации. Изменение самосознания сопровождается формированием качественно новых социальных и личностных смыслов. Результатом данного преобразования выступает уникальная система связанных между собой смысложизненных ориентаций.
Юношеский возраст характеризуется такими центральными новообразованиями, как личностное и профессиональное самоопределение. Личностное самоопределение - это определение себя как личности; существующее каждое мгновение ощущение самости относительно собственного внутреннего Я. Профессиональное самоопределение - это одна из форм личностного самоопределения, процесс формирования отношения к профессиональной деятельности, способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. В ходе личностного и профессионального самоопределения человек начинает воспринимать себя социальной единицей общества, происходит объединение смысложизненных ориентаций в систему связей, из которых формируется мировоззрение.
Таким образом, важной предпосылкой успешной самореализации личности выступает согласованная с общественными целями и личностным смыслом система смысложизненных ориентаций, определяющая поведение, выбор, направленность и интересы каждого отдельного человека.
Цель исследования - изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.
Объект исследования- смысловая сфера личности.
Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования - смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.
С целью проверки нашей гипотезы, нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов;
2. Проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте
3. Выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте
Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является идея К. Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания; человек является сознательны существом, а типологическое сознание зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. Идеи Д. А. Леонтьева о том, что смысложизненные ориентации задают направление самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей. Идеи М. Рокича, в которых ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро её мотивации, жизненной концепции, отражают отношение человека к себе, окружающему миру, другим людям.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской и психологической литературы по исследуемой проблеме;
- авторская анкета;
- методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО);
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Выборка исследования:в экспериментальном исследовании приняли участие 30 человек из них 50% юношей и 50% девушек, с разными профессиональными направленностями, с разной обращенностью к религиям, с различным составом семьи и наличием или отсутствием партнера.
Авторская анкета.
Авторская анкета направлена на выявление индивидуальных особенностей респондентов; позволит обозначить ряд факторов, влияющих на особенности смысложизненных ориентаций.
Согласно процессу анкетирования, испытуемых просили ответить на следующие вопросы:
1. Пол;
2. Возраст;
3. Образование;
4. Профессиональный статус;
5. Наличие/отсутствие партнёра;
6. Отношение к религии;
7. С кем осуществлялось Ваше проживание до 17 лет?;
8. Что является наиболее интересным для Вас в Вашей жизни?;
9. В чём смысл Вашей жизни?
См. Приложение 1.
Анкетирование.
В процедуре анкетирования, тестирования по методику А. Н. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) и методике М. Рокича «Ценностные ориентации» приняло участие 30 человек. Состав выборки был сформирован пропорционально, в исследовании приняло участие 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты по данному обобщенному показателю представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.
Уровень образования респондентов распределился следующим образом: «неполное среднее» у 10% респондентов, «полное среднее» у 6,6%, «среднее специальное» у 3,3%, «незаконченное высшее» у 60%, уровень «высшее образование» у 20% респондентов.
Рисунок 2.
Профессиональный статус «специалист» имеют 20% испытуемых, статус «студент» 76,6%, статус «временно не работающий» 1% испытуемых.
Рисунок 3.
В «полной семье» до 17-ти лет проживало 63,3% респондентов, в «неполной семье» - 36,6% респондентов.
Рисунок 4.
Наличие партнёра было выявлено у 56,6% испытуемых, у 43,3% испытуемых он отсутствует.
Рисунок 5.
Принадлежность с одной из конфессий была выявлена у 50% респондентов, 26,6% не принадлежат ни к какой конфессии, 23,3% респондентов обладают нестандартными религиозными взглядами.
Рисунок 6.
Таблица 1.
Ценности Пол | Ценности самоутверждения | Ценности принятия других людей |
Девушки | Образованность | Терпимость Чуткость Широта взглядов Честность |
Юноши | Высокие запросы Независимость Образованность | Самоконтроль Честность |
Девушки отдают предпочтение конформистским и альтруистическим ценностям, а юноши – индивидуалистическим и конформистским.
Таблица 2.
Ценности Пол | Индивидуалис-тические ценности | Конфор-мистские ценности | Альтруис- тические ценности |
Девушки | Рационализм | Воспитанность Широта взглядов | Терпимость Чуткость |
Юноши | Независимость Рационализм | Воспитанность Самоконтроль | - |
Девушки считают конкретные ценности важнее абстрактных. Юноши, наоборот, отдают предпочтение последним.
Таблица 3.
Ценности Пол | Конкретные ценности | Абстрактные ценности |
Девушки | Активная деятельная жизнь Здоровье Наличие хороших и верных друзей | Любовь Уверенность в себе |
Юноши | Здоровье Наличие хороших и верных друзей | Любовь Развитие Уверенность в себе |
Выбирая между ценностями профессиональной самореализации и целями личной жизни, и девушки, и юноши единогласны: цели личной жизни важнее. Вместе с тем, оба пола выбрали одни и те же цели в личной жизни: друзей и присутствие любимого человека.
