Особенности формирования полового влечения

Стадии развития либидо Подгруппа с отсроченным психосексуальным развитием (n=9) Подгруппа с опережающим психосексуальным развитием (n=6)
  Понятийная стадия М а ла я дифференцирован - ность понятий сексуального содержания как результат срав- нительно низкой осведомлен- ности. Жесткость полоролевых стереотипов, узкий диапазон сексуальной приемлемости. Односторонние представления о половых различиях, касающи- еся в основном только собствен- но сексуального поведения. Гипермаскулинное поведение в сочетании с отношением к женщине как к объекту.
Романтическая стадия У большинства испытуемых она полностью отсутствует, у других редуцирована. У большинства испытуемых она полностью отсутствует, у других редуцирована.
  Эротическая стадия Задержка развития психогенного характера. Сексуальные пере- живания тормозятся ханжескими моральными установками, соче- таются с негативными эмоциями (страха, запретности и пр.) Ранние секс уальные фан- тазии, сопровождающиеся переживанием фрустрации сексуальной сферы, что влечет различные формы сексуаль- ной активности, прежде всего, суррогатные.
  Сексуальная стадия Обнару живаетс я снижение половой активности на фоне достаточно сохранной биологи- ческой базы. Половая активность (чаще всего, навязанная извне) опережает другие проявления сексуальности.

Отсутствие коммуникативных навыков, неумение корректировать в процессе общения с партнершей свое поведение, попытки форсиро- вать отношения, «перескочить» через платоническое общение и эро- тический контакт заранее обрекают их на неудачу, приводя к целому ряду сексуальных фиаско, что, в свою очередь, обусловливает наличие у них комплекса сексуальной неполноценности.

Другой причиной выступает несоответствие самооценки своих сексуальных возможностей представлениям о мужской половой роли. Причем в ряде случаев самооценка отражает их реальные воз- можности, а в ряде других это связано с наличием гипермаскулинных установок.

Еще одной важной причиной высокой фрустрированности сексу- альной сферы является наличие детских сексуальных психотравм и негативного сексуального опыта. Непосредственные причины могут быть различны – раннее знакомство с сексуальной стороной челове- ческих отношений (возможность наблюдать за гомо- или гетеросек- суальными отношениями взрослых), собственно сексуальные психо- травмы, например, ранний гетеросексуальный контакт (связанный зачастую с унижающим поведением партнерши), гомосексуальное насилие, наказание, полученное в детстве со стороны родителей за эротические манипуляции (в одном случае – за гомосексуальный контакт со старшим братом).

Однако трудно согласиться с точкой зрения некоторых зарубеж- ных авторов [Groth N.A., 1979], что сексуальные преступления, в том числе серийные, всегда являются результатом психических нарушений, вызванных сексуальными травмами детства. Представляется, что негативный сексуальный опыт и психотравмы оказывают более опо- средованное влияние на психосексуальное развитие испытуемых.

С одной стороны, они определяют особую личностную значи- мость и, в то же время, фрустрированность именно этой сферы человеческих отношений. Причем в зависимости от особенностей психосексуального развития возможны два варианта формирования этого предиспозиционного фактора.

Первый из них обусловлен ретардацией сексуального развития, что обнаруживается в том, что реализация полового влечения, сексу- альное поведение соответствует той стадии, на которой произошла задержка (преимущественно эротической), а сексуальные фантазии – следующей стадии. Собственная половая активность связана не столько с сексуальным влечением, сколько обусловлена попытками соответствовать либо своим маскулинным установкам, либо (что встречается гораздо чаще) социальным экспектациям референтной группы. Как правило, сексуальная инициация происходила благодаря активности либо более опытной сексуальной партнерши, либо других лиц (друзей, родственников) и субъективно переживалась как сексу- альное фиаско. Причем в ряде случаев негативные переживания были

связаны не столько с течением самого полового акта, сколько с по- ведением партнерши, либо ее несоответствием косно-штампованным полоролевым представлениям (например, отсутствие у партнерши девственности). Все это обеспечивает острое переживание соб- ственной сексуальной неполноценности и приводит в дальнейшем к фиксации субъекта на этой сфере человеческих отношений.

Второй вариант связан с сексуальными психотравмами детства, обусловившими раннее пробуждение сексуального интереса и сексу- альной активности субъекта. Поскольку пробудившийся интерес не удовлетворялся, не имея под собой ни биологической, ни социальной почвы, именно здесь в дальнейшем и фиксировалась точка самоу- тверждения личности. Однако в любом случае сексуальная сфера приобретает у испытуемых группы многоэпизодных преступников особую личностную значимость, именно в ней концентрируются их личностные проблемы.

С другой стороны, негативный опыт и сексуальные психотравмы обеспечивают сочетание сексуального возбуждения с дополнитель- ными негативными эмоциональными переживаниями (например, страхом), что приводит к двум существенным последствиям.

Во-первых, в дальнейшем сексуальное возбуждение актуализи- рует мощные негативные переживания, приводящие к подавлению нормальной сексуальности. У большинства испытуемых этой группы обнаруживается отчетливая гипосексуальность, первичная, связанная с задержками психосексуального развития, либо вторичная. В по- следнем случае она обусловлена тем, что реализация сексуального поведения требует достижения функционального состояния более высокого уровня психической напряженности, чем в норме, актуали- зации только сексуального влечения уже недостаточно и требуется дополнительное подкрепление.

Во-вторых, сексуальное возбуждение, подкрепленное сильными эмоциями, субъективно переживается острее, протекает на фоне более мощного функционального состояния, что может проявляться в виде неадекватных «вспышек» сексуальной агрессии. Отметим, что модаль- ность подкрепляющих эмоций, на наш взгляд, не имеет существен- ного значения. Можно полагать, что положительное подкрепление сексуальных побуждений давало бы аналогичный результат.

Таким образом, психосексуальной предиспозицией формирования личности серийных преступников является высокая фрустриро- ванность сексуальной сферы, что определяется: ее повышенной

ранимостью в психологически нагрузочных для субъекта ситуациях; ретардацией психосексуального развития; закреплением сочетания сексуальных переживаний с иными сильными эмоциями.

Наши рекомендации