Таблица 4.
Ценности Пол | Профессиональная самореализация | Личная жизнь |
Девушки | Активная деятельная жизнь | Любовь Наличие хороших и верных друзей |
Юноши | Развитие | Любовь Наличие хороших и верных друзей |
Таблица 5.
Ценности Пол | Этические ценности | Ценности общения | Ценности дела |
Девушки | Широта взглядов | Воспитанность Жизнерадост-ность Терпимость Чуткость Честность | Образован-ность Рационализм |
Юноши | Ответствен-ность Высокие запросы Независимость Самоконтроль | Воспитанность Жизнерадост-ность Честность | Образован-ность Рационализм |
Выбирая между этическими ценностями, ценностями общения и ценностями дела, юноши возносят этические ценности, а девушки – ценности общения.
Заключение
В связи с актуальностью проблемы влияния информационных потоков на самосознание личности в юношеском возрасте, возрастает интерес к изучению аспектов жизни людей, находящихся в данном возрастном периоде, с целью выявления особенностей смысловой сферы, которая формирует основу личности.
Главной целью курсовой работы являлось изучение смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Для достижения этой цели нами были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов; проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте; выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте; проведено эмпирическое исследование по данному вопросу.
На первом этапе нашей работы был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по становлению понятия смысложизненные ориентации личности. С помощью полученных данных было составлено рабочее понятие: смысложизненные ориентации - это направленность личности на достижение результатов в каком - либо роде деятельности; основная жизненная цель. Далее мы провели анализ понятия «смысл жизни» в различные исторические эпохи и выделили ключевые направления развития философской мысли по данному вопросу в каждой из эпох.
Второй этап нашей работы заключался в анализе психологических особенностей личности в процессе онтогенеза.
На третьем этапе нами были изучены и рассмотрены психологические особенности личности в юношеском возрасте.
Заключительным этапом нашей работы было проведение эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте. В нашем исследовании приняли участие 30 испытуемых, из них 15 юношей и 15 девушек.
Для изучения особенностей смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте использовался комплекс методик, таких как: авторская анкета, «Методика ценностных ориентаций» М. Рокича и «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.
Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юности позволило сделать следующие выводы:
1. Личность в юношеском возрасте характеризуется наличием целей в будущем, придающим жизни осмысленность, направленность, временную перспективу; воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; характеризуется убеждением в том, что может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность.
2. В юношеском возрасте человек воспринимает прожитую жизнь продуктивной и осмысленной, а себя при этом сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами, представлениями о ее смысле.
3. В юношеском возрасте девушки более направлены на ценности принятия других людей, тогда как юноши выделяют для себя ценности самоутверждения. Девушки отдают предпочтение конформистским и альтруистическим ценностям, юноши – индивидуалистическим и конформистским. Девушки считают конкретные ценности важнее абстрактных, для юношей абстрактные ценности становятся наиболее важными. Среди ценностей профессиональной самореализации и ценностей личной жизни, для девушек и юношей цели личной жизни оказываются наиболее значимыми, в частности, наличие верных друзей и любимого человека. В этических ценностях, ценностях общения и ценностях дела, для юношей важнее этические ценности, а для девушек – ценности общения.
Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 1999
2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизненности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: 1981
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991
4. Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студента. / Под ред. Д. И. Фельдштейна: 2-е изд., дополн. – М., 1996
5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. – М.: Мысль, 1978
6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989
7. Берсим А. В. Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных группах / А. В. Берсим, С. А. Прокопьева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 1
8. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М. С. Гилярова. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989
9. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2006
10. Братусь Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности / Б. С. Братусь // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. - М.: 1983
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008
12. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2005
13. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007
14. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Собр. соч.: в 6 т. – Т. 6. – М.: 1966
15. Кочеткова Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением /Т. Н. Кочеткова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. – № 2
16. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012.
17. Кудашев А. Р. Смысложизненные ориентации в структуре личностного самоопределения студентов-психологов / А. Р. Кудашев, Е. А. Оленева // Вестник ВЭГУ. - 2008. – № 1
18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Книга по требованию, 2011
19. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000
20. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003
21. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. –№ 6
22. Летягина Е. Л. Отношение к смерти у взрослых в связи с субъективными переживаниями детства и смысложизненными ориентациями / Е. Л. Летягина, М. В. Галимзянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2013. – Т. 1. – № 1
23. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1998
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – М.: 1974
25. Маслянка Ю. В. Смысл жизни как психологический феномен и философская проблема (к вопросу о роли философии в интеграции научных представлений о сущности и смысле жизни) / Ю. В. Маслянка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2012. - № 1
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 1999
27. Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы / Е. В. Некрасова// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2008. – № 2. – С. 135-140.
28. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992
29. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990
30. Рябова М. Г. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) / М. Г. Рябова, Е. А. Уварова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - Т. 3. - № 2. – С. 97-106
31. Сахарова Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т. Н. Сахарова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. – Т. 1. – № 13. – С. 311-317
32. Тащёва А. И. Особенности смысложизненных представлений в пожилом возрасте / А. И. Тащёва, С. В. Бедрединова, Е. О. Шульц // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 24-34
33. Трофимова Н. М. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов / Н. М. Трофимова, // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 9
34. Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И. В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10
35. Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. - М.: АСК, 2006
36. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990
37. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - СПб: Астрель, 2012
38. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека/ В.Э. Чудновский // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни / под ред. В. Э. Чудновского. - М.: 1997
39. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. Пер. с нем. В. М. Бакусева, А. В. Кричевского. - М.: Канон, 1994
40. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе / Е. Ф. Ященко, Э. В. Ященко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 31
Приложения
Приложение 1
Инструкция: «Здравствуйте! Это анкетирование направлено на выявление индивидуальных особенностей респондентов. Оно позволит обозначить ряд факторов, влияющих на особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Прошу Вас принять участие в анкетировании и ответить на все заданные вопросы в анкете. Отвечать на вопросы необходимо честно, и выбрать тот вариант ответа, который больше всего подходит Вам. Выбранный Вами ответ следует отмечать галочкой. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые будут использованы вместе с ответами других респондентов. Желаем Вам удачи!».
Приложение 2
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (Методика СЖО)
БЛАНК СЖО
Обычно мне очень скучно. | Обычно я полон энергии. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений. | В жизни я имею очень ясные целя и намерения. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. | Моя жизнь наполнена интересными делами. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
Я человек очень обязательный. | Я человек совсем не обязательный. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | В жизни я нашел свое призвание и цели. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. | Мои жизненные взгляды вполне определились. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Приложение 3
Приложение 4
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Бланк тестируемого________________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |
Приложение 5
«Конкретные» и «абстрактные» ценности
Конкретные ценности | Место в жизни | Абстрактные ценности | Место в жизни |
Активная деятельная жизнь | Жизненная мудрость | ||
Здоровье | Красота природы и искусства | ||
Интересная работа | Любовь | ||
Материально обеспеченная жизнь | Познание | ||
Наличие хороших и верных друзей | Развитие | ||
Общественное признание | Свобода | ||
Продуктивная жизнь | Счастье других | ||
Счастливая семейная жизнь | Творчество | ||
Удовольствия | Уверенность в себе |
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
[1] Ефремова Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка. - 2007. - С. 198
[2] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992
[3] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2. – М., Мысль, 1978. - С. 265
[4] Кант И. Религия в пределах только разума Т. 6. М., 1966. - С.11
[5] Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. М.: АСК, 2006. - С.215
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – М.: 1974
[7] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. Пер. с нем. В.М. Бакусева, А.В. Кричевского. - М.: Канон, 1994. - С.195
[8] Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. - С.129
[9] Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. СПб. Астрель, 2012. - С.207
[10] Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1990. - С.145
[11] Лосский Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1998. - С.301
[12] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - С.186
[13] Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - С.211
[14] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: 2011. - С.105. - С.279
[15] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. - С.407
[16] Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. - С.367
[17] Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - С.73
[18] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - С.134
[19] Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - С.187
[20] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Книга по требованию, 2011. - С.83
[21] Трофимова Н.М. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов / Н.М. Трофимова, // Высшее образование сегодня. - 2009. – № 9
[22] Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. - 2008. – № 10. - С.57
[23] Сахарова Т.Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т.Н. Сахарова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. – Т. 1. – № 13. – С. 311-317.
[24] Рябова М.Г. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) / М.Г. Рябова, Е.А. Уварова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. – Т. 3. – № 2. – С. 97-106.
[25] Берсим А.В. Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных группах / А.В. Берсим, С.А. Прокопьева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 1. - С.47
[26] Летягина Е.Л. Отношение к смерти у взрослых в связи с субъективными переживаниями детства и смысложизненными ориентациями / Е.Л. Летягина, М.В. Галимзянова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2013. – Т. 1. – № 1. - С.141
[27] Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособ. для студента. / Под ред. Д. И. Фельдштейна: 2-е изд., дополн. – М.: 1996. - С.77
[28] Тащёва А. И. Особенности смысложизненных представлений в пожилом возрасте / А. И. Тащёва, С. В. Бедрединова, Е. О. Шульц // Российский психологический журнал. - 2015. Т. 12. - № 2. – С. 24-34
[29] Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., Академия, 1999. - С.275
[30] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999
[31] Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2012. - С.268
[32] Философский словарь. Под ред. И. Андрущенко, О. Вусатюк, С. Линецкий. М.: АСК, 2006. - С.104
[33] Далгатов М.М. Ценности и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских учебных заведений / М.М. Далгатов, Н.Т. Магомедова, У.М. Асдулаева, И.А. Гадисова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. – № 3. - С.12
[34] Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением /Т.Н. Кочеткова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. – № 2. - С.118
[35] Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - С.327
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель:
магистр психологии,
ассистент М. Д. Батаева
Автор:
Студентка 1 курса
Д. О. Сорокина
Москва, 2014
Содержание
Введение………………………………………